ЦЕЛИ УРОКА:
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
- Развитие речи и формирование речевых навыков, навыков чтения, слушания и рассказывания, умения читать и анализировать различные виды текстов.
- Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, развивать образное мышление и творческое воображение.
- Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству и знакомить с особенностями творчества Г.Х.Андерсена.
- Обогащать опыт ребёнка в понимании содержания произведений различного уровня, его представления об окружающем мире и природе.
- Расширять кругозор детей через чтение произведений различных жанров обогащающих нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.
ХОД УРОКА
I. /Звучит музыка “Сказка-Ярмарка чудес”/.
- Что такое сказка?
- Какие бывают сказки?
- Цель сказки?
- Какие ещё понятия “живут” в этом слове:
сказ
сказание
сказитель
сказочник
- Какие это слова?
- Продолжи ряд.
/ рассказ, сказать, сказочный…../
II. – Сегодня я хочу начать урок не словами известных писателей, а высказываниями
Из ваших сочинений-рассуждений по сказкам Г.Х.Андерсена “Дикие лебеди”,
“Гадкий утёнок”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Ромашка”.
/Учитель читает отрывки из детских сочинений/.
“Её белые лепестки и жёлтенькая сердцевинка – это белое платье и доброе золотое сердце”.
- Кого в образе ромашки изображает автор?
/Сравнивая её с другими благородными цветами, мы понимаем, что в образе ромашки простой добрый человек, верный и преданный друг/.
ДОБРО
2. “Сила Герды в её мужестве, вере в свои силы и в любовь”.
- Так значит сила не в волшебстве? Как ты считаешь?
/ У этой девочки есть то, чего нет у Снежной Королевы: доброе сердце, самоотверженность. Именно это помогло ей, а не волшебство. Чувство одержало победу над холодным разумом/.
3. “Любовь Русалочки сильнее желания стать бессмертной”.
- Объясни, почему ты так написала?
/Она лишает себя жизни ради любви, в этом её бессмертие/.
ЛЮБОВЬ
4. “ Стойкость солдатика – главное качество его натуры. Он мужественно погибает в огне, но остаётся маленькое оловянное сердце – символ верности и любви”.
- Чему учит нас солдатик?
/ Стойко преодолевать все трудности на пути, ведь на его долю выпало их немало/.
“Красота и благородство души, доброта и искренность, талант и смелость могут быть скрыты под неприглядной внешностью”.
- Какие такие достоинства могут скрываться?
/ Сколько страданий пришлось испытать Гадкому утёнку из-за своей внешности, прежде чем стать лебедем. Это несправедливо.
“Не беда, что ты появился на свет в утином дворе, если только лежал в лебедином яйце”/
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
III. Сообщение темы урока.
- Светлые, поэтические сказки Андерсена раскрывают мир больших человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.
Его герои добиваются счастья благодаря честности, мудрости, стойкости и любви, а не с помощью волшебной палочки.
- Какой человек мог написать такие сказки?
/ Не только талантливый мастер слова, но и интересный, полный достоинств человек/.
Что повлияло на его творчество?
- Что общего во всех его сказках? /Грусть/.
- Почему? Сказочные события у Андерсена происходят в реальной обстановке,
/в/ф “Сказочник”.
IV. “Часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорит мне: Только взгляни на меня , и тебе откроется история моей жизни”.
- Эти волшебные превращения могли происходить потому, что Андерсен не только имел богатое воображение художника, но и был очень наблюдательным человеком. Его замечательные сказки помогут нам заглянуть в волшебный мир чудес и простых вещей, которые мы часто просто не замечаем или не задумываемся “Из чего они сделаны?”
Это тема урока и последующих. Мы поучимся рассматривать вещи с разных сторон и сочинять сказки.
- Что для этого нужно?
1/ Наблюдательность.
2/ Воображение.
3/ ?
4/ ?
- Андерсен обладал ещё одним неоценимым для сказочника свойством – великим даром импровизации.
3. Импровизация /стр.58/ . /Работа со словарём “Литературных терминов”.
- Увидев какой-нибудь предмет, он тут-же придумывал его историю, описывая его характер, достоинства и недостатки/.
- А вы хотите попробовать?
/ Учитель показывает “лён”. Дети импровизируют/.
“Лён смотрел не отрываясь своими голубыми глазами на небо и был уверен, что небо отражается в них и от этого становится всё голубее и голубее.
Но пришли люди и скосили его, поле стало серым, а небо не изменилось.
Лён понял, что небо – вечно!”
Ефимкина М.
“Голубое поле, голубое небо. Лён поднимался всё выше и выше. Он старался изо всех сил достать небо. И вот когда все силы закончились, он посмотрел вокруг и увидел, что далеко-далеко небо кончилось, голубизна сменилась; другие достигли своей цели, а он нет. Лён стал сохнуть от обиды и зависти. Настало время его убирать.”
Волков В.
“Голубенькие цветочки льна ничем не отличались от других полевых цветов. Они такие нежные, красивые покачивали на ветру своими головками, радовались солнышку, дождику и верили что принесут пользу, Но пришла девочка и сорвала цветочки в букет. Все восхищались красотой цветов в букете, а лён страдал. Ведь не о том он мечтал!”
Макаров Д.
/ Я знаю что раньше одежду изготавливали из льна. Я думаю, что главное в нём не красота, а польза, которую он приносит/.
Вывод: Нужны 3 -
Знания
V. РАБОТА В ГРУППАХ
- Что обозначает слово “лён”?
- Где впервые стали выращивать”
- Что изготавливают из льна?
- Почему льняная ткань ценилась на вес золота?
- Почему русские мастерицы работали в холодном и сыром подвале?
- Этапы производства льна.
/Словарная работа/.
Гумно
Трепало
Кострика
Красна.
VI. А вы хотите услышать сказку, которая получилась у Г.Х.Андерсена?
/рассказывает Оле-Лукойе,ученик/
- Какие картины вы представляли?
- Сколько персонажей?
- Как называется разговор между двумя лицами? /диалог/
- Как надо читать речь “Льна”? Почему?
- Что такое счастье? /Расти и цвести/
- Как надо читать речь “Изгороди”
/Чтение по ролям/
- О чём говорится во П части?
- Льну было тяжело, но он терпел, почему?
/ Выборочное чтение/.
- Что такое счастье? /”Приносить пользу”/
/Словарная работа/
Макушка
Несказанно
Околоток
Благодать.
- Вы хотите узнать, что было дальше?
- Но прежде расскажите: из чего делают бумагу? /проверка домашнего задания/.
VII. 1/ Чтение Ш части/.
- Значит не только из древесины, но и из тряпья можно изготавливать бумагу.
- Почему-то, что произошло с ней, она называет “сюрпризом”?
- Почему она радовалась, что превратилась в бумагу?
/ Выборочное чтение/.
- С кем она ведёт беседу?
- Как называется речь действующего лица?
2. /1У часть дети читают самостоятельно/.
- Почему бумага не отправилась в путешествие?
- Обрадовалась ли она?
- Что она решила?
/ Далее дети сами задают вопросы/.
- Что такое счастье ? /Нести людям радость и знания/
VIII. Д.з. дочитать сказку и узнать чем закончилась история.
IХ. Итог урока.
- Что потребовалось автору, чтобы получилась такая удивительная сказка? /Вымысел/.
- “ Мало наблюдать, изучать, знать, необходимо ещё и выдумывать”.
В сказках Андерсена нет морали, нет нравоучения, но есть Идея, которую надо понять.
- Что вы поняли и узнали сегодня на уроке? /говорят дети/.