Проект интегрированного урока во 2-м классе "Добро, любовь, справедливость в мире сказок Г.Х. Андерсена" (внеклассное чтение) и "Из чего сделаны твои вещи" (окружающий мир)

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
  2. Развитие речи и формирование речевых навыков, навыков чтения, слушания и рассказывания, умения читать и анализировать различные виды текстов.
  3. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, развивать образное мышление и творческое воображение.
  4. Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству и знакомить с особенностями творчества Г.Х.Андерсена.
  5. Обогащать опыт ребёнка в понимании содержания произведений различного уровня, его представления об окружающем мире и природе.
  6. Расширять кругозор детей через чтение произведений различных жанров обогащающих нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.

ХОД УРОКА

I. /Звучит музыка “Сказка-Ярмарка чудес”/.

- Что такое сказка?

- Какие бывают сказки?

- Цель сказки?

- Какие ещё понятия “живут” в этом слове:

сказ

сказание

сказитель

сказочник

- Какие это слова?

- Продолжи ряд.

/ рассказ, сказать, сказочный…../

II. – Сегодня я хочу начать урок не словами известных писателей, а высказываниями

Из ваших сочинений-рассуждений по сказкам Г.Х.Андерсена “Дикие лебеди”,

“Гадкий утёнок”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Ромашка”.

/Учитель читает отрывки из детских сочинений/.

“Её белые лепестки и жёлтенькая сердцевинка – это белое платье и доброе золотое сердце”.

- Кого в образе ромашки изображает автор?

/Сравнивая её с другими благородными цветами, мы понимаем, что в образе ромашки простой добрый человек, верный и преданный друг/.

ДОБРО

2. “Сила Герды в её мужестве, вере в свои силы и в любовь”.

- Так значит сила не в волшебстве? Как ты считаешь?

/ У этой девочки есть то, чего нет у Снежной Королевы: доброе сердце, самоотверженность. Именно это помогло ей, а не волшебство. Чувство одержало победу над холодным разумом/.

3. “Любовь Русалочки сильнее желания стать бессмертной”.

- Объясни, почему ты так написала?

/Она лишает себя жизни ради любви, в этом её бессмертие/.

ЛЮБОВЬ

4. “ Стойкость солдатика – главное качество его натуры. Он мужественно погибает в огне, но остаётся маленькое оловянное сердце – символ верности и любви”.

- Чему учит нас солдатик?

/ Стойко преодолевать все трудности на пути, ведь на его долю выпало их немало/.

“Красота и благородство души, доброта и искренность, талант и смелость могут быть скрыты под неприглядной внешностью”.

- Какие такие достоинства могут скрываться?

/ Сколько страданий пришлось испытать Гадкому утёнку из-за своей внешности, прежде чем стать лебедем. Это несправедливо.

“Не беда, что ты появился на свет в утином дворе, если только лежал в лебедином яйце”/

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

III. Сообщение темы урока.

- Светлые, поэтические сказки Андерсена раскрывают мир больших человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.

Его герои добиваются счастья благодаря честности, мудрости, стойкости и любви, а не с помощью волшебной палочки.

- Какой человек мог написать такие сказки?

/ Не только талантливый мастер слова, но и интересный, полный достоинств человек/.

Что повлияло на его творчество?

- Что общего во всех его сказках? /Грусть/.

- Почему? Сказочные события у Андерсена происходят в реальной обстановке,

/в/ф “Сказочник”.

IV. “Часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорит мне: Только взгляни на меня , и тебе откроется история моей жизни”.

- Эти волшебные превращения могли происходить потому, что Андерсен не только имел богатое воображение художника, но и был очень наблюдательным человеком. Его замечательные сказки помогут нам заглянуть в волшебный мир чудес и простых вещей, которые мы часто просто не замечаем или не задумываемся “Из чего они сделаны?”

Это тема урока и последующих. Мы поучимся рассматривать вещи с разных сторон и сочинять сказки.

- Что для этого нужно?

1/ Наблюдательность.

2/ Воображение.

3/ ?

4/ ?

- Андерсен обладал ещё одним неоценимым для сказочника свойством – великим даром импровизации.

3. Импровизация /стр.58/ . /Работа со словарём “Литературных терминов”.

- Увидев какой-нибудь предмет, он тут-же придумывал его историю, описывая его характер, достоинства и недостатки/.

- А вы хотите попробовать?

/ Учитель показывает “лён”. Дети импровизируют/.

“Лён смотрел не отрываясь своими голубыми глазами на небо и был уверен, что небо отражается в них и от этого становится всё голубее и голубее.

Но пришли люди и скосили его, поле стало серым, а небо не изменилось.

Лён понял, что небо – вечно!”

Ефимкина М.

“Голубое поле, голубое небо. Лён поднимался всё выше и выше. Он старался изо всех сил достать небо. И вот когда все силы закончились, он посмотрел вокруг и увидел, что далеко-далеко небо кончилось, голубизна сменилась; другие достигли своей цели, а он нет. Лён стал сохнуть от обиды и зависти. Настало время его убирать.”

Волков В.

“Голубенькие цветочки льна ничем не отличались от других полевых цветов. Они такие нежные, красивые покачивали на ветру своими головками, радовались солнышку, дождику и верили что принесут пользу, Но пришла девочка и сорвала цветочки в букет. Все восхищались красотой цветов в букете, а лён страдал. Ведь не о том он мечтал!”

Макаров Д.

/ Я знаю что раньше одежду изготавливали из льна. Я думаю, что главное в нём не красота, а польза, которую он приносит/.

Вывод: Нужны 3 -

Знания

V. РАБОТА В ГРУППАХ

- Что обозначает слово “лён”?

- Где впервые стали выращивать”

- Что изготавливают из льна?

- Почему льняная ткань ценилась на вес золота?

- Почему русские мастерицы работали в холодном и сыром подвале?

- Этапы производства льна.

/Словарная работа/.

Гумно

Трепало

Кострика

Красна.

VI. А вы хотите услышать сказку, которая получилась у Г.Х.Андерсена?

/рассказывает Оле-Лукойе,ученик/

- Какие картины вы представляли?

- Сколько персонажей?

- Как называется разговор между двумя лицами? /диалог/

- Как надо читать речь “Льна”? Почему?

- Что такое счастье? /Расти и цвести/

- Как надо читать речь “Изгороди”

/Чтение по ролям/

- О чём говорится во П части?

- Льну было тяжело, но он терпел, почему?

/ Выборочное чтение/.

- Что такое счастье? /”Приносить пользу”/

/Словарная работа/

Макушка

Несказанно

Околоток

Благодать.

- Вы хотите узнать, что было дальше?

- Но прежде расскажите: из чего делают бумагу? /проверка домашнего задания/.

VII. 1/ Чтение Ш части/.

- Значит не только из древесины, но и из тряпья можно изготавливать бумагу.

- Почему-то, что произошло с ней, она называет “сюрпризом”?

- Почему она радовалась, что превратилась в бумагу?

/ Выборочное чтение/.

- С кем она ведёт беседу?

- Как называется речь действующего лица?

2. /1У часть дети читают самостоятельно/.

- Почему бумага не отправилась в путешествие?

- Обрадовалась ли она?

- Что она решила?

/ Далее дети сами задают вопросы/.

- Что такое счастье ? /Нести людям радость и знания/

VIII. Д.з. дочитать сказку и узнать чем закончилась история.

IХ. Итог урока.

- Что потребовалось автору, чтобы получилась такая удивительная сказка? /Вымысел/.

- “ Мало наблюдать, изучать, знать, необходимо ещё и выдумывать”.

В сказках Андерсена нет морали, нет нравоучения, но есть Идея, которую надо понять.

- Что вы поняли и узнали сегодня на уроке? /говорят дети/.