Разработка открытого урока математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 100 (устные вычисления)"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100 (устные вычисления)».

Общая цель: поставить детей в такую ситуацию, чтобы они самостоятельно могли рассуждать, доказывать, делать выводы.

Цели:

  • совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100;
  • научить решать задачи, сравнивать равенства и неравенства;
  • развивать логическое мышление, познавательный интерес;
  • расширять кругозор
  • воспитывать интерес к математике, любовь к природе.

Форма: интегрированный урок.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, слайды г. Белухи, мини-доски

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Ребята! Поприветствуем друг друга улыбкой…

– Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и веселее. Думаю, и урок наш сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех. Зовут меня Наталья Александровна.

II. Постановка учебной задачи.

– Ребята, с какой темой вы знакомились на предыдущих уроках?

– Сегодня урок повторения, значит, какую цель мы поставим перед собой, как вы думаете? (Вспомнить и закрепить то, что уже знаем).

III. Устный счет

– Вы любите путешествовать?

– Мы туристы. Чтобы быстрее добраться до места назначения, отправимся на вертолете, и будем спускаться на парашютах к подножию горы, а какой – попробуйте узнать, решив правильно примеры.

Г

О

Р

А

Б

Е

Л

У

Х

А

86 – 86

6 + 9

24 – 6

51 – 31

38 + 2

54 – 5

30 + 24

80 – 5

20 + 63

92 + 0

Мы приземлились у подножия горы Белухи в Горном Алтае.

Её вершины покрыты вечным снегом.

Они своей белизной выделяются среди других вершин и напоминают сахарные головы.

– Замечательно! А теперь мы альпинисты. Кто такие альпинисты? (Люди, которые поднимаются высоко в горы)

– Необходимо вставить пропущенные цифры, для того, чтобы определить высоту горы.

*2 – 2 = 60

   4* + 12 = 52

        32 + * = 37

            78 – * =74

IV. Открытие детьми новых знаний.

– Высота горы Белухи над уровнем моря 4506 метров. Это самая высокая вершина Алтайских гор.

– Здорово! Ой, ребята, перед нами река. Хотите узнать её название? Для этого нам нужно решить пример в несколько действий и расположить ответы в порядке возрастания.

10 + 30 – 20 + 50 – 40 + 60 – 80 + 90 = 100

– Расположите ответы в порядке возрастания.

К А Т У Н Ь РЕКА

10 К
20 А
30 Т
40 У
70 Н
90 Ь     100 РЕКА

– Из ледников, спускающихся с Белухи, берёт своё начало река Катунь.

– Поэтому Белуху иногда называют Катунские белки.

– Молодцы, ребята! А сейчас, двигаясь по горной тропе, мы сможем узнать, кто первым поднялся на вершину горы Белухи.

– Впервые её покорили братья (читаем) Троновы в 1914 г. из Змеиногорска. Вы видите, фотографию одного из них.

V. Физкультминутка (музыка)

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!

– А сейчас мы поставим палатки для отдыха. Работать будем в группах.

– Ребята, вы были в походе когда-нибудь?

– Ребята, прочитайте задачу для себя.

Задача. Всего было 25 туристов. Из них 8 поселились в красной палатке, 6 – в синей, а остальные в зелёной палатке. Сколько туристов разместилось в зелёной палатке? Что обозначает число 25? Число 8? Число 6? Что нужно узнать в задаче?

– Предлагаю решить задачу заданным способом.

1-й способ

1) 25 – 8 = 17(т.) столько туристов разместилось в синей и зелёной палатке.
2) 17 – 6 = 11(т.) в зелёной палатке.

Ответ: 11 туристов.

Вопрос: Где туристов больше: в синей или красной палатке, и на сколько? На 2.

2-й способ

1) 25 – 6 = 19(т.) столько туристов в красной и зелёной палатке.
2) 19 – 8 = 11(т.) в зелёной палатке.

Ответ: 11 туристов.

Вопрос:  Где туристов больше: в синей или в зелёной палатке, и на сколько? На 5.

3-й способ:

1) 8 + 6 = 14(т.) столько в красной и синей палатке.
2) 25 – 14 = 11(т.) в зелёной палатке.

Ответ: 11 туристов.

Вопрос: Где туристов меньше: в красной или зелёной палатке, и на сколько? На 3.

Каждая группа доказывает своё решение, отвечает на вопрос задачи.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

– Ребята, какой вывод можно сделать? Некоторые задачи можно решать тремя способами, и ответ получится один и тот же.

– Превосходно! А теперь мы должны узнать, какие животные и растения встречаются в данной местности.

– Проведем поисковую работу. И для этого нам необходимо решить равенства и неравенства.

– На столах у вас конверты с заданием. Выполнив его, вы сможете открыть конверт и провести исследование.

Исследуют:

1-я группа
«Животные»

марал
заяц
волк
косуля
лиса
медведь
снежный барс

28 * 44
45*65
17*81
31*76
100*34
15*15

2-я группа
«Деревья»

кедр
сосна
пихта
ель
лиственница
осина
берёза

45*6
50*48
43*90
33*33
88*99
78*94

3-я группа
«Травянистые цветущие растения»

огоньки
бадан
альпийский мак
марьин корень (пион)
герань
подснежник
дикий лук

25*35
43*43
24*54
54*67
66*99
86*36

Проверка фронтально. Выступает каждая группа.

VII. Итог

– Посоветуйте, как сберечь красоту вокруг нас.

– Вот и закончилось путешествие, подошёл к концу урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на этом уроке интересного, какие задания вы выполняли. Дайте самооценку своей работы на уроке.

– Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами.

Приложение 1