Цель:
Систематизировать знания учащихся по теме: “Устное народное творчество, учить самостоятельно подбирать материал по заданной теме, познакомить с истоками возникновения малых литературных жанров, развивать творческие способности детей, приобщить к русскому фольклору”.
Оборудование:
Сцена украшена в русском стиле (вышивка ручной работы, кружева, разноцветные платки, на столах самовары, “бусы из бубликов”, матрешки)
Ход урока
Появляются ведущие Хозяин с Хозяюшкой, оба в русских народных костюмах.
Х-ка: Здравствуйте, гости дорогие!
Х-ин: Веселья вам да радости!
Х-ка: Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник не начинаем.
Х-ин: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус.
Кому - правда, кому – сказка, кому – песенка.
Х-ка:
Удобно ли вам гости дорогие.
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ну, тогда начнём наш праздник,
А чтоб у вас было хорошее настроение к нам на праздник пришли гости с веселыми частушками. (Дети исполняют частушки)
Сообщение о частушках.
Частушка – короткая (обычно четырехстрочная) рифмованная песенка, исполняемая в быстром темпе. Она обычно веселая, озорная исполняется под гармонь или балалайку и часто сочиняется тут же на ходу.
Выходят скоморохи.
Х-ин:
Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
1 ск.:
Я – скоморох Прошка.
2 ск.:
А я Федул - скоморошка
1 ск.:
У меня, скомороха Прошки
Игр да забав полное лукошко!
2 ск.:
Собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки.
Вместе:
Вас сегодня ожидают
русские потешки.
Сообщение о потешках.
Потешки – это небольшие забавные стишки. С раннего детства каждому знакомы такие потешки, как “Идет коза рогатая…”, “Сорока-сорока…” и др.
В настоящее время, к сожалению, потешки стали забываться. А зря. Ведь врачи утверждают, что потешки благоприятно воздействуют на нервную систему детей.
(Дети исполняют потешки)
Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.
А ту-ту, ту-ту, ту-ту
Я на ёлочке расту.
Ветер ёлку укачал
Я с ёлочки упал
Я упал на пенёк,
Стал пригожий паренёк.
Скоморох:
Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становитесь в ряд.
Выбирай подряд.
Красиво – приятно, а для всех занятно!
Сообщение об истории игр
Игра “Карусель”
Х-ка:
Любое веселье не обходилось без русской народной песни.
А какие русские народные песни вы знаете?
Послушайте песню “Савка и Гришка”
Х-ин:
Посмотри, хозяюшка, какие гости к нам пожаловали.
Алый мелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука.
В деревянные бока.
А внутри секреты есть?
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская . (матрёшка)
1м:
У меня, матрёшечки,
Носик, как картошечка.
2м:
Щёчки, как клубника,
Я приятна ликом
3м:
Глазоньки как слива
Очень я красива.
4м:
Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одежки.
Сами ткём и прядём
Сами в гости к вам идём.
Х-ин:
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Х-ка:
Весь народ глядит в окошко:
Танцевать пошли матрёшки.
Танец “Матрёшки”
Сообщение о создании матрёшек.
Матрешка – знаменитая русская игрушка, которая родилась более ста лет назад. Ее придумал художник С.В.Малютин. он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Но эта кукла была японцем. Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передничек, яблоками положил на щеки румянец. И назвали красавицу старинным русским именем Матреша.
Петрушка:
Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в путаницу. Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно. Договорились?
- Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только …- Коньки на льду чертили стрелочки,
С утра в хоккей играли….- Болтали час без передышки,
В цветастых платьицах….- При всех помериться силёнкой,
Конечно, любят лишь …..- Боятся темноты трусишки-
Все, как один, они ….- Шёлк, кружево и в кольцах пальчики-
Выходят на прогулку ….
Х-ин:
Эх, милые гостёчки, языком молоть не дрова колоть,
Спина не заболит.
А не спеть ли нам страдания?
Х-ка:
Что же не спеть?
Был бы запевала, подголосочки найдутся.
Сообщение о страданиях.
Страдания – это особый вид частушек о любви. Распространены такие частушки в средней полосе России. В настоящее время такие частушки не придумывают, а то, что мы слышим это очень старые частушки. Они дошли до нас со времен бабушек и дедушек.
Х-ин:
Хозяюшка, посмотри, кто к нам пожаловал.
Х-ка:
Да это же Никодим и Егор.
Давайте послушаем, о чём они говорят.
Сценка “Небылица в лицах”
Ученик:
Что за чепуху вы говорите? Я вот расскажу историю…
(Дети рассказывают небылицы.)
Выбегают скоморохи
1 ск:
Бежали по дорожке,
Собирали ложки.
2ск:
Ложки не простые
Ложки хохломские
1ск:
Вятские, смоленские,
Ложки деревенские.
2 ск:
Ложки сосчитаем,
В ложки вам сыграем.
Вместе:
Ой, же – говори,
Заиграем ложкари.
Скоморохи играют на ложках и музыкальных инструментах.
Стихотворение “Где ты был Иванушка?”
Х-ин:
Был я вчера на ярмарке и видел как старик корову продавал:
Сценка: “Старик корову продавал”
Сообщение о ярмарке. В истории культуре деревень, сел и городов всей Руси не было более яркого, зрелищного действа, чем ярмарка. Это не просто праздник торговли, это еще и праздник мира, народной мудрости, мастерства и изобилия.
Петрушка:
Ой, посмотрите, пока мы были на ярмарке, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку.
(Дети по очереди читают скороговорки.)
Х-ка:
И я скороговорку знаю:
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Х-ин:
Послушаем песню “Тараторки”.
Песня “Тараторки”
Х-ка:
Выходи чесной народ
Становись ка в хоровод.
Песня “По малину в сад пойдём”
Х- ка:
Всем спасибо за вниманье!
За задор, веселье, смех.
Х-ин:
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь.
Говорим мы до свиданья
До счастливых новых встреч!