Тип урока: урок применения знаний и умений.
Форма урока: деловая игра.
Цели урока: добиться усвоения первого признака равенства треугольников и умения применять при решении задач.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по применению знаний и способов деятельности при решении задач на первый признак равенства треугольников;
- развивать умения применять понятийный аппарат: определения медианы, биссектрисы, высоты; свойств вертикальных и смежных углов;
- развивать ключевую компетенцию: умение решать практические задачи;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
- содействовать развитию ключевой компетенции: умению общаться между собой;
- формировать способность к оцениванию собственной деятельности, к оцениванию экспертами деятельности членов группы.
Оборудование:Демонстрационный материал
- Чертёж для доказательства первого признака равенства треугольников:
- Работа по тетрадям на печатной основе:
- Проверка домашнего задания:
№9.
Медиана AD треугольника ABC продолжена за сторону BC на отрезок DE, равный отрезку AD , и точка E соединена с точкой C. Найдите величину угла ACE, если
№11.
На рисунке AB=BC, BD=BE, Найдите на этом рисунке равные треугольники.
Дополнительный номер (творческое задание).
Приведите пример, когда общей частью (пересечением) двух треугольников является шестиугольник.
- Примерные задания группам:
- Докажите, что прямая отсекающая от сторон угла равные отрезки, перпендикулярна его биссектрисе.
- Отрезки NM и HD пересекаются в точке K и делятся в ней пополам. Соедините точки N и H, M и D и докажите равенство треугольников NKH и MKD. Найдите HN, если известно, что MD=5 см.
- Докажите равенство треугольников KOM и LOM.
- Докажите равенство треугольников KML и KNO.
- Дополнительные задания повышенной сложности.
- На продолжении сторон правильного треугольника ABC отложены равные отрезки AD, BE, и CF. Докажите, что точки D, E, и F являются вершинами правильного треугольника.
- На сторонах угла M отложены равные отрезки MA, MB и проведена его биссектриса, на которой отмечена точка B. Докажите, что BM является биссектрисой угла ABC.
- Домашнее задание на урок 24.
№12.
На сторонах правильного треугольника ABC отложены равные отрезки AD, BE, CF. Точки D, E и F соединены отрезками. Докажите, что треугольник DEF правильный.
№15.
Докажите, что в правильном четырёхугольнике диагонали равны.
№16.
Чтобы измерить на местности расстояние между двумя точками А и В, между которыми нельзя пройти по прямой (рис. 8.12), выбирают какую-нибудь точку С, для которой можно измерить расстояния АС и ВС, и откладывают отрезки CD=AC и CE=BC. Тогда расстояние между точками E и D будет равно искомому расстоянию. Объясните почему.
Дополнительное творческое задание.
Постройте два невыпуклых многоугольника, пересечением которых являются три выпуклых четырёхугольника.
- Карточка-оценка экспертов.
Группа № Эксперт | ||||||
Ф.И. | Устнаяработа | Дополн.работа | Работа в группе | Оценка эксперта | Самооценка | Итоговая оценка |
Ход урока
- Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Какую тему изучали на прошлых уроках? ( Первый признак равенства треугольников.)
- Для чего нам необходим признак равенства треугольников? ( Для определения равенства треугольников, используя только некоторые элементы).
- Итоги ваших самооценок показали, что в основном учебный материал усвоен, но иногда затруднения в решении задач и оформлении у вас ещё бывают.
- Как вы считаете, что нам сегодня необходимо сделать? (потренироваться решению задач по этой теме и проверить, как мы научились применять первый признак равенства треугольников).
- Актуализация знаний.
Цель этапа: актуализировать а) знания формулировки и доказательства первого признака равенства треугольников, определений медианы, биссектрисы, высоты, свойств вертикальных и смежных углов; б) умения решения задач по готовым чертежам.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Начнём с доказательства первого признака равенства треугольников (один учащийся устно проговаривает доказательство).
- Работа по тетрадям на печатной основе. Устное решение задач № 8.4, 8.5, 8.8, 8.12. (учащиеся сами задают дополнительные вопросы по определениям и свойствам ученикам, рассказывающим решения задач: определение равных треугольников, высоты, медианы, биссектрисы треугольника, свойств смежных и вертикальных углов)
- Параллельно у доски двое учащихся показывают решение домашних задач №9, №11, дополнительного номера.
- Проверка решения домашних заданий №9, №11, творческого номера (аналогично задаются вопросы).
- Свой вариант оформления домашних задач №9 и №11 выводится на экран с помощью мультимедийного оборудования. Сравниваем способы оформления.
- Основной этап. Игра «Я учитель».
Цель этапа: проверить умения учащихся решать и оформлять задания в ходе деловой игры, организуя работу учащихся в группах, привлекая троих учащихся в роли консультантов на первом этапе игры, и экспертов на втором этапе.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Задач по этой теме не так много, и поэтому я вас на прошлом уроке попросила, чтобы вы помогли мне подготовить дидактический материал для проведения уроков, и побывали на некоторое время в роли учителя.
- Итак, сегодня мы с вами поиграем в игру «Я учитель».
Класс делится на группы по 5 человек в каждой группе. Заранее выбраны пятеро учащихся: эксперты. Для каждой группы приготовлены задания: 4 задачи (два уровня сложности), отобранные из задач, которые приготовили учащиеся. Ребята в группах начинают с мозгового штурма: устно обсуждают решение каждой задачи, если возникает затруднение, обращаются к экспертам, но это он отмечает. Далее в группах идёт письменная работа, каждый оформляет решение одной задачи. После этого, взаимопроверка, корректировка решения. Эксперт наблюдает за работой в группе и оценивает вклад каждого ученика в общую работу. Как только группа готова, эксперт проверяет правильность решения задач и ставит свою оценку. Далее каждый член в группе проставляет себе самооценку деятельности на уроке.
В оставшееся время каждый работает самостоятельно над задачами повышенной трудности, которые они могут получить у эксперта.
Примерные задания группам:
1. Докажите, что прямая отсекающая от
сторон угла равные отрезки, перпендикулярна его
биссектрисе. 2. Отрезки NM и HD пересекаются в точке K и делятся в ней пополам. Соедините точки N и H, M и D и докажите равенство треугольников NKH и MKD. Найдите HN, если известно, что MD=5 см. 3. Докажите равенство треугольников KOM и LOM. 4. Докажите равенство треугольников KML и KNO. |
Дополнительные задания повышенной сложности.
Проводится проверка решения задач в группах (группам предлагается вариант правильного оформления).
- Рефлексия деятельности.
Цель этапа: зафиксировать содержание, которое повторили на уроке, оценить собственную деятельность и работу в группе; обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Анализ работы групп проводят эксперты.
- В чём испытывали трудность?
- Что помогло выйти из затруднения?
- Что понравилось, а что нет?
- Что необходимо изменить, чтобы работа была наиболее успешной?
- Учитель проводит анализ работы класса и выставляет каждому оценку за урок (итоговую оценку).
- Разберём №16 (задача повышенной сложности) из домашнего задания.
- Так для чего же ещё необходимы признаки равенства треугольников? (применять их при решении практических задач).
Домашнее задание:
- №12, №15, №16*,
- Дополнительное творческое задание.
- Постройте два невыпуклых многоугольника, пересечением которых являются три выпуклых четырёхугольника.
Группа № Эксперт | ||||||
Ф. И. | Устная работа | Дополнит. работа |
Работа в группе | Оценка эксперта | Самооценка | Итоговая оценка |
Группа № Эксперт | ||||||
Ф. И. | Устная работа | Дополнит. работа |
Работа в группе | Оценка эксперта | Самооценка | Итоговая оценка |
Группа № Эксперт | ||||||
Ф. И. | Устная работа | Дополнит. работа |
Работа в группе | Оценка эксперта | Самооценка | Итоговая оценка |
Группа № Эксперт | ||||||
Ф. И. | Устная работа | Дополнит. работа |
Работа в группе | Оценка эксперта | Самооценка | Итоговая оценка |
Группа № Эксперт | ||||||
Ф. И. | Устная работа | Дополнит. работа |
Работа в группе | Оценка эксперта | Самооценка | Итоговая оценка |
Группа № Эксперт | ||||||
Ф. И. | Устная работа | Дополнит. работа |
Работа в группе | Оценка эксперта | Самооценка | Итоговая оценка |