“Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее”
М. Монтень
Нравственность – это “правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках” по определению в словаре Ожегова. Все воспитание начинается в семье. И нравственное воспитание имеет свои корни в семье. Именно родители, семейные связи, традиции, ценности, которые присутствуют в семьях, определяют нравственный климат семьи и дают нравственную основу личности ребенку. Поэтому семилетний человек, который приходит учиться в школу, имеет богатый жизненный опыт, умеет писать, читать, считать и решать задачи. И родители считают, что этого достаточно, чтобы ребенок успешно учился в школе. Но лишь немногие родители научили вести себя ребенка в различных ситуациях, жить в согласии с другими людьми, уметь терпеливо слушать окружающих и многое другое. А это и есть основы духовно-нравственного воспитания. И теперь учителю приходится восполнять те пустоты в душах детей, чтобы многому их научить. На первом месте в духовно-нравственном воспитании учащихся стоит личность первого учителя. Это на него равняются ученики, его манеру поведения и общения перенимают и стараются повторять в жизненных ситуациях. Поэтому то терпение, с которым долгое время учителю приходится учить самым обыденным, на первый взгляд, вещам, результаты даст не сразу. Именно в первом полугодии первого класса приходится учить детей жить в коллективе, среди себе подобных, учить выполнять работу за одним столом сразу двум разным детям, а это так непросто. Делать физминутки достаточно близко друг к другу, но, не мешая друг другу. Терпеливо слушать ответы других, когда знаешь эти ответы сам. И многое другое. И если учитель не сможет найти в себе терпения, доброжелательности, такта в общении с разными по характеру детьми, то ничего хорошего в будущей школьной жизни класса ждать не приходится. Русская пословица гласит: “Что посеешь, то и пожнешь”. Поэтому с первых школьных дней выстраиваются отношения “ученик-ученик”, “ученик – учитель”, учитель – ученик”, “учитель – родитель”, “родитель – учитель”, “родители – ученики”. Вся ответственность за эту работу ложится на плечи учителя. Очень часто учителю приходится объяснять родителям, почему у них не складываются отношения с собственными детьми. Многие родители стараются не замечать взросления ребенка и оставляют отношения в семье без изменения с момента, когда сына или дочь отправили в первый класс. Родителям очень трудно смириться с тем, что их ребенок взрослеет, требует других подходов в отношении, требованиям.
Другое направление работы учителя – это работа по созданию в детском коллективе отношений добра, взаимопонимания, толерантности, взаимопомощи, бескорыстия и т.д. Этому помогает определение правил, по которым будет жить детский коллектив. Правила выводятся в совместной деятельности учитель - ученики в первые учебные дни. Правила могут звучать следующим образом:
- внимательно выслушивать ответы всех присутствующих;
- не перебивать ответы других;
- в классной комнате каждый может делать то, что не угрожает жизни самому и окружающим и не мешает работе;
- каждый имеет право на собственное мнение;
- и другие правила.
Следующий этап – это жизнь по выведенным правилам. Этому отводится весь период школьной жизни детей. Так просто вывести правила, но жизнь часто вносит свои коррективы. И если в первые школьные дни дети только наблюдают за этой новой необычной для них деятельностью, за новыми отношениями, то очень скоро каждый начнет проявлять свои индивидуальные качества. Вот тут-то и возникает вопрос, как все эти проявления детей направить в нужное русло? Каким способом помочь детям жить в мире с самим собой и окружающими людьми? Как научиться принимать других людей, не давая им оценки? Вопросов возникает больше, чем успеваешь вовремя найти ответы. А всему будут помогать и формы организации деятельности детей на уроках и переменах, и содержание учебного материала по предметам, и внеклассная работа, и участие в различных мероприятиях.
Так для того чтобы дети научились принимать мнение других, распределяли обязанности, несли какую-то ответственность за выполненное дело необходимо применять парные и коллективные формы организации урока. В результате выполнения коллективных работ постепенно дети приходят к выводу, чтобы получить хороший результат необходимо: умение распределить обязанности, выслушать мнения всех членов группы, учесть возможности каждого, суметь оценить вклад каждого члена группы, представить результат работы группы. Это долгосрочная, кропотливая работа дает только тогда свои результаты, когда учитель не торопит детей сразу суметь выполнить все условия коллективной деятельности детей в группе, а дает возможность детям под его минимальном руководстве маленьким шажками идти к намеченной цели. В системе духовно-нравственного воспитания есть место и таким понятиям, как красота, патриотизм, целенаправленность, свобода выбора, любовь, доброта и многие другие понятия. Содержание всех учебных предметов должно стать основой для воспитания личности в целом. Но эта работа будет проходить плодотворно, если учитель не будет заниматься морализацией на уроках, а будет через содержание урока литературного чтения учить детей восторгаться настоящей литературой, прекрасным авторским языком, учиться мудрости на основе произведений фольклора. На уроках окружающего мира учитель сумеет показать место человека в природе, его влияние на окружающую среду, и не всегда положительную. Это не пройдет для детей незамеченным, если под руководством учителя дети примут участие в различных акциях, направленных на практическое применение полученных на уроках знаний. Это акции “Подкормите птиц зимой”, “Зеленый наряд нашего города”, “Городу – чистые парки и реки” и т. д. Одним из направлений по духовно-нравственному воспитанию детей я вижу в знакомстве своих учеников с краем, в котором он живет, с истоками культуры родного края. Эта работа проводится через предмет “Литературное наследие Сибири”. И еще немаловажное значение имеет тот момент в жизни каждого человека, насколько хорошо каждый из нас знает историю своего рода, знает, где же искать корни своего рода. И этому тоже необходимо уделять внимание в школе. По заданию учителя дети совместно с родителями проводят поисковую работу по теме “Где искать корни моей семьи”. В результате проведенного поиска и родители, и дети делают для себя открытия, которые заставляют посмотреть на самое обыденное другими глазами. И я снова возвращаюсь в детство. Все мы родом из детства.
Литература.
- “Этика: словарь афоризмов и изречений”, сост. В.Н.Назаров, Е.Д.Мелешко, изд. Москва, АО “АспектПресс”, 1995 год
- “Мир детства: Младший школьник”. Под ред. А.Г.Хрипковой. Москва 1981 год.
- “Занковские чтения. Опыт. Достижения. Перспективы”, изд. Дом Федоров, 2005 год.