Цели:
- познакомить детей с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;
- воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Красная книга СССР, России и Красная книга Алтайского края (1 и 2 том), плакаты со словами: о природе М. Пришвина “… охранять природу значит охранять Родину”, “экологические знаки”, “Правила друзей Природы”, выставка рисунков о природе, тесты о красной книге;
- фишки для оценки ответов; цифры для нумерации групп;
- эмблемы с названиями ролей в пьесе о природе: кузнечик, солнышко, 3 цветочка, ветерок, червячок, петух;
- экологические знаки;
- альбомные листы чистые, фломастеры.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Дорогие ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними кивком головы. Они пришли оценить нашу работу на уроке в группах. Сформируем группы, пронумеруем и выберем ведущего. Знание оцениваем фишками, которые подсчитаем в конце урока. У кого больше фишек – та команда победила.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: На дом было задание нарисовать своего друга - домашнего животного. С заданием вы справились. Это показывают ваши работы на выставке.
- Есть ли желающие рассказать о своем домашнем друге?
(Дети выходят к доске и рассказывают о повадках домашнего животного, как ухаживают за ним и как играют вместе.)
3. Ознакомление с темой.
Учитель: Сегодня мы будем продолжать знакомиться с окружающей природой, учиться быть ей другом, а друзей надо беречь.
Все имеется у нас,
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Океаны, пальмы, снег,
И, Земля, одна на всех.
Все она отдать нам рада,
Только жадничать не надо,
И останется тогда,
Все для всех и навсегда!
Мы - жители нашей Планеты. Нас с рождения окружает природа нашей Родины. Вот сегодня поговорим о Красной книге. На ней написано: животные, растения.
Учитель: Почему цвет Книги красный? Что означает красный цвет? (Дети отвечаю, что это цвет опасности, тревоги)
Учитель: Правильно. В этой книге перечислены растения и животные, о которых мы тревожимся, они могут исчезнуть с лица Земли, если мы их не защитим – они погибнут. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают)
Учитель: Да, человек стрелял, поджигал леса, вырубал заросли, загрязнял окружающую природу, а животные этого не любят. (Дети дополняют)
Учитель: Спасти их можно: запретить охоту, поместить в заповедники, позаботиться об их размножении. В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году в 1 томе, а в 1984 году - 2 тома. Существует Красная Книга Алтайского края (2 тома). Все растения и животные растут и живут у нас на Алтае, но они нуждаются в нашей защите.
4. Знакомство с животными и растениями из Красной Книги.
(Учитель показывает представителей флоры и фауны из Красной Книги и кратко рассказывает о некоторых представителях)
Учитель: Редкое животное - это полосатая гиена, редкий ночной зверь, в местах пустынь Средней Азии. Питается животными, бахчей.
Амурский тигр сохранился в дальневосточной тайге, где охотиться на кабана, оленей.
Джейраны обитают в пустынях Средней Азии, Казахстана. Размножаются в писках.
Пятнистый олень раньше жил только в дальневосточной тайге. Сейчас их расселяют во многие места. Кроме этого много животных и растений: сокол, сазан, жук дровосек, лотос, венерин башмачок и т.д.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько ни брать у нее, все само собой восстановиться.
Рассмотрим иллюстрации в учебнике на стр. 88. Познакомимся с некоторыми редкими животными и растениями России. Дети подготовили дома рассказы о некоторых из них.
(Дети выходят к доске и кратко рассказывают о зубре, венерином башмачке).
Учитель: А в Красной книге Алтая есть исчезающая птица – Филин.
(Ученик пересказывает сообщение о филине, которое готовил дома самостоятельно).
5. Физминутка.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
Поднимали три хвоста,
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз,
И сказали три кота:
“Красота! Красота!”
6. Продолжение темы.
Учитель: А теперь выполним коллективные задания о Красной книге.
(Раздаются тесты с заданиями: Что такое Красная книга? Соотнесите животных и растения с их названиями).
Учитель: Молодцы! Работу выполнили все группы. Вы настоящие знатоки природы!
7. Возьми под защиту.
Учитель: Откройте учебник на стр. 88. Ниши друзья Надя и Сережа решили составить свою Красную книгу. Поместить туда всех этих животных и растения.
Рассмотрите иллюстрации, назовите их друг другу.
Учитель: А теперь задание. Каждая команда выберет одного представителя флоры или фауны. Приготовьте рассказ о нем, докажите, почему и за что его нужно беречь и защищать.
(На столе точно такие рисунки животных и растений)
Учитель: Из каждой команды выходит 1 ученик, выбирает карточку с рисунком и на месте готовит рассказ вместе с членами команды.
(Дети отвечают, доказывают, почему именно это животное, растение так необходимо в природе. С места дополняют члены команды).
8. Сценка о природе “Утро в лесу”
Учитель: Сейчас представим себя на месте животных и растений. Почувствуем, тяжело живётся братьям нашим меньшим. Их подстерегает опасность . Они нуждаются в нашей защите. (Дети из 8 человек. Экспромтом показывают сценку “Утро в лесу”. В ней петух съел червячка, оборвал цветы).
Как прекрасно утро в лесу. Из-за горизонта выплывает яркое улыбающееся солнце, разбросав свои лучи на зеленую поляну. Цветочки рады первым лучам солнца. Они радостно тянуться к нему. Небольшой ветерок овевает их со всех сторон, и они колышут своими лепестками. Вдруг откуда ни возьмись, появился веселый кузнечик. Он прыгает с цветка на цветок, хлопая крылышками, и радуясь жизни. Неподалеку пополз маленький червячок. Он выполз погреться на солнышке. Кузнечик напевал песенку, а червячок подпевал, на только ему знакомом языке. Вдруг появляется замученный и голодный петух. Он громко закукарекал, да так, что кузнечик с испугу затрясся в нервной лихорадке и быстро спрятался. А Червячок не успел спрятаться . И петух, заметил его начал весело танцевать, а потом склевал его. Цветы, увидев это, задрожали и прижались к земле. Петух довольный своим обедом расправил крылья и гребень, громко кукарекнул. Заметил цветы. Они ему очень понравились и он, не раздумывая, сорвал их и счастливый пошел домой. Солнце перестало улыбаться и решило спрятаться от петуха. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху. Кузнечик затосковал по червячку и зарыдал, потеряв друга. Так закончилась эта трагедия и наступила ночь.
9. Будьте природе другом.
Учитель: Мы – часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко - надо уметь дружить с природой. А как стать ее другом? (Дети отвечают, что не нужно рвать цветы, мусорить, разорять гнезда и т.п.)
Учитель: Нужны запреты на плохое поведение на природе. (Вывешиваются экологические знаки, запрещающие плохое поведение на природе.)
Учитель: Что запрещают эти знаки? (Дети отвечают: “Не ломать деревья, цветы, не обижать животных”).
Учитель: Сережа и Надя на стр. 87 учебника придумали свои правила дружбы с природой и каждое правило обозначили значками. Прочитайте их, рассмотрите экологические значки. (Дети читают, рассматривают)
Учитель: Придумайте свои правила поведения. Каждая группа нарисует значок и поделится со всеми своими правилами. (Дети коллективно в группах составляют правила, рисуют значок. Учитель прикрепляет его к доске, и представитель команды объясняет правило по знаку).
Учитель: Молодцы! Вы настоящие друзья природы. Мы нужны друг другу, нужны природе, а она нам.
(Дети читают стихотворение Б.Захадера “Про все на свете”)
Все-все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд,
Кто делает мед,
И кто делает яд!
Плохие дела у Кошки без Мышки.
У Мышки без Кошки не лучше делишки.
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой, окажется!
Все- все, все на свете нужны.
И это все дети запомнить должны!
Учитель: Запомните, дети, что в природе все взаимосвязано. Мы - часть природы и должны быть ей друзьями.
10. Итог урока.
Учитель: А теперь посчитаем фишки, определим победителей, поставим отметки за урок. Дети делают выводы о том, что необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу, но и бережно относится к окружающей нас природе.
Учитель:
- Зачем создана Красная книга?
- Это хорошо, что есть такая Книга?
- А у кого другое мнение, докажите?
Урок окончен, спасибо за труд.