Технологии и формы обучения одаренных детей в "Центре подготовки ребенка к школе"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности  его собственной мысли”.

Л.С.Выготский

 Главная задача начальной школы – пробуждение интереса к школе и учению.

Специфика работы с одаренными детьми актуальна и в наше время, несмотря на то, что общество столкнулось с этой проблемой еще в 60-е годы XX века. Проблема одаренных детей долго обсуждалась и достигла своего пика в наше время. Поэтому каждый учитель должен задуматься над тем, как он закладывает “фундамент”, от которого будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.

Основная задача учителя – помочь талантливым детям создать благоприятные условия для самореализации и самоактуализации.

Каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности.

С п о с о б н о с т и – это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности; только в деятельности, и при том положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. В реальности способности могут быть великолепно развиты, но чаще преждевременно участвуют или деформируются. Способности, вовремя не вывявленные и не раскрытые – утрачиваются. К тому же, у каждой способности свое время. Упустишь – потом не наверстаешь.

Если способности отдельны , то о д а р е н н о с т ь - синтетическое понятие. Это качественное своеобразие комплекса способностей отдельного человека. Необходимо иметь в виду, что одаренность может быть общей и специальной. Она предполагает обладание человеком различными незаурядными способностями. Поэтому очень важно учитывать два понятия: способность и одаренность.

 Проявления одаренности

Внешнее проявление творчества многообразно. Оно выражается в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследовательской активности, ранней увлеченности какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием). Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной сферой. Овладевая движениями рук, ходьбой, ребенок познает предметы и действия с ними. Одновременно идет развитие пассивной речи, т.е. понимание слов.

Ранее овладение речью проявляется в использовании большого количества слов, речь состоит из длинных и сложных предложений. Исследователи отмечают, что многие одаренные дети не говорят рано, но становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.

Одаренность в интеллектуальной сфере проявляется в том, что дошкольник читает вывески, заголовки книг, решает математические задачи, проводит связи между явлениями, событиями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами, долго сохраняет внимание, задает вопросы.

Такие дети довольно быстро осваивают чтение, письмо, счет, сравнительно легко овладевают иностранными языками.

До подросткового возраста интеллект развивающего обучения опирается на память. В процессе развития все психологические функции (внимание, память, мышление, воля) образуют сложную систему, где центральной функцией является развитие мышления, функции образования понятий. Память подростка опирается на мышление, происходит запоминание понятиями, отношениями.

Сейчас много говорят о развивающем обучении. Что же развивает развивающее обучение?

Важнейшим результатом развивающего обучения является возникновение и развитие теоретического мышления. Перестройка мышления, обусловленная усвоением научных понятий, с неизбежностью влечет за собою перестройку остальных познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти. Если при традиционном подходе складывается своеобразный тип “школьной” памяти, опирающейся на преднамеренное заучивание формы изложения учебного материала, то при развивающем обучении память действительно приобретает черты подлинной произвольности, становясь рефлексивно регулирующим процессом.

Поисково-исследовательская учебная задача позволяет ученику реализовать себя как субъект учения, а это приводит к тому, что к концу младшего школьного возраста интерес к решению учебных задач приобретает устойчивый и обобщенный характер и начинает выполнять функцию смыслообразующего мотива учебной деятельности. Существенно изменяется в процессе развивающего обучения и картина развития способностей, являющихся сложным психологическим образованием, определяющим легкость и скорость образования умений и навыков, их гибкость и эффективность.

Развивающее обучение оказывает существенное воздействие на развитие эмоциональной сферы учащихся. Оно дает ключ к пониманию проблемных ситуаций и достойному решению проблем. Кроме того, развивающее обучение стимулирует развитие того комплекса чувств, которое определяет нравственный облик личности.

Таким образом, специфическим результатом развивающего обучения следует считать свободное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности.

Остановлюсь на технологии развивающего обучения системы Л.В.Занкова.

  • Во-первых – своей главной задачей она ставит развитие всех учащихся и каждого в отдельности.
  • Во-вторых обеспечивает возможность обучать в одном и том же классе всех учащихся, без их отбора, без дифференциации при поступлении в школу.
  • В-третьих – в системе Л.В.Занкова отсутствует давление на школьников с помощью отметок.
  • В-четвертых – система рассчитана на сотрудничество, на сотворчество, сопереживание.
  • В-пятых – открыта для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ученика с другим.
  • В-шестых – система Л.В.Занкова дает детям радость пробуждения.

Система развивающего обучения направлена на общее развитие ребенка. Главное – качество задания – исследовать со всех сторон. Мы должны показать мысль ребенка. Развитие – дает глубину знания. Основной критерий обучения – развитие. Развитие проходит много ступеней. Достигаться должно с помощью самостоятельности мысли и чувства.

Вся методика системы направлена на развитие и раскрытие потенциальных возможностей.

Что для меня занятия в Центре подготовки с одаренными детьми?

Занятия в системе Л.В.Занкова для меня – это воплощение многогранности жизни: дети смеются, сопереживают, огорчаются, наблюдают, сравнивают, группируют.

Главное на занятии – ребенок, а учитель направляет его деятельность. В системе нет авторитаризма, ребенок может свободно высказываться, у каждого есть возможность подняться на следующую ступеньку вверх, если заглянуть моим детям в глаза – они светятся радостью, если заглянуть им в лицо – оно озарено улыбкой.

Приемы обучения, которые используются на занятиях:

  1. Ход познания (от учеников или ребят).
  2. Начало занятий должно быть необычным.
  3. На занятии должен царить “дух открытий” (ничего не сообщать детям в готовом виде).
  4. Держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей.
  5. Не оставлять без внимания ни одного ответа детей.
  6. Помнить о развитии речи во всех видах деятельности.
  7. Поддерживать ощущение успешности.
  8. Осуществлять работу в творческих тетрадях.

Большое место в своей работе отвожу и своей деятельности, для нее характерно:

  • внутренняя готовность;
  • открытость;
  • способность меняться самой;
  • постоянный творческий поиск;
  • коллективная работа с классом;
  • на одном задании стараются сразу повторить несколько тем.

Технологию развивающего обучения отличает вера в каждого ребенка, в его силы, но при этом необходимо учитывать, что развитие детей идет неравномерно, поэтому я свою работу с детьми начинаю с “Центр подготовки ребенка к школе”.

В 1996 году был открыт “Центр подготовки детей к школе” в нашем образовательном учреждении. Мною была разработана программа по подготовке ребенка к

школе по системе Л.В.Занкова.

Цель дошкольной подготовки – всестороннее развитие ребенка: его мотивация интеллект, творческие способности, личностные качества.

В программе опиралась на психологические исследования Л.С.Выготского, Д.П.Эльконина, А.Н.Леонтьева, широко использовала вклад ученых в области обучению чтению и письму: В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько, Г.А.Цукермана и других.

При составлении программы использовала свой личный опыт работы подготовки ребенка к школе, преемственность связей между дошкольным и начальным образованием.

Особое внимание уделялось ведущей деятельности ребенка – игре. Именно через игру сохраняется и развивается его индивидуальность, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. В игре развиваются навыки учебной деятельности: умение общаться со сверстниками, принимать учебную задачу, следовать правилам игры, контролировать и оценивать себя.

Программа представлена тремя взаимосвязанными курсами: “Азбука и мелкая моторика”, “Логика”, “Развитие речи”.

Особенностью содержания курса “Азбука и мелкая моторика” является развитие звуковой культуры речи, звуко-слоговой анализ слов, сочетание с работой по развитию речи. Важное место в курсе занимает подготовка руки ребенка к письму. С помощью упражнений, заданий, подобранных в системе (рисование, обведение контура, штриховка и др.) развивается мелкая моторика рук, а с ней и все интеллектуальные процессы.

В содержании курса “Логика” приоисходит знакомство детей с разными областями математической деятельности: количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками, т.е. с теми понятиями, которые лежат в основе содержания курса начальной математики.

В курсе “Развитие речи” решаются задачи: развитие умения говорения и слушания, развития интереса и внимания к слову собственной речи и речи окружающих, обогащение активного и пассивного словаря, умение связанной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

Предлагаются разработки занятий, которые строятся в занимательной форме с использованием речевых игр, что позволяет детям наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы.

Особенность данной программы заключается в том, что при организации занятий с дошкольниками применяются особые методы и формы работы. Познавательный материал не дается детям в готовом виде, а постигается ими в сравнении, выявлении существенных признаков и общения.

Формы работы с одаренными детьми по курсу “Развитие речи”.

1. Игры: Кто это? Что это? Отвечай быстро.

Формирование быстрой реакции на слово, способствовать развитию по догадке, развивать воссоздающее воображение.

  • Звонкий, быстрый, веселый ___________
  • Желтые, красные, осенние ___________
  • Вкусный, алый, сочный ___________

2. Песенки – долгоговорки.

Многократное. Четкое повторение, сопровождающееся веселым настроением, тоном соревновательности. Разучивается долгоговорка при повторении за учителем. При каждом повторении может меняться темп и ритм, возможно привлечение мимики, жестов.

Е.А.Благинина

Ай- люли.
Ай – люли, ай – люли
Гости к Дашеньке пришли!
Петушок – в сапожках,
Курочка – в сережках,
Селезень в кафтане.
Котик в новой свитке,
Кошечка в накидке,
С перстеньком на лапке…
А собака – в шапке.

3. Игры: “Слово можно прошагать”, “Найди короткое слово”.

Короткие: сыр, мяч, лук, чай, рак, кот, жук, кит.

Длинные: вертушка, холодильник.

Слог – один шаг.

Игра: “Назови одним словом”.

  • Каких ты знаешь животных?
  • Каких ты знаешь птиц?
  • Какие ты знаешь деревья?
  • Какую ты знаешь мебель?

3. Зарисовка слова. (Слова – сравнения).

  • На что похоже солнышко?
  • На что похож ежик?
  • На что похож ручеек?

4. Игры: “Кто как передвигается”, “Что делает ветер?””, “Что делает ветерок?”

(Слова для обозначения действий).

5. Загадки – складки.

6. Подбор считалок, потешек, состоящих из 2- 4 – х рифмованных строчек.

У меня пропал носок,
Утащил его … (щенок).

Игра поможет ввести ребенка в мир букв и слов. Для нее нужно заготовить 10 картинок, на каждой, из которой должен быть изображен мальчик или девочка. Их можно вырезать из любого журнала. Газеты и наклеить на листы бумаги. Под каждой картинкой поместите другие картинки, на которых нарисованы различные предметы. Например: под картинками, изображающими девочек, можно поместить такие картинки:

  • Арбуз – ножницы – яблоко,
  • Арбуз – санки – яблоко,
  • Ножницы – игла – ножницы – арбуз,
  • Обруч – лопата – яблоко,
  • Лопата – игла – дом – арбуз.

Под картинками, изображающими мальчиков, можно поместить следующие картинки:

  • Волк – арбуз – санки – яблоко,
  • Волк – арбуз – лопата – яблоко,
  • Троллейбус – облако – лопата – яблоко,
  • Волк – арбуз – ножницы – яблоко,
  • Волк – обруч – волк – арбуз.

Предложите малышу угадать, как зовут каждого из детей, помещенных на той или иной картинке. Объясните ему. Что для того, чтобы угадать имя, необходимо соединить первые буквы названий предметов, которые нарисованы на картинках. Соединяя буквы (в уме), дети с радостью отгадывают, кого как зовут. Девочек в этой игре зовут Аня, Нина, Оля, Лида; мальчиков – Вася, Валя, Толя, Ваня, Вова.

Картинки с изображением мальчиков и девочек следует давать вперемешку. Когда дети отгадают все имена, возможно им захочется самим зашифровать собственные имена или какие-либо другие слова. Это желание обязательно поддержите.

При зашифровывании звуков полезно варьировать картинки ( А – арбуз, аист, абрикос, астра; О – обруч, осы, облако). Важно, чтобы на гласную букву падало ударение либо чтобы звучание ее в слове совпадало с написанием- нельзя для зашифровки звука “о” брать такое слово, как “одеяло”.

Действия по развитию умения слушать

1. Слушаем звуки дома:

  • звуки громкие и тихие;
  • журчание воды в ванной;
  • тиканье часов;
  • шипение и скворчание еды, жарящейся на сковороде;
  • телефонный звонок;
  • урчание холодильника;
  • гудение пылесоса;
  • лай собаки;
  • топот малыша;
  • звонок в дверь;
  • скрип стула;
  • позвякивание ложки в стакане;
  • стук в дверь;
  • хлопанье в ладоши;
  • щелчок выключателя…

2. Слушаем погоду:

  • стук капель по стеклу;
  • завывание ветра;
  • падающий снег;
  • раскаты грома…

3. Слушаем звуки улицы:

  • гудок машины;
  • хлопок закрывающейся дверцы автомобиля;
  • детский смех;
  • пение птиц;
  • сирена пожарной машины…

4. Слушаем звуки магазина:

  • как рубят мясо;
  • звук работающей кассы;
  • позвякивание чашек в кафе…

5. Слушаем голоса животных:

  • как мычит корова?
  • как рычит лев?...

6. Слушаем звуки – приятные и нет:

  • музыку;
  • автомобильные гудки;
  • звонок будильника;
  • детский смех;
  • кашель…

7. Слушаем, как рифмуются слова:

  • раз – два – кружева;
  • три – четыре – свет в квартире;
  • пять – шесть – кашу есть;
  • семь – восемь – сено косим;
  • девять – десять – вышел месяц…

8. Слушаем указания:

  • наклей мальчика вверху страницы;
  • приклей дерево снизу.

По курсу “Азбука”

1. Чтение художественных произведений.

2. Применение различных игр:

  • игра – граматизация,
  • игра – путешествие.

Игры:

  • “Рыболовы”
  • “Кто больше”
  • “Какое слово задумано”
  • “Четвертый лишний”
  • “Соотнеси картинки и буквы”
  • “Путаница”
  • “Волшебные клеточки”

3. Встречи со сказочными героями.

4. Разгадывание кроссвордов, ребусов, решение грамматических задач, занимательных моделей.

5. Словесное иллюстрирование.

6. Пересказ учителя.

7. Забавные экскурсии.

И Г Р Ы

“Живые буквы”

К доске вызываются два ученика. Один из них берет из классной кассы букв карточку с буквой а, а другой – у. Затем они сближают карточки, и класс прочитывает слово ау. Объясняет значение слова. Вызывается новая пара детей. Карточки с теми же буквами сближаются, но в ином порядке: уа. Класс прочитывает слово и объясняет его значение.

“Буква заблудилась”

Цель: закрепление всех изученных букв в их классификации. На общеклассном наборном полотне вперемежку располагаются все изученные буквы. Детям надо отыскать согласную букву, “заблудившуюся” среди гласных. Найдя букву и, ставят ее отдельно от гласных.

“Отгадывание ребуса”

Мурзилка предложит Незнайке загадку. Эта загадка особая, называется она ребус. Чтобы догадаться, какое слово, Незнайке нужно:

  1. Прочитать напечатанное слово.
  2. Посмотреть на цифры над буквами (они показывают, в каком порядке нужно ставить эти буквы).
  3. Поставить буквы в нужном порядке, указанном цифрами.
  4. Прочитать получившееся слово.

Из слова он получается слово но.

“Рассыпанные слоги и буквы”

Цель: упражнение в составлении и чтении слов.

Сначала дети читают слоги и буквы, потом составляют устно как можно больше слов из сочетания этих карточек: усы, осы, оса, осина, осины, сон, сани, усни, сосна, насос, сосны, насосы; затем некоторые из этих слов составляются из разных букв и слогов; завершается работа чтением.

“Карандаш собирается нарисовать картинку”

(Лес, село, река, трава, ива)

Цель: упражнение в словесном рисовании по опорным словам.

Детям объясняется, что карандаш собирается нарисовать картину, а какую, можно догадаться, прочитав слова, которые напечатаны на доске. Ученики читают слова и по воображению “рисуют” картинку: Вдали лес, там растут сосны и осины. Вблизи растут кусты и осока, тут болото. По болоту ходит аист. Целесообразно дополнительно выполнить логическое упражнение по теме “Деревья”, по картинкам дети называют деревья: дуб, береза, ель, сосна, ива, осина и объясняют как отличить деревья от кустарников (у кустарников много стволов).

По курсу “Мелкая моторика”

Один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики.

Творческие упражнения:

  • силуэты;
  • лабиринт;
  • сравнение похожих предметов;
  • аппликация;
  • рисунки – постройки;
  • раскрась спираль вправо и влево;
  • кляксография;
  • рисуем волны и кораблики;
  • дорисуй узор на другом конце полотенца.

2. Волшебный карандашек

  • волшебные узоры;
  • работа с трафаретами;
  • рисунок по образцу;
  • контур предмета;
  • обведи рисунок;
  • соедини по точкам;
  • дорисуй;
  • штриховка (длинные параллельные отрезки, штрихи с возвратом, короткие частые штрихи).

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Забавные фигурки из разрезного квадрата.

5. Волшебные дорожки:

  • волнистые “Морские волны”;
  • вертикальные “Небесный пилотаж”;
  • круговые “Клубочки”;
  • горизонтальные “Кто быстрее”;
  • кривые;
  • зигзагообразные.

По курсу “Логика”

Дидактические игры: “Лесенки”, “Эстафеты”.

Привлечение к общей работе любимых детьми героев сказок: “Буратино”, “Незнайка, как всегда, все перепутал”.

Занимательные упражнения.

“Какую игрушку спрятали?”

Цель: повторить рассмотренные свойства предметов (цвет, размер).

Учитель выставляет несколько игрушек (например, две куклы, большую и маленькую, два одинаковых по размеру кубика, но один желтый, другой зеленый) и говорит: “Посмотрите внимательно на игрушки. Закройте глаза. (Учитель быстро убирает большую куклу). Откройте глаза. Какую игрушку спрятали? (Дети должны назвать ее, указать ее цвет и размер). Отгадавший получает право задать аналогичные вопросы всем детям, самому спрятать игрушку. Игру можно проводить, используя предметные картинки и игрушки. Игра развивает зрительную память, наблюдательность.

“Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?”

Вызванный ребенок становится между двумя стульями так, чтобы они находились либо впереди и сзади, либо слева и справа от него.

На стульях стоят игрушки (от 2 до 4 шт.). Ребенок рассказывает примерно так: “Впереди меня 2 зайчика, а сзади 3 мишки”. Учитель может вначале показать и объяснить, как надо выполнять задание. Задание выполняют 2 – 3 человека.

“Где мое место?”

Соревнуются две команды. Детям раздаются перевернутые карточки с цифрами. По сигналу учителя все играющие одновременно переворачивают карточки. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее построит свой ряд чисел.

“Художники”

Положите перед собой листок бумаги. Возьмите линейку (трафарет) и нарисуйте два квадрата. Художник дорисовал квадраты, и полуились часы, кубики (учитель показывает). Теперь вы будете художниками. Подумайте, что можно дорисовать, чтобы получился какой-нибудь предмет. (Дети могут нарисовать, например, домик, вагончик, машину и т.п.). Учитель должен прокомментировать рисунки детей, показать некоторые из них.

“Кто самый внимательный?”

Детям дают задание: “Послушайте, сколько раз ударит молоточек, и положите на верхнюю полоску карточки на 1 кружочек меньше. (Педагог стучит 10 раз). Сколько кружков вы положите и почему? На нижнюю полоску положите на один квадрат больше, чем услышите звуков. (Учитель стучит 7 раз). Сколько вы положите квадратов и почему? Какое число больше (меньше): восемь или девять? Что мы скажем про число девять, если сравним его с числом восемь или десять?”

Учитель по очереди вызывает к столу 2-3 детей и дает им задание: сосчитать пуговицы на карточках и произвести какие-либо движения на один меньше или больше.

4. Работа с раздаточным материалом.

5. “Рассказ – загадка”

Учитель говорит:”У меня три коробки от заводных игрушек: курочки, цыпленка, утенка. Курочка больше цыпленка, утенок больше цыпленка. Какая коробка с утенком? Поместится ли курочка в коробку утенка? А утенок в коробку курочки? Почему?” Дети, чей ответ был особенно точным, заводят игрушки.

6.Занимательные задачки.

7. Стихи про цифры.

8. Считалки.

Система развивающего обучения – личностно ориентированная, которую заботит прежде всего полнота реализации духовных, интеллектуальных, физических сил ребенка. Мы хотим воспитать человека самостоятельного, инициативного, доброжелательного.

“У каждого человека, - говорил В.А.Сухомлинский, - есть задатки дарования, талант к определенному виду или нескольким видам деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направив затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, потолка”.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности. Сборник. Склонности и способности /Под редакцией Мясищева В.Н./, 1962.
  3. Волков И.П. Много ли в школе талантов? – м.: Просвещение, 1989.
  4. Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренных детей. – М.:Российское педагогическое агенство, 1997.
  5. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире, - М.: ВЛАДОС, 1999.
  7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Просвещение, 1984.
  8. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: Педагогика, 1987.
  9. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. – М.:Молодая гвардия, 1989.
  10. Одаренные дети. Пособие для учителей /Под редакцией Слуцкого/ - М.:Просвещение, 1984.