В настоящее время одна из основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. Одновременно происходит информатизация образования - внедрение новых информационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающие программы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в Интернете. Государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования. Компьютеры имеются в достаточном количестве не только к кабинетах информатики, но и кабинетах других предметов. Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.
В настоящее время области применения информационных технологий при изучении математики разнообразны. Рациональное использование новых информационных технологий способствует повышению интереса к предмету, лучшему усвоений знаний, формированию компьютерной культуры подростков. Одновременно актуальным становится вопрос выявления оптимальных способов организации урока.
Опишу некоторые, на мой взгляд, удачные аспекты опыта использования компьютера на уроках математики.
В пятом классе, используя возможности программы Microsoft Power Point,были созданы презентации по темам “Задачи на движение”, “Задачи на работу”, “Задачи на уравнивание”, “Задачи на части”. Применение этих презентаций существенно повысили уровень наглядности при обучении учащихся решению задач. За счет демонстрации схем и иллюстраций к задачам более рационально использовалось время урока. Это позволяло на уроке решить больше задач дало возможность решить задачи разными способами.
У многих учеников класс есть дома компьютер. Поэтому они проявили интерес к самостоятельному созданию презентаций. В классе был проведен конкурс презентаций по теме “Задачи на движение”, в котором приняли участие семь учеников. Членами жюри были два ученика 11-го класса и два выпускника школы прошлого года председателем – руководитель службы информации Епифанова С. С. консультантом – учитель математики. Было разработано Положение о конкурсе. После проведения конкурса все участники были награждены специальными Дипломами. Лучшие работы демонстрировались на открытом уроке для родителей учеников класса. Сам факт создания презентации способствовал повышению мотивации учения. Теперь ученики спрашивают: “Какую презентацию еще будем делать?”
Компьютер выступает в роли эффективного средства для наглядной иллюстрации математических понятий. Я считаю, что удачно сделана мультимедийная программа “Нескучная математика с Мудрым Вороном. Учим дроби. Для 5 – 7 классов” Мы ее использовали на уроках, на которых изучались вопросы, связанные с понятиями о делителях и кратных. Программа позволяет учеником не только усвоить новые понятия, но и самим выполнять задания, предлагаемые Мудрым Вороном.
Невозможно переоценить роль готовых электронных обучающих программ для уроков геометрии. В 7-9 классах они используются в обучении доказательству теорем, что позволяет организовать эффективную работу на уроке. В 10 – 11 классах программы способствуют пониманию и решению пространственных задач. Мы применяли программы по геометрии издательства “Кирилл и Мефодий”, “Математика.7-11 класс. Ваш репетитор”, Издательский дом “Равновесие”, электронный учебник по планиметрии.
Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point показал, что повышается качество урока. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т. д.
Приведу пример использования компьютерных технологий на уроке математике в 5 классе по теме “Задачи на движение”. Для объяснения и закрепления нового материала была создана презентация, содержащая основные понятия, определения, рисунки и схемы, а также задачи на отработку вводимых понятий. Для привлечения и поддержания внимания я применила эффекты анимации (появление и движение объектов на экране). Следующий этап урока – отработка навыков. Задача “прописывалась” на экране, обсуждалось ее решение. Затем ученики прописывают решение задачи в тетрадях.
И все же порой встает вопрос: где взять учебное программное обеспечение, ориентированное для использования на уроках математики и отвечающее требованиям учебника, по которым идет обучение, целям конкретного урока? Их с успехом можно создавать самим. Но тут появляется главная проблема – нехватка времени. В решении этой проблемы активными помощниками стали ученики. Во-первых, знаний, полученных на уроках информатики, достаточно, чтобы создавать презентации. Во-вторых, ребята делают это с удовольствием, тем самым, приобщаясь не только к предмету “Информатика”, но и к математике. А в-третьих, при таком подходе педагогика сотрудничества является естественной средой общения преподавателя и ученика.
Примером внедрения в практику уроков с использованием программы для создания презентаций Microsoft Power Point являются уроки в 5-м классе “Задачи на движение в одном направлении”, “Развертки куба” в 9-м классе интегрированный урок (алгебра и геометрия), “Изображение иррациональных чисел на координатной прямой”, в 10-м классе “Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения”, в 11 классе уроки “Вокруг треугольника Паскаля”, на которых информационные технологии удачно сочетались с технологией сотрудничества учителя и учеников и технологией групповой работы. В этом учебном году при изучении темы “Четырехугольники” на уроках геометрии в 8 классе учениками было созданы презентации:
- В чем сходство и различия четырехугольников?
- Как определить, что четырехугольник является квадратом?
- О чем молчит школьный учебник?
- Что надо знать о параллелограмме?
- Его величество Параллелограмм;
- Что такое параллелограмм?
- Решать задачи помогают кросснамберы;
- Свойства параллелограмма;
- Что мы знаем и чего не знаем о четырехугольниках?
- Свойство биссектрисы угла параллелограмма:
- Какие бывают параллелограммы?
- Трапеция.
На основании этих презентаций был создан веб-сайт “В мире четырехугольников”. Ученики были вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность по геометрии.
Хочется отметить, что эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. На уроке учащиеся показывают высокую активность. Ученики проявляют достаточно высокую заинтересованность презентаций к уроку, тем самым становятся соавторами урока. Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в преподавание математики позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении учеников.
Приведу пример создания и применения компьютерных презентаций на уроках математики в 5 классе при изучении темы “Задачи на движение” (“Математика. Учебник для 5 класса общеобразовтельных учреждений под редакцией Г. В. Дорофеева, Москва, Просвещение, 2006).
Тема урока
: Задачи на движение в одном направлении.Цель урока:
- продолжить формирование навыка решения задач на движение,
- развитие умений анализировать, сравнивать отношения между величинами,
- делать выводы находить практическое применение полученных знаний.
Задачи урока:
- рассмотреть новый тип задач на движение,
- сформировать понимание скорости сближения и скорости удаления при движении в одном направлении, понимания того, что происходит с объектами при данном движении,
- продолжить вырабатывать навык правильного применения математических терминов,
- развивать письменную речь,
- делать правильное пояснение к решению задач.
Содержание урока
Актуализация знаний.
- Какие типы задач на движение вы умеете решать? (Задачи на движение объектов навстречу друг другу и задачи на движение в одном направлении).
- Что общего в этих задачах? (В этих задачах соотношения между одними и теми же величинами: расстоянием скоростью и временем).
- Что такое скорость (Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени).
- В каком случае речь идет о скорости сближения, а в каком - о скорости удаления? (Когда две машины едут навстречу - скорость сближения, когда едут в противоположных направлениях – скорость удаления).
Самостоятельная работа.
Вам надо самостоятельно решить две задачи. Условие задач на доске дано в виде схем, их в тетради делать не надо. Решаете задачи без пояснения. После того, как решите задачи, вы объясняете свое решение и оценивает друг друга. Обратите внимание на правильное применение словосочетаний “скорость сближения” и “скорость удаления”.
Первый вариант
Второй вариат
- Как находятся скорости сближения и удаления в решенных вами задачах? (скорость сближения и скорость удаления находятся действием сложения скоростей объектов).
Постановка цели изучения нового материала.
Тема нашего урока “Решение задач на движение” в одном направлении”. Как вы понимаете, какие задачи вам предстоит научиться решать? Встречались ли вы с такими задачами в жизни? Приведите примеры. Сформулируйте цель своей работы на уроке: чему каждый должен научиться на уроке, что нужно понимать, что узнать?
Работа по слайдам 17 и 18 (беседа). Почему велосипедист догонит спортсмена? На сколько километров приближается велосипедист к спортсмену за один час? Как называется это расстояние? (Это расстояние называется скоростью сближения). Как найти скорость сближения? (Скорость сближения в этой задаче находится действием вычитания). На сколько километров велосипедисту надо приблизится к спортсмену? Как найти через какое время он догонит спортсмена? Какое расстояние проедет за это время велосипедист? Какое расстояние за это время пройдет спортсмен? На каком расстоянии от пункта В велосипедист догонит спортсмена? Кто из них прошел или проехал большее расстояние? Почему? На сколько километров путь велосипедиста больше пути спортсмена? Теперь в тетради запишите решение задачи. Схему условия задачи делать не надо – она на экране. Правильно формулируйте пояснения к действиям используйте словочетание “скорость сближения”. (После окончания решения задачи в тетрадях ученики сверяют свои решения с решением на экране – слайд 19)
Работа по слайдам 22 и 23. Обратить внимание учеников на то, что больше скорость объекта, который движется впереди. Что будет происходить в этой ситуации?
( расстояние увеличивается). О какой скорости будет идти речь: о скорости сближения или удаления? Как ее найти? После беседы ученики записывают решение в тетрадях.
Аналогичная работа идет по слайдам 24 и 25.
Подведем итоги. Какую цель вы ставили перед собой вначале урока? Выполнена ли она? Какие выводы мы можем сделать(слайд 26)?
Домашнее задание. Сегодня у вас творческое задание: вам надо придумать и решить две задачи на движение а одном направлении с разными ситуациями. Те ребята, которые делали презентацию к конкурсу, могут эти задачи дополнить в свою презентацию.
Итог урока. Просмотр презентаций по теме “Задачи на движение”, сделанные Тепляшиным Сережей, Лысковской Таней и Зыблевым Сашей, которые признаны лучшими в проведенном конкурсе компьютерных презентаций по математике.
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Проводится конкурс компьютерных презентаций по математике! ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ Цели конкурса:
Тема: Задачи на движение. Участники: ученики 5-го класса Г. Организация и проведение конкурса:
Подведение итогов и награждение участников конкурса: Итоги конкурса подводит жюри: председатель жюри - Епифанова Светлана Станиславовна – руководитель службы информатизации члены жюри –
Победители конкурса награждаются Дипломами. |