Цели урока:
- Обобщить знания таблицы умножения на 0, 1, 2, 3 и
соответствующие случаи деления.
Закрепить умения решать задачи изученных видов. - Способствовать формированию системы умственных действий на основе учебного материала. Развивать умения действовать по заданному алгоритму. Развивать речь учащихся. Развивать общеучебные умения и навыки.
- Развивать коммуникативность, организаторские качества, умение работать в группе, умение проводить самооценку и взаимооценку.
Основные дидактические методы:
- групповой метод;
- метод самоорганизации познавательной деятельности обучающихся.
Частные методы и приёмы:
- инструктивно – практический;
- частично – поисковый;
продуктивно – практический.
Дидактические средства:
ТСО:
- мультимедийный проектор, экран;
- электронная презентация к уроку (Приложение 1).
Для обучающихся:
- задания на листах;
- “групповая карта” - на каждой парте;
- демонстрационные плакаты: “Мы думаем, считаем, полагаем…”, “Умножение и деление на 1 и на 0”, “Таблица Пифагора”.
Методическая литература:
- Петерсон Л. Г., Барзунова Э. Р., Невретдинова А. А. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 2. Варианты 1 и 2. – М.: Баласс, 2005.
- Петерсон Л. Г. Математика. 2 класс. Часть 2. – М.: Ювента, 2002.
- Калинина О. Б. Уроки – тренинги как средство обобщения и систематизации знаний. // “Школа 2000…”. Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. // Под научной редакцией Г. В. Дорофеева. Выпуск 3. – М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2000.
- Иллюстрации к презентации из сказки “По щучьему веленью”. – М.: Фламинго, 2006 г.
Ход урока
I. Организационное начало. Дети говорят хором:
“Долгожданный дан звонок,Начинается урок!”
II. Постановка цели.
Учитель:
- Начинаем урок – тренинг (Демонстрация 1 слайда презентации.)
- Прочитайте его тему хором.
- Сегодня мы с Катей Персиковой, Вовой Колесниковым и Петей Зайцевым вновь отправимся в сказку. Вы догадались, в какую? ( Дети рассматривают иллюстрацию, говорят название сказки.)
- Правильно, это русская народная сказка “По щучьему веленью”, но будет она на математический лад.
Отправляемся в путешествие. Чтобы оно удалось, вы должны быть внимательными, сообразительными и активными помощниками друг для друга.
Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь. Пожелайте удачи! Не забывайте о правилах работы в группе.
- Сначала познакомимся с эпиграфом урока
(Демонстрация 2 слайда презентации. Чтение детьми эпиграфа хором):
“Знания – сила!”
- К смыслу этих слов мы вернёмся в конце урока. А сейчас – в путь!
III. Самостоятельная работа. Работа в группе. Принятие решения.
Учитель:
(Задание 1)
- Помните, пришёл Емеля к проруби, зачерпнул вёдрами воду и поймал щуку.
А она ему говорит: “Отпусти ты меня, Емеля, я тебе пригожусь. Отгадай волшебное число…
Если его умножить на 2, потом разделить на 10, результат умножить на 8, а потом разделить на 2, то получится 4.”
- Ребята, попробуйте отгадать “волшебное” число и сравнить его с ответами наших героев: Кати, Пети и Вовы. Чтобы выяснить, кто из них прав?
Учитель демонстрирует слайды с заданиями (тексты заданий читают дети или сам учитель). На данном уроке 5 заданий (см. Приложение). В каждом задании содержится вопрос и три варианта ответов. Правильным может быть один, а могут быть и все варианты. Выбор скрывает возможные типичные ошибки обучающихся.
Обучающиеся рассматривают все три варианта ответов, сравнивая, сопоставляя их, делают выбор и готовятся к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе.
При работе в группе каждый ученик пытается объяснить и обосновать свой выбор ответа.
Далее следует принятие группового решения. Дети записывают вариант выбранного ответа в специальной карточке, в графе “Выбор в группе”.
IY. Выслушивание классом различных мнений.
Предоставляется слово для высказывания различным группам обучающихся (можно не всем.) Называются варианты ответов. Возможны комментарии. Затем учитель демонстрирует слайд презентации с правильным ответом. Он так же вносится в специальную карточку, в графу “Верный выбор”.
Y. Экспертная оценка.
Учитель демонстрирует слайд презентации с правильным ответом. Он так же вносится в специальную карточку, в графу “Верный выбор”. И работа вновь идёт по этапам – от III к Y.
Этапы III, IY и Y повторяются по числу заданий тренинга.
Физкультпауза (после задания №3). Дети говорят слова и выполняют движения:
Приседаем на уроке.
Встанем прямо, руки в боки.
Дышим носом глубоко.
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лад.
Головой теперь покрутим.
Так мы лучше думать будем!
Поворот и поворот,
А теперь наоборот.
Встанем, дети, на носочки,
Ручки тянем в потолок.
На зарядке ставим точку,
Продолжаем наш урок.
YI. Самооценка. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа урока.
Учитель демонстрирует слайд с таблицей “Экспертная оценка”. Дети сверяют результаты таблицы с результатами в “Групповых картах”. Происходит самооценка знаний и умений по теме.
Далее обучающиеся оценивают результаты своей деятельности на уроке. Для этого используется специальная анкета “Оцените результаты своей деятельности” (Демонстрация слайда, высказывания детей):
- Внимательно ли слушал товарища?
- Какие задания были лёгкими?
- Что было трудно? Почему?
- Что нужно, чтобы работа стала успешной?
- Как вы понимаете смысл эпиграфа урока?
Учитель: (Демонстрация последнего слайда презентации)
- Я благодарю вас, ребята, за хорошую работу на уроке!
Окончательные итоги будут объявлены после проверки “Групповых карт”.
Приложение
Задание №1
Щука просит Емелю отгадать “волшебное” число: “Если его умножить на 2, потом разделить на 10, результат умножить на 8, а потом разделить на 2, то получится 4.”
Найдите х:
х |
|
*2 |
|
:10 |
|
*8 |
|
:2 |
|
4 |
1).______________________
2).______________________
3).______________________
4).______________________
Катя считает, что это число 5.
Петя думает, что это 40.
Вова считает, что это 0.
Кто прав? Объясните ход ваших действий.
Ответ: права Катя! Это число 5.
Х |
|
* 2 |
: 2 |
: 10 |
* 10 |
* 8 |
: 8 |
: 2 |
* 2 |
4 |
1). 4 * 2 = 8
2). 8 : 8 = 1
3). 1 * 10 = 10
4). 10 : 2 = 5
Задание №2
Приказал Емеля: “По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, вёдра, домой сами!”
А вёдра не идут, пока Емеля задачу не решит:
“Вчера Емеля принес домой 2 ведра воды по 7 литров в каждом. А сегодня – 4 ведра по 3 литра в каждом. На сколько больше литров воды принёс Емеля вчера, чем сегодня?”
Наши герои снова пришли ему на помощь.
Катя решила: Петя решил:
1). 7 * 2 = 14 (л) 1). 2 * 7 = 14 (л)
2). 3 * 4 = 12 (л) 2). 4 * 3 =1 2 (л)
3). 14 –1 2 = 2 (л) 3). 14 – 12 = 2 (л)
Ответ: на 2 л принёс Ответ: на 2 л принёс
больше сегодня. больше сегодня.
Вова решил:
7 * 2 – 3 * 4 = 2 (л)
Ответ: на 2 л принёс больше сегодня.
С чьим решением вы согласны? Почему?
Ответ: правильный ответ у всех детей.
Но Петя рассуждал в 1 и 2 действиях не логично.
Надо количество воды в одном ведре умножать на число вёдер: 7 * 2
и 3 * 4 . А не наоборот!
Задание №3
Приехал Емеля в лес. Дрова колоть самому лень. А топор “по щучьему велению” работать отказывается, требует задание выполнить.
Какое выражение является решением задачи: “Емеля наколол 3 охапки берёзовых дров по 7 поленьев в каждой и 3 охапки сосновых дров по 5 поленьев в каждой. Сколько всего поленьев наколол Емеля?”
Катя выбрала выражение 2.
Петя выбрал выражения 2 и 3.
Вова выбрал выражения 2 и 3.
Чей выбор верный?
Ответ: верно выбрала выражение Катя.
Рассуждение:
по 7 поленьев в 3 охапках, значит:7 * 3;
по 5 поленьев в 3 охапках, значит: 5 * 3.
Далее найдём “целое”: 7 * 3 + 5 * 3.
Физкультминутка
Задание №4
Пришёл к Емеле главный вельможа звать к царю во дворец. А Емеля во дворец не спешит, просит вельможу к задаче схему нарисовать:
“Сколько всего пуговиц на кафтане у Емели, если вдоль полы 1 ряд по 6 пуговиц, на каждом рукаве по 4 пуговицы, да на двух карманах по 1 пуговице?”
Чью схему надо выбрать главному вельможе?
В чём ошибка Пети? Вовы?
Ответ: главному вельможе надо выбрать схему Кати.
Задание №5 (может быть домашним заданием)
Приехал Ёмеля во дворец. Задумал царевну взять в жёны. А царевна заявила, что ей нужен муж образованный. Предложила Емеле “Блицтурнир”. Емеля обратился за помощью к нашим друзьям, ведь такая арифметика ему не по силам.
;
Катя |
Петя |
Вова |
|
Кузнец подковал а лошадей на все 4 копыта. Сколько подков он израсходовал? | 4 * а | 4 * а | 4 * а |
С трёх овец настригли х кг шерсти, с каждой поровну. Сколько кг шерсти дала 1 овца? | х : 3 |
х : 3 |
х * 3 |
У купца было с рублей. Он купил 3 коней, по х рублей за каждого. Сколько денег у него осталось? |
с – х * 3 |
с –( х*3) |
с + х * 3 |
Кто помог Емеле жениться на царевне?
Ответ: помогли Емеле Петя и Катя.
Задание №1
Найдите х:
х |
|
*2 |
|
:10 |
|
*8 |
|
:2 |
|
4 |
1).______________________
2).______________________
3).______________________
4).______________________
Задание №2
Вчера Емеля принес домой 2 ведра воды по 7 литров в каждом. А сегодня – 4 ведра по 3 литра в каждом. На сколько больше литров воды принёс Емеля вчера, чем сегодня.
Решение задачи: _________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Ответ:_____________________________________________
Задание №5
“Блицтурнир”
Составьте выражения к задачам:
Кузнец подковал а лошадей на все 4 копыта. Сколько подков он израсходовал? |
|
С трёх овец настригли х кг шерсти, с каждой поровну. Сколько кг шерсти дала 1 овца? |
|
У купца было с рублей. Он купил 3 коней, по х рублей за каждого. Сколько денег у него осталось? |
|