Краткое описание выполненного проекта
В ходе работы над проектом проводятся
наблюдения за особенностями климата степей и
пустынь с целью исследования зависимости
растительного и животного мира от
месторасположения и климата природных зон.
Учащиеся самостоятельно собирают материалы для
своей классной энциклопедии, по которой в
дальнейшем проводится исследование.
Результаты своих исследований ученики оформляют
в компьютерной презентации.
Форма представления проекта: устная и компьютерная презентации, энциклопедия растительного и животного мира степей и пустынь «Земля – наш общий дом».
Цель проекта: формирование ключевых образовательных компетентностей (коммуникативной, информационной, предметно-деятельностной) через организацию проектной деятельности учащихся.
Задачи:
- Научиться определять зависимость растительного и животного мира от месторасположения и климата природной зоны.
- Научиться распознавать ландшафты разных природных зон.
- Формировать знания о причинах сменяемости природных зон.
- Развивать познавательную активность, исследовательские навыки учащихся.
Режим работы: Учебные часы 4 часа, внеурочное время.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
- Ресурсы школьной, квартальной и домашних библиотек.
- Компьютер, сканер.
- Интернет-ресурсы.
- Принтер.
- Средства массовой информации.
- Работа может быть представлена в наиболее
удобных электронных форматах:
- документ Word;
- публикация Publisher;
- презентация Power Point.
Предметные знания, умения и навыки:
- Знать основные природные зоны.
- Знать причину смены природных зон.
- Уметь распознавать ландшафты разных природных зон.
- Уметь находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны.
- Уметь определять зависимость растительного и животного мира от месторасположения и климата природной зоны.
Общеучебные умения и навыки:
- Применять знания законов природы для решения проблемных ситуаций.
- Выделять существенные и несущественные признаки.
- Уметь анализировать и сравнивать информацию, завершать сравнение логической оценкой.
- Видеть противоречия, решать проблемные задачи.
- Высказывать предположения о возможных решениях.
- Намечать план действий под руководством учителя.
- Проводить практическую систематизацию.
Мотивация к познанию, работе: создание проблемной ситуации.
Методические (практические приёмы):
- Изучение дополнительного материала по теме проекта, его анализ.
- Систематизация полученных данных.
- Оформление результата работы – энциклопедии растительного и животного мира степей и пустынь.
Знания, на получение которых нацелен результат проекта: географические знания, использование их при изучении особенностей других природных зон, для развития общей осведомлённости, кругозора.
Реализация проекта
Постановка задачи ученикам:
I группа
Почему бурый медведь не живёт в пустыне?
Видение ситуации
Животные по-разному приспосабливаются к своим условиям обитания. Известно, что одни и те же животные не могут жить в любых условиях, а приспосабливаются лишь к определённым из них. В ходе работы над проектом необходимо выяснить, какие факторы на это влияют.
Цели и задачи исследования
1. Выяснить, особенности строения тела бурого
медведя.
2. Исследовать, чем питается бурый медведь.
3. Выяснить, каковы особенности климата,
животного и растительного мира пустыни.
4. Узнать, какие животные обитают в пустыне.
II группа
Почему в степи много подземных животных?
Видение ситуации
Первым ответом на вопрос, какие животные живут в степи, на ум приходит ответ: суслики, хомяки, мыши, сурки. А ведь эти животные большую часть своей жизни проводят под землёй. Работая над проектом, нужно выяснить, почему в степи много животных, ведущих подземный образ жизни.
Цели и задачи исследования
1. Узнать, в каком тепловом поясе находится
степь.
2. Определить, каковы особенности климата степи.
3. Выяснить, какие почвы преобладают в степях.
4. Исследовать, для чего у степных растений густые
и длинные корни.
5. Узнать, какие животные обитают в степи.
III группа
Почему в степи плохо растут деревья?
Видение ситуации
Степь богата самыми плодородными почвами – чернозёмом. Здесь тепло, много влаги. Трава покрывает степь сплошным ковром. Почему же в степи трудно вырасти деревьям? На этот вопрос и необходимо найти объяснение.
Цели и задачи исследования
1. Выяснить,какие растения преобладают в степи.
2. Исследовать, какова особенность корневой
системы степных растений.
3. Узнать, почему летом в степи большое испарение.
4. Выяснить, как степные растения приспособились
лучше сохранять влагу.
IV группа
Почему в пустыне не растут лиственные деревья?
Видение ситуации
Растения приспосабливаются к своим условиям обитания. В зависимости от того, где произрастает то или иное растение, зависит его внешний вид и строение. Сравните, например, берёзу и карликовую берёзку. В ходе работы над нашим проектом необходимо выяснить, почему в пустыне не могут расти лиственные деревья?
Цели и задачи исследования
1. Определить, каковы особенности климата
пустыни.
2. Выяснить, каковы особенности растительности
пустыни.
3. Узнать, какие растения произрастают в пустыне.
Ход выполнения проекта
(Подробный план проведения проекта см. в Приложении 1)
1 этап – подготовительно-организационный (прилагаемый
материал к урокам см. в Приложении
2, Приложении 5).
2 этап – практический (титульный лист
энциклопедии см. в Приложении 3).
3 этап – презентация (см. в Приложении
4).
4 этап – контроль, оценка работы.
Принципы оценивания работ при проведении данного проекта:
Основные критерии оценки работы:
- Решение проблем:
- понимание проблемы,
- целеполагание и планирование,
- оценка результата.
- Работа с информацией
- поиск информации,
- обработка информации.
- Коммуникация
- письменная коммуникация,
- устная коммуникация,
- продуктивная коммуникация.
Каждый участник проекта по окончанию работы составляет отчёт о своей работе. (См. рисунок)