Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.
- Учить бережно относиться к растениям.
- Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
- Показать важность охраны растений.
Оборудование:
- Плакат “Растения”.
- Картины с изображением деревьев, цветов, лесных ягод.
- Сборы лекарственных растений, косметические средства, созданные на основе лечебных растений.
- Красная книга Кабардино-Балкарской Республики.
- Рисунки, аппликации учащихся из природного материала.
Технические средства обучения: синтезатор, пианино.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
II. Проверка домашнего задания по теме: “Размножение и развитие растений”.
Учитель: Проведём краткий опрос по изученному материалу. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?
Ученик: Пчёлы собирают нектар и опыляют цветущие растения.
Учитель: Как происходит опыление растений?
Ученица: В цветах, кроме нектара, есть пыльца. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, такого же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу – опыляет цветок.
Учитель: Что образуется на месте цветов после опыления?
Ученик: Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами.
Учитель: Назовите насекомых-опылителей.
Ученица: Насекомые опылители – пчёлы, шмели, бабочки. Они помогают растениям размножаться.
Учитель: Как распространяются плоды и семена растений?
Ученик: Они распространяются при помощи ветра, а также при помощи человека и животных. Плоды клёна, липы, берёзы, одуванчика путешествуют по ветру. Плоды репейника цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и “едут” на них, пока не упадут.
Учитель: Какие условия нужны для прорастания семян?
Ученица: Для прорастания семян нужны – тепло, вода, воздух.
Учитель: Как развивается растение из семени?
Ученик: Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками.
Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение.
На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.
Во время опроса двое учеников работают по карточкам с индивидуальными заданиями:
Карточка 1.
- Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена:
- Клён …
- Одуванчик …
- Сосна …
- Репейник …
- Ель …
(Ответ: Клён – ветром; одуванчик – ветром; сосна – ветром, птицами (дятел), зверьми (белка); репейник – животными, человеком).
Карточка 2.
- Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:
- Семя
- Взрослое растение с плодами и семенами
- Проросток с развивающимся корешком
- Взрослое растение с цветками
- Проросток с развивающимся стеблем и листочками
(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающимся корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочками; 4. Взрослое растение с цветками;5. Взрослое растение с плодами и семенами).
Проверка заданий по карточкам.
III. Викторина “Узнай растение”.
Учитель читает описание растения. Отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.
Гирлянды белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.
На доске:
(Ответ: ландыш).
У какого лиственного дерева, даже в самый жаркий день, кора остаётся прохладной?
На доске:
(Ответ: берёза).
Вся поляна покрыта голубыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – над поляной послышится серебряный перезвон.
На доске:
(Ответ: колокольчик).
IV. Сообщение темы урока.
Учитель: Вы уже очень много узнали о растениях и эти знания сейчас показали.
Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”.
Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?
Ученик: Растения нужно охранять для того, чтобы они росли и радовали своей красотой. Растения необходимы людям и животным.
V. Значение растений для животных и человека. Беседа.
Учитель: Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля. Какое значение имеют растения для животных?
Ученик: Растения дают животным кислород, служат пищей, лекарством, жилищем.
Учитель: А какое значение имеют растения для человека?
Ученица: Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, ткани – лён, хлопок.
VI. Разнообразный мир растений.
1. Работа с плакатом “Растения”, помещённым на доске.
Ученик: Мы видим, что растения делятся на группы: деревья, кустарники, травы.
Учащиеся перечисляют изображённые растения.
2. Работа по учебнику на стр. 84-85.
Учитель: Назовите цветковые растения, изображённые в учебнике.
Ученик: Сон-трава, купальница, волчье лыко, подснежник, кувшинка, ятрышник, водяной орех, колокольчик, пижма, тысячелистник, ландыш, подорожник, пастушья сумка, валериана.
VII. Наступление человека на природу.
Учитель: Богатый растительный мир окружает и украшает нашу планету. К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условие жизни растений. К примеру, на месте леса строят завод, роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений при этом погибает. Так постепенно человек наступает на природу.
Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветов.
Послушайте экологическую сказку.
Учитель: На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.
Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
Обсуждение сказки.
Учитель: Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?
Ученик: Вову нельзя назвать “добрым” мальчиком, так как он сам сорвал подснежники, и ещё указал путь к поляне ребятам.
Учитель: Почему лось заплакал?
Ученица: Лось был огорчён тем, что поляна опустела, цветов не было, любоваться было нечем.
Учитель: Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.
Рассмотрите картинку, на которой изображены первые весенние цветы – подснежники (Учитель показывает картинку).
- Послушайте стихотворение о подснежниках.
Ученица читает наизусть стихотворение.
Подснежник.
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”
(И. Абдулаева)
Учитель: Почему же нельзя рвать цветы?
Ученик: Такие цветы не дадут плодов и семян, а значит и потомство.
Звучит песня “Васильковая поляна” в исполнении учащихся.
VIII. Растения, занесённые в Красную книгу.
Учитель: Многие растения становятся редкими, а некоторые из них находятся на грани исчезновения. Такие растения внесены в Красную книгу России. Я покажу вам Красную книгу Кабардино-Балкарской республики. Посмотрим, какие растения помещены в этой книге.
Это берёза Радде, пион узколистный, ветреница нежная, лютик балкарский, морозник кавказский, мак крупноцветковый, рододендрон кавказский, колокольчик безенгийский, подснежник Боркевича и другие растения.
Послушаем сообщение о рододендроне кавказском.
Ученица: Заросли вечнозелёного рододендрона иногда закрывают северные склоны от подножий до гребней. Это низкий, вечнозелёный кустарник, с плотными кожистыми листьями и красивыми белыми цветами, слегка розоватыми внутри. В мире 600 видов этого растения. В России 18 видов, некоторые из них занесены в Красную книгу.
(Показ рододендрона кавказского в книге В. Гиппенрейтера “Вершины впереди”).
Учитель: Рододендроны распространены в садовой, оранжерейной и комнатной культуре.
(Показ комнатного рододендрона в книге “Мэтью Биггз “Комнатные растения в интерьере”)
IX. Волшебный мир ягод.
Учитель: Нашу землю украшают прекрасные растения – лесные ягоды. Они очень полезны, в них много витаминов, необходимых для жизни человека.
На доске помещены картинки лесных ягод:
Черника, ежевика, клюква, боярышник, калина, брусника, земляника, красная рябина, облепиха.
Учитель: Все эти ягоды растут на территории Кабардино-Балкарской Республики. Как надо собирать ягоды?
Ученица: Ягоды надо собирать аккуратно, не ломая веток, не причиняя вреда растению.
Учитель: Ягоды черники ценный, пищевой продукт. Они обостряют зрение, уменьшают усталость глаз. Не случайно эта ягода входит в рацион лётчиков и космонавтов. Из листьев черники можно приготовить лечебный чай. Он хорошо утомляет жажду.
X. Физкульминутка “Бабочка”.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
XI. Лекарственные растения.
Учитель: Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.
- Рассмотрим выставку лекарственных растений.
Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая.
Выступление учащихся с мини-сообщениями о лекарственных растениях.
1 ученик: Женьшень – одно из самых ценных растений, используемое в восточной медицине уже около 4 тысячь лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь. Это растение занесено в международную Красную книгу и подлежит охране. “Жень” на китайском языке означает человек, а “шень” - корень. Женьшень растёт очень медленно, срок его жизни 50 лет и больше.
В медицине используют корни растения, как тонизирующее средство, повышающее сопротивление организма к заболеваниям.
2 ученик: Черемша – дикорастущий вид лука. Лечебные свойства черемши известны с древних времён. По вкусу черемша схожа с чесноком. В пищу используют луковицы, листья, цветочные стрелки.
Употребляют черемшу в сыром, солёном и маринованном виде. В народной медицине Кавказа её применяют при кишечных заболеваниях.
3 ученик: Белая акация – дерево, растущее на юге нашей страны. В её цветах много полезных веществ. Собирают цветы, сушат их в тени. Используют при заболеваниях мочевого пузыря, почек.
4 ученик: Горечавка жёлтая – могучее растение, высотой до 1 метра, занесена в Красную книгу. Это растение давно используют как лекарственное. Горечавку используют для приготовления препаратов, которые возбуждают аппетит, улучшают пищеварение.
Учитель: Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней.
Учащиеся рассматривают выставку косметических средств, созданных на основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях.
XII. Правила поведения в природе.
Учитель: Каждый человек должен соблюдать правила поведения в природе.
Прочитайте “Правила друзей природы (экологическиё правила)” в учебнике на стр. 86. Каждому правилу соответствует определённый знак, изображённый в учебнике.
Ученики читают правила.
Ученик: 1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из них растений, которые выращены человеком.
Ученица: 2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
Ученик: 3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
Учитель: Ребята, кто из вас придумал и нарисовал свои экологические знаки?
Ученики выходят к доске и демонстрируют классу следующие знаки:
1. Нельзя разжигать костёр в лесу.
2. Нельзя ломать ветки растений.
3. Нельзя резать кору деревьев.
4. Нельзя срывать цветы на букеты.
Учитель: Во всём мире и в нашей стране проводится большая работа по охране растений. Запрещено собирать редкие растения. Создаются заповедники, где они находятся под особой охраной. В нашей республике в январе 1976 году. Был создан Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник, территория которого полностью исключена из любой хозяйственной деятельности, где весь природный комплекс находится в естественном состоянии.
Многие растения выращиваются в ботанических садах. Есть такой ботанический сад и в нашем городе Нальчике.
Охранять надо не только редкие растения, но и обычные. Важно оберегать земные насаждения в городах, сёлах, больше сажать деревьев, кустарников и цветов.
- Ребята, какие цветы украшают клумбы нашего города?
Ученики: Незабудки, маргаритки, львиный зев, нарциссы, фиалки, розы, георгины, ирисы и др.
(Показ картинок).
XIII. Выставка работ учащихся.
Рисунки, аппликации из сухих листьев, семян.
Учащиеся комментируют свои работы.
XIV. Обобщение урока.
Учитель: Из-за чего дикорастущие растения становятся редкими?
Ученик: Дикорастущие растения становятся редкими из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывания.
Учитель: Где растения находятся под особой охраной?
Ученик: Растения находятся под особой охраной в заповедниках.
Учитель: Где специально выращивают растения?
Ученица: Растения специально выращивают в ботанических садах, оранжереях, теплицах.
Учитель: Можно ли собирать растения в природе?
Ученик: Нельзя, так они не дадут плодов и семян, а значит и потомства.
XV. Вывод.
Учитель: Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?
Ученик: Каждый человек должен бережно относиться к растениям.
Ученица: Следует знать и соблюдать экологические правила.
Учитель: Верно, ребята. Замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу, сказал:
“Охранять природу – значит охранять Родину”.
Звучит “Осенняя песня” в исполнении учащихся.
Учитель раздаёт учащимся календари на память об уроке и благодарит ребят за активную работу.
XVI. Домашнее задание.
Читать и пересказывать материал в учебнике на стр. 84-88; подготовить сообщение о любом растении.