Образовательные цели урока:
- проверить умения учащихся самостоятельно применять знания при сложение и вычитание десятичных дробей;
- проверить умения учащихся применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
- коррекция знаний и умений учащихся.
Воспитательные цели урока:
- продолжить формирование логического мышления;
- проверить готовность учащихся к самоконтролю и самооценке;
- формирование умений работать в группе.
Развивающие цели урока:
- активизация учебной деятельности учащихся;
- развитие познавательного интереса учащихся.
Оборудование: раздаточный материал для индивидуальной работы, работы в группах; компьютер, проектор
Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint 2003, Microsoft Office Word 2003.
Ход урока
1 этап: организационный
Класс разбивается на 5 групп – 5 станций (количество групп совпадает с количеством заданий, необходимых для выполнения):
1 станция – станция “Сложение”; | 2 станция – станция “Вычитание”; |
3 станция – станция “Уравнение “+””; | 4 станция – станция “Уравнение “-””; |
5 станция – станция “Задача”.
Участник каждой группы получает свой номер и индивидуальный маршрутный лист.
2 этап: движение по станциям (индивидуальная деятельность учащихся по выполнению заданий обязательного уровня)
Каждый участник под номером 1 выполняет задания под номером 1, участник под номером 2 – задания под номером 2 и т. д., продвигаясь по всем станциям, начиная со своей по предложенному маршруту. Например, со станции “Вычитание” участник №3 продвигается по следующему маршруту: станция “Вычитание” - станция “Уравнение “+”” - станция “Уравнение “-”” - станция “Задача” - станция “Сложение”. Продвигаясь по станциям, ученик выполняет все задания под номером 3, а затем вновь возвращается на свою станцию, т.е. на станцию “Вычитание”. Каждый ученик заполняет индивидуальный маршрутный лист. Время движения по станциям - не более 15 минут. Если ученик выполнил задания раньше, он может взять у учителя дополнительное задание (решение дополнительного задания записывается на отдельном листе).
После прохождения всех станций ученики сдают маршрутные листы учителю, вновь возвращаются на свою станцию и продолжают учебную деятельность, работая в своей группе. Во время прохождения 3 этапа учитель проверяет правильность ответов в маршрутных листах, выставляет заработанные баллы за верно выполненные задания:
станция “Сложение” - 0,5 балла; | станция “Вычитание” - 0,5 балла; |
станция “Уравнение “+”” - 1 балл; | станция “Уравнение “-”” - 1 балл; |
станция “Задача” - 1 балл; | дополнительное задание – 2 балла. |
3 этап: работа в группах
Каждая группа получает задание, состоящее из 4-х упражнений, и выполняет его в течение 15-20 минут.
4 этап: самоконтроль и коррекция знаний
1. Проверенные индивидуальные маршрутные листы и лист контроля учитель выдает в каждую группу и отвечает на вопросы учащихся.
2. Учащиеся комментируют свою работу в группах. Ответы к заданиям выведены с помощью проектора на экран. Учащимся предлагается критерий оценки каждого задания.
5 этап: подведение итогов, награждение победителей (награждаются учащиеся, набравшие 6 баллов в индивидуальной работе, и группа-победитель).
Раздаточные материалы
Задания по станциям
Станции “Сложение”
1) 37,112 + 5,19 | 2) 46,15 + 7,167 | 3) 123, 94 + 18,347 |
4) 28,357 + 6,69 | 5) 357,64 + 37,784 |
Станции “Вычитание”
1) 37,19 - 5,179 2) 46,15 - 7,167 3) 123, 94 - 18,347
4) 28,37 - 6,695 5) 357,64 - 37,784
Станции “Уравнение “+””
1) 12,45 + х =37 | 2) у + 25,17 = 39 | 3) х + 40,145 = 51 |
4) у + 37,18 = 53 | 5) с + 34,256 = 41 |
Станции “Уравнение “-””
1) у – 38,174 = 43,1 | 2) 41 – с = 17,242 | 3) х – 256,45 = 14,7 |
4) 28,1 – у = 13,145 | 5) с – 48,578 = 12,53 |
Станция “Задача”
- В магазине продали 123,7 кг капусты, а картофеля – на 48,3 кг больше. Сколько кг овощей продали в магазине?
- Петя весит 37,3 кг, а Ваня – на 3,8 кг меньше. Сколько кг весят оба мальчика?
- Собрали 23,7 черной смородины, а красной – на 7,25 кг меньше. Сколько кг смородины собрали?
- Длина прямоугольника 5,5 м, ширина – 3,7 м. Найдите периметр прямоугольника.
- Одна сторона ковра прямоугольной формы – 2,3 м, а другая – 1,7 м. Чему равен периметр ковра?
Дополнительное задание: “Света купила 1,2 кг слив, 3,4 кг яблок и 1300 г грецких орехов. Сможет ли Света унести свою покупку в пакете, рассчитанном на 5 кг?”
Индивидуальный маршрутный лист | ||||||
Фамилия, имя | Номер участника | Ответы | ||||
Станция “Сложение” |
станция “Вычитание” | станция “Уравнение 1” | станция “Уравнение 2” | станция “Задача” | ||
Количество баллов | ||||||
Дополнительное задание | ||||||
Итого | ||||||
Оценка “5”: 5 - 6 баллов Оценка “4”: 4 – 4,5 балла Оценка “3”: - 3 – 3,5 балла |
Лист контроля индивидуального маршрутного листа | |||||
Название станции | Номер задания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Сложение | 42,302 | 53,317 | 142,287 | 35,047 | 395,424 |
Вычитание | 32,011 | 38,983 | 105,593 | 21,675 | 319,856 |
Уравнение “+” | 24,55 | 13,83 | 10,855 | 15,82 | 6,744 |
Уравнение “-” | 81,274 | 23,758 | 271,15 | 14,955 | 61,108 |
Задача | 295,7 кг | 70,8 кг | 40,15 кг | 18,4 м | 8 м |
Индивидуальное задание | 1,2 + 3,4 + 1,3 = 5,9 (кг) 5,9 n 5, значит, не сможет Света унести покупку в пакете, рассчитанном на 5 кг |
Задание для работы в группе
1. Вычислите, выберите правильный ответ. Зашифрованное слово – старинная венгерская порода собак.
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|
2. Выполните вычисления по схеме
3. Решите задачу “Длина прямоугольника на 3,5 см больше его ширины. Найдите длину и ширину прямоугольника, если его периметр равен 27 см.”
4. Распутайте клубок
Ответы к заданиям в группе (cм. Приложение1)
Номер задания |
Критерий оценок групповой работы | Итого | |
№1 | Каждый верно выполненный пример оценивается в 0,5 балла | 4 балла | |
№2 | Каждое верно выполненное действие оценивается в 0,5 балла | 2,5 балла | |
№3 | Верно описан этап составления
уравнения – 1 балл; верно составлено уравнение – 1 балл; верно решено уравнение – 1 балл; правильно описано смысловое значение числовых величин – 1 балл Возможен арифметический способ решения. |
4 балла 4 балла |
|
№4 | Верное числовое значение каждой геометрической фигуры оценивается в 1 балл | 5 баллов | |
Оценка “5”: 14 – 15,5 баллов Оценка “4”: 11,5 – 13,5 баллов Оценка “3”: - 7 – 11 баллов |