"Русские посиделки" – фольклорный праздник в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

Систематизировать знания учащихся по теме: “Устное народное творчество, учить самостоятельно подбирать материал по заданной теме, познакомить с истоками возникновения малых литературных жанров, развивать творческие способности детей, приобщить к русскому фольклору”.

Оборудование:

Сцена украшена в русском стиле (вышивка ручной работы, кружева, разноцветные платки, на столах самовары, “бусы из бубликов”, матрешки)

Ход урока

Появляются ведущие Хозяин с Хозяюшкой, оба в русских народных костюмах.

Х-ка: Здравствуйте, гости дорогие!

Х-ин: Веселья вам да радости!

Х-ка: Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник не начинаем.

Х-ин: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус.

Кому - правда, кому – сказка, кому – песенка.

Х-ка:

Удобно ли вам гости дорогие.
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ну, тогда начнём наш праздник,

А чтоб у вас было хорошее настроение к нам на праздник пришли гости с веселыми частушками. (Дети исполняют частушки)

Сообщение о частушках.

Частушка – короткая (обычно четырехстрочная) рифмованная песенка, исполняемая в быстром темпе. Она обычно веселая, озорная исполняется под гармонь или балалайку и часто сочиняется тут же на ходу.

Выходят скоморохи.

Х-ин:

Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.

1 ск.:

Я – скоморох Прошка.

2 ск.:

А я Федул - скоморошка

1 ск.:

У меня, скомороха Прошки
Игр да забав полное лукошко!

2 ск.:

Собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки.

Вместе:

Вас сегодня ожидают
русские потешки.

Сообщение о потешках.

Потешки – это небольшие забавные стишки. С раннего детства каждому знакомы такие потешки, как “Идет коза рогатая…”, “Сорока-сорока…” и др.

В настоящее время, к сожалению, потешки стали забываться. А зря. Ведь врачи утверждают, что потешки благоприятно воздействуют на нервную систему детей.

(Дети исполняют потешки)

Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.
А ту-ту, ту-ту, ту-ту
Я на ёлочке расту.
Ветер ёлку укачал
Я с ёлочки упал
Я упал на пенёк,
Стал пригожий паренёк.

Скоморох:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становитесь в ряд.
Выбирай подряд.
Красиво – приятно, а для всех занятно!
Сообщение об истории игр

Игра “Карусель”

Х-ка:

Любое веселье не обходилось без русской народной песни.

А какие русские народные песни вы знаете?

Послушайте песню “Савка и Гришка”

Х-ин:

Посмотри, хозяюшка, какие гости к нам пожаловали.

Алый мелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука.
В деревянные бока.
А внутри секреты есть?
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская . (матрёшка)

:

У меня, матрёшечки,
Носик, как картошечка.

:

Щёчки, как клубника,
Я приятна ликом

:

Глазоньки как слива
Очень я красива.

:

Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одежки.
Сами ткём и прядём
Сами в гости к вам идём.

Х-ин:

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.

Х-ка:

Весь народ глядит в окошко:
Танцевать пошли матрёшки.

Танец “Матрёшки”

Сообщение о создании матрёшек.

Матрешка – знаменитая русская игрушка, которая родилась более ста лет назад. Ее придумал художник С.В.Малютин. он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Но эта кукла была японцем. Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передничек, яблоками положил на щеки румянец. И назвали красавицу старинным русским именем Матреша.

Петрушка:

Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в путаницу. Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно. Договорились?

- Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только …

- Коньки на льду чертили стрелочки,
С утра в хоккей играли….

- Болтали час без передышки,
В цветастых платьицах….

- При всех помериться силёнкой,
Конечно, любят лишь …..

- Боятся темноты трусишки-
Все, как один, они ….

- Шёлк, кружево и в кольцах пальчики-
Выходят на прогулку ….

Х-ин:

Эх, милые гостёчки, языком молоть не дрова колоть,
Спина не заболит.
А не спеть ли нам страдания?

Х-ка:

Что же не спеть?
Был бы запевала, подголосочки найдутся.

Сообщение о страданиях.

Страдания – это особый вид частушек о любви. Распространены такие частушки в средней полосе России. В настоящее время такие частушки не придумывают, а то, что мы слышим это очень старые частушки. Они дошли до нас со времен бабушек и дедушек.

Х-ин:

Хозяюшка, посмотри, кто к нам пожаловал.

Х-ка:

Да это же Никодим и Егор.
Давайте послушаем, о чём они говорят.

Сценка “Небылица в лицах”

Ученик:

Что за чепуху вы говорите? Я вот расскажу историю…

(Дети рассказывают небылицы.)

Выбегают скоморохи

1 ск:

Бежали по дорожке,
Собирали ложки.

2ск:

Ложки не простые
Ложки хохломские

1ск:

Вятские, смоленские,
Ложки деревенские.

2 ск:

Ложки сосчитаем,
В ложки вам сыграем.

Вместе:

Ой, же – говори,
Заиграем ложкари.

Скоморохи играют на ложках и музыкальных инструментах.

Стихотворение “Где ты был Иванушка?”

Х-ин:

Был я вчера на ярмарке и видел как старик корову продавал:

Сценка: “Старик корову продавал”

Сообщение о ярмарке. В истории культуре деревень, сел и городов всей Руси не было более яркого, зрелищного действа, чем ярмарка. Это не просто праздник торговли, это еще и праздник мира, народной мудрости, мастерства и изобилия.

Петрушка:

Ой, посмотрите, пока мы были на ярмарке, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку.

(Дети по очереди читают скороговорки.)

Х-ка:

И я скороговорку знаю:

Три сороки тараторки
Тараторили на горке.

Х-ин:

Послушаем песню “Тараторки”.

Песня “Тараторки”

Х-ка:

Выходи чесной народ
Становись ка в хоровод.

Песня “По малину в сад пойдём”

Х- ка:

Всем спасибо за вниманье!
За задор, веселье, смех.

Х-ин:

Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь.
Говорим мы до свиданья
До счастливых новых встреч!