Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Охрана растений"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.
  2. Учить бережно относиться к растениям.
  3. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
  4. Показать важность охраны растений.

Оборудование:

  1. Плакат “Растения”.
  2. Картины с изображением деревьев, цветов, лесных ягод.
  3. Сборы лекарственных растений, косметические средства, созданные на основе лечебных растений.
  4. Красная книга Кабардино-Балкарской Республики.
  5. Рисунки, аппликации учащихся из природного материала.

Технические средства обучения: синтезатор, пианино.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

II. Проверка домашнего задания по теме: “Размножение и развитие растений”.

Учитель: Проведём краткий опрос по изученному материалу. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Ученик: Пчёлы собирают нектар и опыляют цветущие растения.

Учитель: Как происходит опыление растений?

Ученица: В цветах, кроме нектара, есть пыльца. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, такого же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу – опыляет цветок.

Учитель: Что образуется на месте цветов после опыления?

Ученик: Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами.

Учитель: Назовите насекомых-опылителей.

Ученица: Насекомые опылители – пчёлы, шмели, бабочки. Они помогают растениям размножаться.

Учитель: Как распространяются плоды и семена растений?

Ученик: Они распространяются при помощи ветра, а также при помощи человека и животных. Плоды клёна, липы, берёзы, одуванчика путешествуют по ветру. Плоды репейника цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и “едут” на них, пока не упадут.

Учитель: Какие условия нужны для прорастания семян?

Ученица: Для прорастания семян нужны – тепло, вода, воздух.

Учитель: Как развивается растение из семени?

Ученик: Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками.

Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение.

На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

Во время опроса двое учеников работают по карточкам с индивидуальными заданиями:

Карточка 1.

- Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена:

  1. Клён …
  2. Одуванчик …
  3. Сосна …
  4. Репейник …
  5. Ель …

(Ответ: Клён – ветром; одуванчик – ветром; сосна – ветром, птицами (дятел), зверьми (белка); репейник – животными, человеком).

Карточка 2.

- Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

  • Семя
  • Взрослое растение с плодами и семенами
  • Проросток с развивающимся корешком
  • Взрослое растение с цветками
  • Проросток с развивающимся стеблем и листочками

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающимся корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочками; 4. Взрослое растение с цветками;5. Взрослое растение с плодами и семенами).

Проверка заданий по карточкам.

III. Викторина “Узнай растение”.

Учитель читает описание растения. Отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.

Гирлянды белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.

На доске:

           

(Ответ: ландыш).

У какого лиственного дерева, даже в самый жаркий день, кора остаётся прохладной?

На доске:

           

(Ответ: берёза).

Вся поляна покрыта голубыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – над поляной послышится серебряный перезвон.

На доске:

                     

(Ответ: колокольчик).

IV. Сообщение темы урока.

Учитель: Вы уже очень много узнали о растениях и эти знания сейчас показали.

Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”.

Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?

Ученик: Растения нужно охранять для того, чтобы они росли и радовали своей красотой. Растения необходимы людям и животным.

V. Значение растений для животных и человека. Беседа.

Учитель: Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля. Какое значение имеют растения для животных?

Ученик: Растения дают животным кислород, служат пищей, лекарством, жилищем.

Учитель: А какое значение имеют растения для человека?

Ученица: Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, ткани – лён, хлопок.

VI. Разнообразный мир растений.

1. Работа с плакатом “Растения”, помещённым на доске.

Ученик: Мы видим, что растения делятся на группы: деревья, кустарники, травы.

Учащиеся перечисляют изображённые растения.

2. Работа по учебнику на стр. 84-85.

Учитель: Назовите цветковые растения, изображённые в учебнике.

Ученик: Сон-трава, купальница, волчье лыко, подснежник, кувшинка, ятрышник, водяной орех, колокольчик, пижма, тысячелистник, ландыш, подорожник, пастушья сумка, валериана.

VII. Наступление человека на природу.

Учитель: Богатый растительный мир окружает и украшает нашу планету. К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условие жизни растений. К примеру, на месте леса строят завод, роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений при этом погибает. Так постепенно человек наступает на природу.

Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветов.

Послушайте экологическую сказку.

Учитель: На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки.

Учитель: Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

Ученик: Вову нельзя назвать “добрым” мальчиком, так как он сам сорвал подснежники, и ещё указал путь к поляне ребятам.

Учитель: Почему лось заплакал?

Ученица: Лось был огорчён тем, что поляна опустела, цветов не было, любоваться было нечем.

Учитель: Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

Рассмотрите картинку, на которой изображены первые весенние цветы – подснежники (Учитель показывает картинку).

- Послушайте стихотворение о подснежниках.

Ученица читает наизусть стихотворение.

Подснежник.

Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”

(И. Абдулаева)

Учитель: Почему же нельзя рвать цветы?

Ученик: Такие цветы не дадут плодов и семян, а значит и потомство.

Звучит песня “Васильковая поляна” в исполнении учащихся.

VIII. Растения, занесённые в Красную книгу.

Учитель: Многие растения становятся редкими, а некоторые из них находятся на грани исчезновения. Такие растения внесены в Красную книгу России. Я покажу вам Красную книгу Кабардино-Балкарской республики. Посмотрим, какие растения помещены в этой книге.

Это берёза Радде, пион узколистный, ветреница нежная, лютик балкарский, морозник кавказский, мак крупноцветковый, рододендрон кавказский, колокольчик безенгийский, подснежник Боркевича и другие растения.

Послушаем сообщение о рододендроне кавказском.

Ученица: Заросли вечнозелёного рододендрона иногда закрывают северные склоны от подножий до гребней. Это низкий, вечнозелёный кустарник, с плотными кожистыми листьями и красивыми белыми цветами, слегка розоватыми внутри. В мире 600 видов этого растения. В России 18 видов, некоторые из них занесены в Красную книгу.

(Показ рододендрона кавказского в книге В. Гиппенрейтера “Вершины впереди”).

Учитель: Рододендроны распространены в садовой, оранжерейной и комнатной культуре.

(Показ комнатного рододендрона в книге “Мэтью Биггз “Комнатные растения в интерьере”)

IX. Волшебный мир ягод.

Учитель: Нашу землю украшают прекрасные растения – лесные ягоды. Они очень полезны, в них много витаминов, необходимых для жизни человека.

На доске помещены картинки лесных ягод:

Черника, ежевика, клюква, боярышник, калина, брусника, земляника, красная рябина, облепиха.

Учитель: Все эти ягоды растут на территории Кабардино-Балкарской Республики. Как надо собирать ягоды?

Ученица: Ягоды надо собирать аккуратно, не ломая веток, не причиняя вреда растению.

Учитель: Ягоды черники ценный, пищевой продукт. Они обостряют зрение, уменьшают усталость глаз. Не случайно эта ягода входит в рацион лётчиков и космонавтов. Из листьев черники можно приготовить лечебный чай. Он хорошо утомляет жажду.

X. Физкульминутка “Бабочка”.

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

XI. Лекарственные растения.

Учитель: Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.

- Рассмотрим выставку лекарственных растений.

Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая.

Выступление учащихся с мини-сообщениями о лекарственных растениях.

1 ученик: Женьшень – одно из самых ценных растений, используемое в восточной медицине уже около 4 тысячь лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь. Это растение занесено в международную Красную книгу и подлежит охране. “Жень” на китайском языке означает человек, а “шень” - корень. Женьшень растёт очень медленно, срок его жизни 50 лет и больше.

В медицине используют корни растения, как тонизирующее средство, повышающее сопротивление организма к заболеваниям.

2 ученик: Черемша – дикорастущий вид лука. Лечебные свойства черемши известны с древних времён. По вкусу черемша схожа с чесноком. В пищу используют луковицы, листья, цветочные стрелки.

Употребляют черемшу в сыром, солёном и маринованном виде. В народной медицине Кавказа её применяют при кишечных заболеваниях.

3 ученик: Белая акация – дерево, растущее на юге нашей страны. В её цветах много полезных веществ. Собирают цветы, сушат их в тени. Используют при заболеваниях мочевого пузыря, почек.

4 ученик: Горечавка жёлтая – могучее растение, высотой до 1 метра, занесена в Красную книгу. Это растение давно используют как лекарственное. Горечавку используют для приготовления препаратов, которые возбуждают аппетит, улучшают пищеварение.

Учитель: Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней.

Учащиеся рассматривают выставку косметических средств, созданных на основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях.

XII. Правила поведения в природе.

Учитель: Каждый человек должен соблюдать правила поведения в природе.

Прочитайте “Правила друзей природы (экологическиё правила)” в учебнике на стр. 86. Каждому правилу соответствует определённый знак, изображённый в учебнике.

Ученики читают правила.

Ученик: 1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из них растений, которые выращены человеком.

Ученица: 2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.

Ученик: 3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Учитель: Ребята, кто из вас придумал и нарисовал свои экологические знаки?

Ученики выходят к доске и демонстрируют классу следующие знаки:

1. Нельзя разжигать костёр в лесу.

2. Нельзя ломать ветки растений.

3. Нельзя резать кору деревьев.

4. Нельзя срывать цветы на букеты.

Учитель: Во всём мире и в нашей стране проводится большая работа по охране растений. Запрещено собирать редкие растения. Создаются заповедники, где они находятся под особой охраной. В нашей республике в январе 1976 году. Был создан Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник, территория которого полностью исключена из любой хозяйственной деятельности, где весь природный комплекс находится в естественном состоянии.

Многие растения выращиваются в ботанических садах. Есть такой ботанический сад и в нашем городе Нальчике.

Охранять надо не только редкие растения, но и обычные. Важно оберегать земные насаждения в городах, сёлах, больше сажать деревьев, кустарников и цветов.

- Ребята, какие цветы украшают клумбы нашего города?

Ученики: Незабудки, маргаритки, львиный зев, нарциссы, фиалки, розы, георгины, ирисы и др.

(Показ картинок).

XIII. Выставка работ учащихся.

Рисунки, аппликации из сухих листьев, семян.

Учащиеся комментируют свои работы.

XIV. Обобщение урока.

Учитель: Из-за чего дикорастущие растения становятся редкими?

Ученик: Дикорастущие растения становятся редкими из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывания.

Учитель: Где растения находятся под особой охраной?

Ученик: Растения находятся под особой охраной в заповедниках.

Учитель: Где специально выращивают растения?

Ученица: Растения специально выращивают в ботанических садах, оранжереях, теплицах.

Учитель: Можно ли собирать растения в природе?

Ученик: Нельзя, так они не дадут плодов и семян, а значит и потомства.

XV. Вывод.

Учитель: Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?

Ученик: Каждый человек должен бережно относиться к растениям.

Ученица: Следует знать и соблюдать экологические правила.

Учитель: Верно, ребята. Замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу, сказал:

“Охранять природу – значит охранять Родину”.

Звучит “Осенняя песня” в исполнении учащихся.

Учитель раздаёт учащимся календари на память об уроке и благодарит ребят за активную работу.

XVI. Домашнее задание.

Читать и пересказывать материал в учебнике на стр. 84-88; подготовить сообщение о любом растении.