Психологическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных учреждениях

Разделы: Работа с дошкольниками


Главная цель работы педагога-психолога в условиях инновационной деятельности МДОУ № 4 – сохранение и укрепление психологического здоровья  детей в ДОУ, способствование гармоничного развития личности.

Психологическое здоровье ребенка включает в себя:

  • осознанность, осмысленность ребенком самого себя, своей жизни в мире;
  • полнота переживания и проживания настоящего;
  • способность сделать наилучший выбор в конкретных ситуациях и в жизни в целом;
  • чувство свободы. Жизнь в согласии с самим собой, как состояние осознания, следования своим главным интересам;
  • ощущение собственной дееспособности «Я могу»;
  • социальный интерес, постоянное внимание к людям;
  • состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический настрой.

Как следствие всех перечисленных качеств, мы выделили характеристики психологически здоровой личности ребенка в условиях инновации в МДОУ № 4:

  • умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния, хорошо развитая рефлексия.
  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание возможностей.
  • принятие других людей, осознание ценности каждого.
  • стрессоустойчивость,  умение находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации.

Сейчас в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений. Все инновации нуждаются в психологическом сопровождении.

Для эффективности реализации образовательных задач в ЦРР – Д/с № 4, педагог-психолог использует инновационную авторскую технологию «Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с применением арт-терапевтических техник».

Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Для инноваций не обязательна организация строгой экспериментальной проверки. Тем не менее, инновационная деятельность не может существовать, а тем более развиваться стихийно, она требует специальной организации.

Педагоги нашего Центра развития ребенка – Детского сада № 4 отличаются восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников нашего дошкольного учреждения. В этой ситуации особенно важна  профессиональная компетентность педагогов, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Эти качества могут меняться под влиянием достижений науки и потребностей общества. Поэтому одной из задач педагога-психолога МДОУ № 4, при реализации инновационных подходов является определение личностно-профессиональных качеств педагогов: мотив педагогической деятельности; отношение детей и родителей; моральные правила; коммуникабельность и профессионализм.

Например, при определении мотива педагогической деятельности основной характеристикой педагога, как личности выявлено: призвание к педагогической деятельности. В таком качестве как приоритеты в организации работы: по 50% выявлены: поиск нового и применение известных приемов  педагогической деятельности. При отношении к педагогу детей и родителей на первое место выделяются: любовь и уважение. При определении степени профессиональной открытости выявлено желание большого процента педагогов участвовать в службе наставничества. (СХЕМА № 1)

Также в Центре развития ребенка – детском саду № 4 изучаются мотивационный и практический компоненты в формировании  инновационного сотрудничества педагога с семьей.

Например, в мотивационном компоненте ведущую роль играют: формирование осознанного отношения к общению с семьей и установки на доверительное безоценочное взаимодействие. А в практическом компоненте: формирование навыков организации нетрадиционных и традиционных форм общения; умение педагогов прогнозировать результаты развития ребенка и определять оптимальные пути его развития.

Среди нетрадиционных форм организации общения педагогов с родителями выделены следующие: наглядно-информационные; познавательные; информационно-аналитические; досуговые: т.е. ознакомительные,  просветительские, семинары – практикумы, педагогические гостиные, анкетирование, «почтовый ящик», выпуск газет, совместные досуги и выставки.

Проводится мониторинг не только профессионально-личностных качеств педагогов, но и составляется нравственно-этический портрет помощников воспитателей, из которого выделяются такие компоненты: личностно – ориентированное взаимодействие с детьми; выполнение санитарно-гигиенических норм; помощь педагогам и т.д. (СХЕМА № 2)
В данном дошкольном учреждении психологическое сопровождение инновационной деятельности приобрело системный характер: используются новые образовательные программы: региональная программа «Родничок», «Кроха», «Детский сад – Дом радости», «Радуга», авторские технологии специалистов, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка, запросы его семьи и социума. В программе «Кроха» наибольшее внимание уделяется личностно-ориентированному взаимодействию (игра рядом, делиться игрушками, культурно-гигиенические навыки и оздоровительная направленность). Программа «Детский сад – Дом радости» построена на развитии чувства коллективизма, товарищества. Программа «Родничок» построена на ознакомлении дошкольников с региональными компонентами, разработана Шуйским государственным педагогическим университетом, с ней сочетается и программа «Радуга», которая помогает наиболее успешно подготовить детей к школе.  Психологическое сопровождение данных программ позволяет обеспечить полноценность воспитательно-образовательного процесса, взаимодополняя обучающие критерии на разных возрастах. (СХЕМА № 3)

Со всеми этими программами родители знакомятся заранее при поступлении в дошкольное учреждение. Просветительская работа помогает более полно выявить факторы отношения родителей к детскому саду, такие как: роль детского сада в воспитании детей; роль родителей в жизни сада; причины и поводы обращения родителей к воспитателям и специалистам; наиболее эффективные формы работы детского сада с родителями.

Например, при выявлении ведущей роли в воспитании детей по 50% занимают семья и детский сад. Среди причин обращения к воспитателю выявлены такие как, физиологические проблемы: аппетит, сон; педагогические: поведение ребенка, успехи на занятиях, вопросы по воспитанию ребенка; желание поделиться с воспитателем успехами ребенка в семье. Среди эффективных форм работы наибольшее процентное соотношение у: индивидуальных бесед и консультаций, посещений ребенка на дому, совместных праздников.  (СХЕМА № 1)

Исходя из характеристики психологически здоровой личности каждого дошкольника, учитываются такие факторы как отношение ребенка к дошкольному учреждению, отношение родителей к детскому саду и др.

Например, основной функцией дошкольного учреждения, родители считают развитие коммуникации у ребенка, общение со сверстниками и подготовка к поступлению в школу. При выявлении трудностей в воспитании ребенка на 1 месте стоит отсутствие свободного времени у родителей. Поскольку родители считают себя педагогически грамотными, они чаще всего получают знания из общения с воспитателями и чтения специальной педагогической литературы, просмотра специальных телепередач. Одним из наиболее интересных выявленных факторов отношения родителей к дошкольному учреждению является такой, как - пожелание родителей педагогам: на первом месте – вернуть круглосуточную группу, создать дежурную группу в выходные и праздничные дни, создать разновозрастную группу «Братья и сестры», есть желающие посещать коммерческую группу. (СХЕМА № 1)

Потребность в инновации возникает при необходимости, разрешить какую-то проблему: например, как развивать эмоционально-личностную сферу дошкольников с задержкой психического развития? Возникающие проблемы видны из различного вида диагностик, как психологических (которые показывают уровень развития интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой и игровой деятельности дошкольников); педагогических (которые показывают уровень владения знаниями, умениями, навыками), а также из форм работы с родителями. (СХЕМА № 4)

Центр развития ребенка – детский сад №  4 занимается разработкой инноваций, работает в режиме развития. Все изменения происходят не хаотично, а прогнозируются на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Эта работа обеспечивается благодаря координации в работе специалистов, педагогов, родителей. (СХЕМА №  5)

Как видно из схемы координация в работе педагога-психолога, специалистов, педагогов, родителей может осуществляться в консультациях, беседах, планах, т.е. при внедрении инноваций в работу дошкольного учреждения происходит координация в работе всех специалистов.

В Центре развития ребенка – детском саду № 4 инновационная деятельность первоначально находит отражение в работе творческих групп: определяется перспектива развития дошкольного учреждения, детей, педагогов, родителей с учетом социального заказа общества; формулируется цель инновационной деятельности (которая принимается всеми участниками педагогического процесса), разрабатываются методы контроля. Нововведение считается успешным, когда оно позволило решить те или иные конкретные задачи воспитательно-образовательного процесса. Введение и апробация инноваций непосредственно затрагивают такие формы работы педагога-психолога дошкольного учреждения: как координация работы со специалистами, консультирование, психопрофилактическая, диагностическая, коррекционная виды работ, готовность к обучению в школе.

Например, психологическое сопровождение ребенка в условиях инновационной деятельности включает в себя:  запрос родителей или педагогов, специалистов, подбор диагностических методик, диагностики развития детей, консультирование и последующие виды работ.

При введении инноваций вводится режим самоконтроля, самооценки, и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психолог наблюдает за психическим развитием детей, проводя диагностику 3 раза в год и по запросу, старший воспитатель – за педагогическим процессом, врач, медсестра, инструктор по физическому воспитанию – за здоровьем и физическим развитием, логопеды – за результатами коррекции речи детей…) Для разрешения возникающих трудностей в работе с проблемными детьми в Центре развития ребенка – Детском саду № 4 постоянно функционирует медико-психолого-педагогическая служба. (СХЕМА № 6)

Медико-психолого-педагогическая служба включает в себя следующие блоки:

  • психологический,
  • медицинский,
  • логопедический,
  • педагогический.

Несомненно, то, что если в дошкольном учреждении осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и семьи неотъемлемыми участниками медико-психолого-педагогического консилиума являются родители. Формы работы педагога-психолога, через которые осуществляется одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие: диагностика психического развития детей, профилактика отклонений психического развития, разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки на ребенка с учетом психофизических особенностей и т.д.

Инновация в Центре развития ребенка – Детском саду № 4 охватывает все стороны деятельности учреждения, а изменения касаются каждого ребенка, родителя, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом. (СХЕМА № 7)

Поскольку основной функцией  Центра развития ребенка – детского сада № 4 является целенаправленная социализация личности ребенка, введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения, то для отслеживания результатов данной работы в  дошкольном учреждении создана инновационная «Модель выпускника дошкольного учреждения», которая охватывает все стороны  развития психически здоровой и гармонично развитой личности дошкольника.

Данная схема показывает тот путь, вектор по которому нужно двигаться к запланированному результату. Модель представлена 4 характеристиками: социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. (СХЕМА № 8). Психологическое сопровождение инновационной деятельности находит наиболее яркое отражение в социально-личностном направлении. Задачи развития и воспитания скоординированы всеми специалистами детского сада и имеют цветовое изображение,  в реализации каждой характеристики выпускника присутствуют цели и задачи, а, следовательно, и работа каждого специалиста детского сада.

Для отслеживания эффективности, результативности развития спрогнозированной «Модели выпускника» в Центре развития ребенка – детском саду № 4 разработаны инновационные информационно-диагностические карты на каждого ребенка, в которых отражены рекомендации работы с ребенком психолога, врача, логопеда, инструктора по физическому воспитанию. Данные карты в дальнейшем передаются в школу. (Информационно-диагностическая карта).

Основной задачей психологического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении, является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования, а именно в дошкольном образовательном учреждении. Психическое здоровье, включающее в себя развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой деятельности, имеет среди составляющих коррекцию неблагоприятных вариантов личностного развития и психопрофилактическую работу, изучение семьи каждого ребенка. Результаты данной работы сведены в таблицу. (СХЕМА № 9)

Совершенствование интеллектуального здоровья в Центре развития ребенка – детском саду № 4 осуществляется на основе важнейших принципов воспитательно-образовательных программ, реализуемых в дошкольном учреждении, путем построения модели индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом интеллектуальных способностей и психологических особенностей и биоритмов, создание условий для развития творчества в каждом, в том числе путем использования резонансной технологии.
В Центре развития ребенка – Детском саду № 4 резонансная технология работает следующим образом:

  1. Действия взрослого подхватываются ребенком.
  2. Действия ребенка получают одобрения взрослого, вызывая желание действовать еще и еще.
  3. Взрослые и дети действуют вместе, активно слушают себя и друг друга.
  4. Активное слушание-резонанс, где слушающий сопереживает говорящему и выражает ему свои чувства, помогая лучше выразить и понять себя.

Резонансная технология помогает внедрению в дошкольном учреждении  авторских инноваций, которые предполагают развитие речи, эмоциональной сферы и коррекцию неблагоприятных вариантов личностного развития, развитие игровой деятельности, развитию творчества в изобразительной деятельности, физического здоровья дошкольников и способствуют гармоничному их развитию. Эти технологии, являясь инновационными направлениями работы Центра развития ребенка – Детского сада № 4, помогают в более успешной подготовке детей к обучению в школе.

Как известно, готовность к школе определяется по 3 аспектам: интеллектуальная, мотивационная, физическая готовность к школе. Интеллектуальная и физическая готовность дошкольников МДОУ № 4 соответствует нормативным показателям и в отдельных случаях их превышает. А мотивационная бывает ниже нормы. Специалисты обращают особое внимание на развитие данного критерия, т.к. психическое здоровье включает в себя и социальное здоровье. Социальное здоровье укрепляется атмосферой любви и заботы, развитием навыков межличностного и группового взаимодействия, управления эмоциональными состояниями.

Душевное здоровье, включающее в себя знакомство с различными видами чувств и ощущений, включает также развитие умений осознавать свои чувства другого и умения управлять своими эмоциями. Для решения этого вопроса разработана инновационная авторская технология: «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с применением арт-терапевтических техник», широко используется релаксация, создание благоприятного психологического климата.

Социальное здоровье, которое включает в себя развитие способностей к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, адаптацию к детскому коллективу, формирование позитивной «Я-концепции», развитие навыков общения и укрепляется с помощью специально организованных сюжетно-ролевых игр, применения арт-терапевтических техник, а также в процессе решения конкретных жизненных ситуаций, которые очень часто возникают. Важное значение педагоги Центра развития ребенка – Детского сада № 4 придают формированию позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представлению о самом себе, как о величайшей уникальности на свете. Для этого необходимо, чтобы в течение дня ребенок слышал слова одобрения и поддержки, чтобы он чувствовал свою значимость, проживал ситуацию успеха. Дети овладевают игровыми техниками, которые помогают формировать ответственность, самостоятельность и пр.

Для обеспечения психологического сопровождения инновационной деятельности в  дошкольном учреждении созданы уголки уединения, эмоциональные уголки и т.д., которые способствуют профилактике тех или иных отклонений личностного развития ребенка. Создание и внедрение различного вида инноваций, порождающих значимые изменения в работе дошкольного учреждения при достижении конкретных целей и задач происходит на основе примерных Критериев государственного образовательного стандарта и Конвенции по охране прав детства.

Таким образом, психологическое сопровождение является одним из основных составляющих в реализации права Центра развития ребенка – Детского сада № 4 на инновационную деятельность. Дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную воспитательно-образовательную работу, создает условия для сохранения  психологического и физического здоровья детей при переходе к школьному обучению.

Приложение

Фотографии