Театрализованное развлечение "Как куклы помогли найти Иванушку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности. Концентрировать внимание на театральных куклах, сопровождать движение куклы песней, танцем. Прививать любовь к народному творчеству.

Задачи:

1. Совершенствовать умения детей в создании художественного образа с помощью мимики, жестов, движений, выразительной речи, песенных, игровых, танцевальных движений

2. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в сценках, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета;

3. Закреплять знания о правилах кукловождения (куклами-марионетками, куклами с “живой рукой”).

4. Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму.

5. Обогащать знания детей о русской народной культуре (русские народные песни, сказки, танцы).

6. Петь в сопровождении музыкального инструмента без напряжения, плавно, легким звуком, своевременно начинать и заканчивать песню.

7. Самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой.

8. Воспитывать уверенность в себе, умение радоваться успехам сверстников, желание играть театральными куклами.

9. Поддерживать желание активно участвовать в театрализованных действиях, выступать перед родителями и гостями.

10. Привлекать к совместной работе родителей.

11.Создать радостное настроение.

Действующие лица и исполнители:

Взрослые: Сказочница;

Гном (кукла в рост ребенка).

Дети: Аленушка;

Иванушка;

Куклы-марионетки, управляемые детьми:

Колобок;
Буратино;
Мальвина;
Чебурашка;
Крокодил Гена;
Баба Яга;
Конек-Горбунок.
Девицы-красавицы – 3 куклы

Куклы с “живой рукой”: Таня, Ваня, Маша, Саша.

Оборудование:

Ширма, сундучок, хрустальная туфелька (на крутящейся подставке), чудесный мешочек, деревянные ложки, трещотки, бубны, рубель, книжки-малышки с русскими народными сказками.

Ход занятия:

Дети входят в зал под русскую народную песню “Ах, утушка луговая”, садятся на стулья вдоль боковых стен музыкального зала. Их встречает Сказочница (воспитатель в русском костюме).

СКАЗОЧНИЦА. Здравствуйте! Здравствуйте, ребятушки! Садитесь поудобнее. Вы пришли сказки послушать? А любите ли вы сказки? А знаете ли их? (ответы детей).

Я ваша добрая Сказочница. А пригласила я вас посмотреть старые, добрые сказки.

В мире много сказок-
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

И прежде, чем я начну сказку, давайте мы позовем ее своей песенкой.

Песня “Сказка, сказка, приходи!” муз. Е.Соколовой,

СКАЗОЧНИЦА. Ну вот и молодцы! Теперь я спокойно могу начинать свою сказку.

Сказку дети очень ждали,
Сказку дети в гости звали,
Сказка в гости уж пришла,
Сказка ждет вас, детвора!

Звучит русская народная мелодия “Ходила младешенька”

В зал входит Аленушка (девочка в русском народном костюме), грустная.  Подходит к Сказочнице.

АЛЕНУШКА: Здравствуйте!

СКАЗОЧНИЦА. Здравствуй, Аленушка. Почему ты такая грустная?

АЛЕНУШКА. Добрая Сказочница! Братец Иванушка пропал. И где я его только не искала: и в лесу, и в саду. Нет его нигде. Уж не попал ли Иванушка в беду какую?

СКАЗОЧНИЦА. Аленушка, а может твои подружки, красны-девицы знают, где его найти?

АЛЕНУШКА. Выходите, девушки, на лужок,
Собирайтесь все в кружок.

Звучит фонограмма русской народной песни “Барыня ты моя”.

Выходят дети, у них в руках три куклы-марионетки “Девицы-красавицы”. Управляя ими, исполняется танец “Сударушка”, русская народная мелодия.

Остальные дети аккомпанируют на ударных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, рубель, бубен).

Девочки с куклами – марионетками (говорят поочередно):

1.Как нам, девушки хоровод собирать?

2. Как нам, красным, новы песни заводить?

3.Без Иванушки нам не весело…

Вместе: И где его искать - мы не знаем.

Дети уносят кукол – марионеток за ширму.

СКАЗОЧНИЦА. Подожди, Аленушка, горевать. Сейчас я своего помощника позову. У него совета попросим.

Эй, конек, мой конек,
Горбуночек, горбунок!
Ты скачи ко мне, дружок,
Верный конь мой, горбунок!

Под русскую народную песню “Как на тоненький ледок” выходит Конек-Горбунок (ребенок с куклой-марионеткой), останавливается возле Сказочницы.

АЛЕНУШКА. Ты конек, мне помоги,
Братца малого найди!

КОНЕК-ГОРБУНОК: Я Ванюшу не найду, но помочь вам, помогу
Сундучок я вам дарю, он в беде вам пригодится

Конек-Горбунок отдает сундучок в руки Аленушки и уносит куклу-марионетку за ширму.

Сказочница и Аленушка (вместе): Спасибо, тебе Конек-Горбунок!

СКАЗОЧНИЦА. Как же я про сундучок забыла! Ведь это же мой сундучок, он старинный. (Берет сундук у Аленушки) Мне его еще моя бабушка дарила.

Сундучок я открываю, что внутри - сейчас узнаю.

Звучит “Музыкальная табакерка”, муз. А. Лядова.

Сказочница достает из сундучка туфельку.

СКАЗОЧНИЦА. Что это?

ДЕТИ: Туфелька

СКАЗОЧНИЦА: Да не простая, а волшебная, сказочная. Может быть, она нам поможет найти твоего братца?

Будет туфелька сиять, в сказки двери открывать.

Давай туфельку попросим перенести нас в какую-нибудь сказку

(Передает туфельку Аленушке).

АЛЕНУШКА (берет туфельку): Ну-ка, туфелька, повернись,
Ну-ка, туфелька, осветись,
Сказка новая, начнись,
Братец милый мой, найдись!

СКАЗОЧНИЦА. Посмотрите, в какую же сказку мы попали?

Выбегает Колобок (ребенок в костюме)

СКАЗОЧНИЦА. Узнаете?
Это круглый колобок,
Колобок-румяный бок.
По амбару метен,
По сусекам скребен.

Дети поют песню “КОЛОБОК”, муз. Г. Струве, сл. В. Татаринова и выполняют движения по тексту песни.

СКАЗОЧНИЦА. Стой, плясун! Я вижу, ты мастер плясать да песни распевать

АЛЕНУШКА. Ты моего братца Иванушку в своей сказке не встречал?

КОЛОБОК. Нет, Аленушка, не встречал! Да и с тобой долго оставаться не могу. Меня бабушка с дедушкой дома ждут. Пока! (убегает на место)

СКАЗОЧНИЦА. (обнимает Аленушку за плечи) Не печалься, Аленушка!
Новую сказку начинай!

АЛЕНУШКА (берет туфельку) Ну-ка, туфелька, повернись, ну-ка, туфелька осветись,

Сказка новая начнись, братец милый мой, найдись!

СКАЗОЧНИЦА. Интересно, в какую сказку на этот раз нас перенесла туфелька?
Что за странный человечек: на земле и под водой ищет ключик золотой?

ДЕТИ. Бу-ра-ти-но!

Выбегает ребенок с куклой-марионеткой Буратино в руках.

АЛЕНУШКА. Это Буратино! Это Буратино! К нам, к нам, веселый плутишка. Буратино!

Появляется девочка с куклой-марионеткой Мальвина.

МАЛЬВИНА. Буратино! Несносный мальчишка! У нас урок!

“Буратино” подходит к “ Мальвине”.

МАЛЬВИНА. Запомните пять важных правил:
Нельзя в варенье лезть руками.
Глотать пирожные целиком.
Болтать ногами под столом.
Нельзя на скатерть кофе лить.
Нельзя за завтраком шалить.

БУРАТИНО. За что такое наказание?
Зачем мне это воспитание?

МАЛЬВИНА. Прошу внимания у Вас.
Займемся счетом мы сейчас.
У вас в кармане есть две груши.
Одну вы мне дадите скушать,
И сколько груш у Вас осталось?

БУРАТИНО (разводит руки куклы в стороны): Нет ни одной, как оказалось.

МАЛЬВИНА. Слушайте внимательно!
У Вас в кармане есть две груши,
Одну вы мне дадите скушать.

БУРАТИНО. Свои я груши никому и никогда не отдаю!

МАЛЬВИНА. Вы не способны ни к чему.

БУРАТИНО. Какой от счета прок?
Вот я сейчас вам покажу особенный урок.
Учиться! Учиться! А я люблю веселиться!
Ну-ка, ребята, выходите! И со мной спляшите!

Дети выходят в круг на танец.

Танец “Птичка польку танцевала”, муз. А Рыбникова

АЛЕНУШКА. Не видел ли ты, Буратино, в своей сказке моего братца. Иванушку?

БУРАТИНО. Нет, нет, нет! Я не видел никого, но мне надо убегать, а то эта противная Мальвина опять заставит меня учить уроки!

Дети уносят кукол за ширму.

СКАЗОЧНИЦА. Не печалься, Аленушка! Новую сказку начинай!

АЛЕНУШКА. (берет туфельку) Ну-ка, туфелька повернись,
Ну-ка, туфелька осветись
Сказка новая, начнись,
Братец милый мой, найдись!

Выходят 2 ребенка с куклами-марионетками Чебурашкой и крокодилом Геной

ЧЕБУРАШКА. Я дружок зверям и детям,
Я живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.

КРОКОДИЛ ГЕНА. Потому что ты не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.

ЧЕБУРАШКА. Но заснята для кино и известна всем давно
Моя милая мордашка.
А зовусь я….

ДЕТИ. Чебурашка.

СКАЗОЧНИЦА. Ой, Чебурашка, ты такой симпатичный, тебя все ребята любят. Послушай, какую они песню для тебя и Гены споют.

Песня-танец “Чебурашка”, муз. А.Филлипенко, сл. Т.Волгиной

Дети садятся на места.

ЧЕБУРАШКА. Ой, ребята спасибо вам большое за вашу песню!

КРОКОДИЛ ГЕНА. Она нам понравилась. Ну, мы пошли дальше (уносят игрушки, а Аленушка кричит им в след):

АЛЕНУШКА. Ой, Гена! Чебурашка! Я же хотела у вас спросить: не видели ли вы моего братца?

ЧЕБУРАШКА и КРОКОДИЛ ГЕНА: Нет, мы братца твоего не видели.

АЛЕНУШКА. Что же делать, милая Сказочница? Где теперь искать Иванушку? Последняя сказка закончилась.

Под музыку “Баба Яга”, (муз. П.Чайковского)

Выбегает ребенок с куклой-марионеткой - Баба ЯГА.

<Рисунок2>

СКАЗОЧНИЦА: Вот, кто нам поможет! Не зря она во многих сказках живет. Везде летает, все видит. Скажи, Баба Яга, не видела ли ты братца Иванушку?

БАБА ЯГА. Все знаю, все скажу, но сначала повеселите меня!

Дети становятся в круг и исполняют песню – танец

“Песенка о Бабе Яге” (муз. Н.Лукониной, сл. Л.Чадовой)

БАБА ЯГА: Хорошо, но мало! Поиграйте со мной! Или боитесь?

СКАЗОЧНИЦА. Да никого мы не боимся! Ну что, ребята, придется нам с Бабой Ягой поиграть. Мне кажется, она знает, где братец Иванушка.

Игра “БАБА ЯГА”

(сб. “Музыкальные игры” С.Насауленко,С-Пб,1999г. стр.14.)

“Баба Яга” с визгом убегает за ширму.

АЛЕНУШКА. Где же ты, Иванушка?

ИВАНУШКА (выходит на середину зала): Здесь я, Аленушка! У ребят в детском саду. У них так интересно. Они многому меня научили. Давай, я тебя с ними познакомлю.

Оля, Катя, Сережи, выходите!
Дружно, весело спляшите.

Выходят 4 ребенка, у них куклы с “Живой рукой” - Таня, Ваня, Маша, Саша.

Исполняют танец “Светит месяц”, русская народная мелодия.

<Рисунок3>

СКАЗОЧНИЦА. Ну вот мы и нашли твоего братца, Иванушку. Спасибо туфельке. И помогла нам в этом любовь к сказкам…

<Рисунок4>

Ой, кто-то к нам еще спешит.

Входит взрослый, у него кукла - Гном в рост ребенка, говорит за Гнома.

ГНОМ. Все слышал, все видел!
Прекраснейшие сказки, красивые, простые,
А может не простые
Показывали вы нам.
Артистами ребята побывали
И сказку вы, ребята, показали.
Артисты, зрители-все были хороши
Похлопаем друг другу от души!
Не зря говорят, что сказка - самый верный и надежный друг!

И чтобы не случилось, сказки всегда рядом с вами. А чтобы вы об этом помнили и не забывали, я дарю вам этот волшебный мешочек.

СКАЗОЧНИЦА. (берет мешочек, заглядывает в него) Да это книжки-малышки!

ГНОМ. Читайте их, рассказывайте, ведь каждая сказка нас чему-то учит.

Сказочница и Гномик раздают книжки с русскими народными сказками детям.

СКАЗОЧНИЦА. И я думаю, что мы с ними не раз еще встретимся. До новых встреч со сказкой!

ГНОМ. До свидания, ребята!

Сказочница, Гном и дети выходят из зала.