Урок-тренинг по математике во 2-м классе по теме "Табличные случаи умножения и деления. Решение задач"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить знания таблицы умножения на 0, 1, 2, 3 и соответствующие случаи деления.
    Закрепить умения решать задачи изученных видов.
  2. Способствовать формированию системы умственных действий на основе учебного материала. Развивать умения действовать по заданному алгоритму. Развивать речь учащихся. Развивать общеучебные умения и навыки.
  3. Развивать коммуникативность, организаторские качества, умение работать в группе, умение проводить самооценку и взаимооценку.

Основные дидактические методы:

  • групповой метод;
  • метод самоорганизации познавательной деятельности обучающихся.

Частные методы и приёмы:

  • инструктивно – практический;
  • частично – поисковый;
  • продуктивно – практический.

Дидактические средства:

ТСО:

  • мультимедийный проектор, экран;
  • электронная презентация к уроку (Приложение 1).

Для обучающихся:

  • задания на листах;
  • “групповая карта” - на каждой парте;
  • демонстрационные плакаты: “Мы думаем, считаем, полагаем…”, “Умножение и деление на 1 и на 0”, “Таблица Пифагора”.

Методическая литература:

  1. Петерсон Л. Г., Барзунова Э. Р., Невретдинова А. А. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 2. Варианты 1 и 2. – М.: Баласс, 2005.
  2. Петерсон Л. Г. Математика. 2 класс. Часть 2. – М.: Ювента, 2002.
  3. Калинина О. Б. Уроки – тренинги как средство обобщения и систематизации знаний. // “Школа 2000…”. Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. // Под научной редакцией Г. В. Дорофеева. Выпуск 3. – М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2000.
  4. Иллюстрации к презентации из сказки “По щучьему веленью”. – М.: Фламинго, 2006 г.

Ход урока

I. Организационное начало. Дети говорят хором:

“Долгожданный дан звонок,Начинается урок!”

II. Постановка цели.

Учитель:

- Начинаем урок – тренинг (Демонстрация 1 слайда презентации.)

- Прочитайте его тему хором.

- Сегодня мы с Катей Персиковой, Вовой Колесниковым и Петей Зайцевым вновь отправимся в сказку. Вы догадались, в какую? ( Дети рассматривают иллюстрацию, говорят название сказки.)

- Правильно, это русская народная сказка “По щучьему веленью”, но будет она на математический лад.

Отправляемся в путешествие. Чтобы оно удалось, вы должны быть внимательными, сообразительными и активными помощниками друг для друга.

Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь. Пожелайте удачи! Не забывайте о правилах работы в группе.

- Сначала познакомимся с эпиграфом урока

(Демонстрация 2 слайда презентации. Чтение детьми эпиграфа хором):

“Знания – сила!”

- К смыслу этих слов мы вернёмся в конце урока. А сейчас – в путь!

III. Самостоятельная работа. Работа в группе. Принятие решения.

Учитель:

(Задание 1)

- Помните, пришёл Емеля к проруби, зачерпнул вёдрами воду и поймал щуку.

А она ему говорит: “Отпусти ты меня, Емеля, я тебе пригожусь. Отгадай волшебное число…

Если его умножить на 2, потом разделить на 10, результат умножить на 8, а потом разделить на 2, то получится 4.”

- Ребята, попробуйте отгадать “волшебное” число и сравнить его с ответами наших героев: Кати, Пети и Вовы. Чтобы выяснить, кто из них прав?

Учитель демонстрирует слайды с заданиями (тексты заданий читают дети или сам учитель). На данном уроке 5 заданий (см. Приложение). В каждом задании содержится вопрос и три варианта ответов. Правильным может быть один, а могут быть и все варианты. Выбор скрывает возможные типичные ошибки обучающихся.

Обучающиеся рассматривают все три варианта ответов, сравнивая, сопоставляя их, делают выбор и готовятся к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе.

При работе в группе каждый ученик пытается объяснить и обосновать свой выбор ответа.

Далее следует принятие группового решения. Дети записывают вариант выбранного ответа в специальной карточке, в графе “Выбор в группе”.

IY. Выслушивание классом различных мнений.

Предоставляется слово для высказывания различным группам обучающихся (можно не всем.) Называются варианты ответов. Возможны комментарии. Затем учитель демонстрирует слайд презентации с правильным ответом. Он так же вносится в специальную карточку, в графу “Верный выбор”.

Y. Экспертная оценка.

Учитель демонстрирует слайд презентации с правильным ответом. Он так же вносится в специальную карточку, в графу “Верный выбор”. И работа вновь идёт по этапам – от III к Y.

Этапы III, IY и Y повторяются по числу заданий тренинга.

Физкультпауза (после задания №3). Дети говорят слова и выполняют движения:

Приседаем на уроке.
Встанем прямо, руки в боки.
Дышим носом глубоко.
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лад.
Головой теперь покрутим.
Так мы лучше думать будем!
Поворот и поворот,
А теперь наоборот.
Встанем, дети, на носочки,
Ручки тянем в потолок.
На зарядке ставим точку,
Продолжаем наш урок.

YI. Самооценка. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа урока.

Учитель демонстрирует слайд с таблицей “Экспертная оценка”. Дети сверяют результаты таблицы с результатами в “Групповых картах”. Происходит самооценка знаний и умений по теме.

Далее обучающиеся оценивают результаты своей деятельности на уроке. Для этого используется специальная анкета “Оцените результаты своей деятельности” (Демонстрация слайда, высказывания детей):

  • Внимательно ли слушал товарища?
  • Какие задания были лёгкими?
  • Что было трудно? Почему?
  • Что нужно, чтобы работа стала успешной?
  • Как вы понимаете смысл эпиграфа урока?

Учитель: (Демонстрация последнего слайда презентации)

- Я благодарю вас, ребята, за хорошую работу на уроке!

Окончательные итоги будут объявлены после проверки “Групповых карт”.

Приложение

Задание №1

Щука просит Емелю отгадать “волшебное” число: “Если его умножить на 2, потом разделить на 10, результат умножить на 8, а потом разделить на 2, то получится 4.”

Найдите х:

х

    

*2

 

:10

 

*8

 

:2

 

4

 

1).______________________
2).______________________
3).______________________
4).______________________

 


Катя считает, что это число 5.
Петя думает, что это 40.
Вова считает, что это 0.

Кто прав? Объясните ход ваших действий.

Ответ: права Катя! Это число 5.

Х

 

* 2

: 2

: 10

* 10

* 8

: 8

: 2

* 2

4

 

1). 4 * 2 = 8

2). 8 : 8 = 1

3). 1 * 10 = 10

4). 10 : 2 = 5


 

Задание №2

Приказал Емеля: “По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, вёдра, домой сами!”

А вёдра не идут, пока Емеля задачу не решит:

“Вчера Емеля принес домой 2 ведра воды по 7 литров в каждом. А сегодня – 4 ведра по 3 литра в каждом. На сколько больше литров воды принёс Емеля вчера, чем сегодня?”

Наши герои снова пришли ему на помощь.

Катя решила: Петя решил:

1). 7 * 2 = 14 (л) 1). 2 * 7 = 14 (л)

2). 3 * 4 = 12 (л) 2). 4 * 3 =1 2 (л)

3). 14 –1 2 = 2 (л) 3). 14 – 12 = 2 (л)

Ответ: на 2 л принёс Ответ: на 2 л принёс

больше сегодня. больше сегодня.

 

Вова решил:
7 * 2 – 3 * 4 = 2 (л)
Ответ: на 2 л принёс больше сегодня.

С чьим решением вы согласны? Почему?

Ответ: правильный ответ у всех детей.

Но Петя рассуждал в 1 и 2 действиях не логично.

Надо количество воды в одном ведре умножать на число вёдер: 7 * 2

и 3 * 4 . А не наоборот!

Задание №3

Приехал Емеля в лес. Дрова колоть самому лень. А топор “по щучьему велению” работать отказывается, требует задание выполнить.

Какое выражение является решением задачи: “Емеля наколол 3 охапки берёзовых дров по 7 поленьев в каждой и 3 охапки сосновых дров по 5 поленьев в каждой. Сколько всего поленьев наколол Емеля?”

Катя выбрала выражение 2.

Петя выбрал выражения 2 и 3.

Вова выбрал выражения 2 и 3.

Чей выбор верный?

Ответ: верно выбрала выражение Катя.

Рассуждение:

по 7 поленьев в 3 охапках, значит:7 * 3;
по 5 поленьев в 3 охапках, значит: 5 * 3.
Далее найдём “целое”: 7 * 3 + 5 * 3.

Физкультминутка

Задание №4

Пришёл к Емеле главный вельможа звать к царю во дворец. А Емеля во дворец не спешит, просит вельможу к задаче схему нарисовать:

“Сколько всего пуговиц на кафтане у Емели, если вдоль полы 1 ряд по 6 пуговиц, на каждом рукаве по 4 пуговицы, да на двух карманах по 1 пуговице?”

Чью схему надо выбрать главному вельможе?

В чём ошибка Пети? Вовы?

Ответ: главному вельможе надо выбрать схему Кати.

Задание №5 (может быть домашним заданием)

Приехал Ёмеля во дворец. Задумал царевну взять в жёны. А царевна заявила, что ей нужен муж образованный. Предложила Емеле “Блицтурнир”. Емеля обратился за помощью к нашим друзьям, ведь такая арифметика ему не по силам.

;

 

Катя 

Петя

Вова

Кузнец подковал а лошадей на все 4 копыта. Сколько подков он израсходовал? 4 * а 4 * а 4 * а
С трёх овец настригли х кг шерсти, с каждой поровну. Сколько кг шерсти дала 1 овца?

х : 3

х : 3

х * 3

У купца было с рублей.

Он купил 3 коней, по х рублей за каждого. Сколько денег у него осталось?

с – х * 3

с –( х*3)

с + х * 3

Кто помог Емеле жениться на царевне?

Ответ: помогли Емеле Петя и Катя.

Задание №1

Найдите х:

х

    

*2

 

:10

 

*8

 

:2

 

4

 

1).______________________

2).______________________

3).______________________

4).______________________




Задание №2

Вчера Емеля принес домой 2 ведра воды по 7 литров в каждом. А сегодня – 4 ведра по 3 литра в каждом. На сколько больше литров воды принёс Емеля вчера, чем сегодня.

Решение задачи: _________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Ответ:_____________________________________________

Задание №5

“Блицтурнир”

Составьте выражения к задачам:

Кузнец подковал а лошадей на все 4 копыта. Сколько подков он израсходовал?

             

С трёх овец настригли х кг шерсти, с каждой поровну. Сколько кг шерсти дала 1 овца?

             

У купца было с рублей.

Он купил 3 коней, по х рублей за каждого. Сколько денег у него осталось?