Задачи:
- расширить представление о волшебной сказке;
- учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
- обогащать словарный запас школьников;
- развивать речевое чутьё на основе сравнения сходных выражений, устаревших и современных (развитие речи).
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;
- создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
- продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, свою точку зрения;
- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувств ответственности, умение принимать решения. ответственности, умение
Ход урока
1. Организационный момент (физминутка).
Учитель:
Быстро встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись,
К гостям тоже повернулись,
Улыбнулись,
Ротик закрыли на замок,
Начинается урок.
II. Мотивация.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте.
На, ковре, на самолёте.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте
И пока не скажу,
Не открывайте. (Считаю до 5, дети открывают глаза).
Выходит девочка и плачет.
Как же мне не плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела за ним. Может быть, вы мне подскажите, где его искать?
III.
Учитель: Это героиня какой сказки?
Дети: Это героиня русской народной сказки “Гуси-лебеди”.
Учитель: А ещё какие бывают сказки?
На доске.
Учитель: Какие сказки появились раньше?
Дети: Раньше появились сказки народные.
Учитель: Как дошли до наших дней народные сказки?
Дети: Их рассказывали взрослые детям.
Учитель: Может ли автор использовать сюжет народной сказки?
Дети: Может:
Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?
Дети:
- Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве” ...
- в сказках часто встречаются устаревшие слова “око”, “перст”, “уста” ...
- в сказках есть поговорки и пословицы, фразеологические (устойчивые) обороты: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.
- В сказках есть волшебные цифры: три медведя, одно дело совершается три раза...
- В сказках разговаривают звери, растения, предметы.
- Почти во всех сказках побеждает добро.
- В сказках может быть волшебство.
IV. Чтение сказки “Гуси-лебеди” по абзацам детьми.
Перед чтением вопрос:
- Почему с детьми приключилась беда?
Дети: Дочка побежала на улицу, заигралась, загулялась, ушла со двора.
V. Физминутка.
Работа по вопросам учебника.
Учитель: Вопрос № 1, стр.99 учебника.
- Расскажите, с какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке?
Дети:
- Баба-Яга
- яблонька
- гуси-лебеди
- печка
- речка.
Вопрос № 3. Кто и почему помог девочке с братцем убежать от Бабы-Яги? Кто были её добрые помощники в пути?
VI. Выборочное чтение (показ книжки-игрушки).
VII. Речевая работа (работа в тетрадях).
Как вы понимаете:
“Сидит ни жива, ни мертва” - очень испугалась, замерла от испуга.
“Зачем на глаза явuлась” - зачем пришла.
Подбери слова синонимы:
- “кликала” - звала;
- “причитывала” - говорила с плачем;
- “покуда” - пока;
- “худо будет” - плохо;
- “мой батюшка” - отец.
VIII. Составление диафильма и подписывание кадров словами из текста.
IX. Итог урока.
Учитель: Вот наше путешествие подошло к концу, я вас всех благодарю. Но, чтобы вернуться из сказки, надо построить летучий корабль, выполнив задания.
1. Игра “Узнай сказку”.
Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепок...
Догадался? Это... (Репка)
Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал
И печалилась баба…
Только кудахтала … (курочка Ряба).
На печи лежит Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё ... (по щучьему веленью).
Он от дедушки ушел,
Он от бабушки ушел,
Круглый сам, румяный бок,
А зовется … (Колобок).
Не послушал брат сестренку,
Превратился он в козленка.
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата?
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
2. Работа по памятке над сказками.
Памятка к работе над сказкой.
- Как называется сказка? Кто ее сочинил?
- Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она: поучительная, героическая, юмористическая.
- Кто в сказке действует? Какие это герои?
- Какие события описываются в сказке?
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
- Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
- Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
- Что из этой сказки запомнил ось вам больше всего?
Заслушать 1-2 человек.
3. Восстановите события сказки (иллюстрации перепутаны).
4. Собери пословицу.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Учитель:
Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5
В класс вернемся мы опять.
- Какой урок вы вынесли для себя из сказки?
Дети:
- надо слушаться старших;
- быть скромным и вежливым;
- на добро отвечать добром.
5. Рефлексия.
В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками.
Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (На доске висит плакат с нарисованной яблонькой). Но она грустная, нет на ней яблочек. Давайте её оживим! Наклеим на неё яблочки:
- было интересно - красное; .
- не все удалось, проблемы - жёлтое;
- были трудности - зелёное.