Семинар-практикум методического объединения учителей начальных классов "Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку"

Разделы: Начальная школа


Подготовительный этап (с 1-го по 22-ое октября 2004 года):

  • постановка целей и задач семинара перед членами МО УНК;
  • самоподготовка, изучение теоретических положений вопроса;
  • анализ собственной деятельности по данной проблеме;
  • построение модели семинара, его структуры и хода проведения.

Структура семинара:

1 блок – Практическая часть.

1). Деление членов МО на четыре группы (по количеству параллелей в начальной школе). 2). Постановка общей задачи семинара перед участниками:

“Создание программы “Система работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

3). Постановка первичной задачи для каждой параллели:

“Выявление причин низкого качества работы над ошибками в начальной школе”

Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП для принятия согласованных решений.

Шаги реализации метода:

  • молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый сам составляет свой список)
  • составление общего списка проблем, причин или предложений (по кругу каждый зачитывает свой список, один из группы их записывает подряд)
  • обсуждение списка (очень быстро, объективно) с целью убрать повторы, уточнить формулировки, упорядочить список, дать причинам единый номер.
  • принятие согласованных решений:

У каждого набор карточек с составленным списком по количеству участников группы из расчета 4 карточки на человека, т. е. каждый должен выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в верхнем углу которой ставится № причины, а в нижнем – ее ранг (max - 4, min – 1 балл).

Каждый участник группы из общего списка выбирает актуальные на его взгляд причины, выставляет их номера в верхнем углу карточки, количество баллов в нижнем углу и ранжирует от максимального до минимального количества баллов.

После этого в группе происходит подсчет голосов: ведущий называет номера, совпавшие выборы выкидываются на середину стола, считается сумма баллов совпавших выборов, составляется таблица:

№№ перечень Кол-во голосов Кол-во баллов Приоритет группы
         
         
         

Примечание: в перечень вносятся все выделенные причины.

Таким образом выбираются согласованные решения, то есть те, которые набрали более 50% .

В выступлении спикеров групп должно прозвучать

- согласованные и несогласованные решения (те, которые выбраны, но в меньшинстве);

- причина разброса мнений;

- приоритеты группы по каждому из выборов, определяемые по формуле:

СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.

4). Выбор спикеров, подготовка выступления групп.

5). Выбор экспертной группы. Постановка цели: проанализировать предложенные группами списки; оценить деятельность групп, глубину их исследования и понимания проблемы; полноту, объективность и структурированность предложений.

6). Выступление групп.

2 блок - Перерыв для участников, работает экспертная группа по формированию общего списка причин и формулировке дальнейших задач семинара.

3 блок – теоретическая часть. Коллективная работа.

1). Выступление спикера экспертной группы. Оценка деятельности групп, глубина исследования и объективность понимания проблемы.

2). Выступление куратора семинара с теоретическим материалом по рассматриваемой проблеме.

3). Постановка задачи семинара по определению действенных мер, направленных на совершенствование работы над ошибками и формирование орфографической зоркости.

4 блок – Практическая работа в группах.

1). Каждая группа работает в рамках определенной параллели и анализирует проблему по предложенному перечню вопросов:

Рассматриваемые вопросы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Программное содержание, требующее работы над ошибками.        
2. Основные формы организации работы над ошибками.        
3. Наиболее эффективные приемы и средства.        
4. Место работы над ошибками в уроке.        
5. Диагностика успешности проводимой работы.        

2). В ходе выступления групп от 1класса до 4го определяется единый подход к пониманию сущности проблемы, преемственность и система работы над формированием орфографической зоркости, выбираются оптимальные и эффективные формы и приемы работы, составляется инструментарий по диагностике и мониторингу успешности проводимой работы.

5 блок – заключительная часть.

1). Выступление членов наблюдательной (представители кафедры русского языка и литературы среднего звена) и административной (представители школьной администрации) групп.

2). Вынесение решения.

Решение

Семинара практикума МОУ СОШ №24 от 23. 10. 04

“Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку”

Присутствовали: учителя начальной школы, администрация, логопед, социальный педагог, психолог, учителя русского языка и литературы среднего звена.

Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный ход и задачи семинара прилагаются).

В начале семинара участники были поделены на творческие группы (использован игровой прием “Собери картинку”). Кроме того, были созданы наблюдательная группа из учителей – предметников среднего звена с целью определения общих задач по формированию навыка грамотного письма и административная группа с целью оценки деятельности МО УНК по решению проблемы повышения эффективности работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Планируя семинар – практикум по проблеме повышения эффективности работы над ошибками, мы надеялись обратить внимание и найти ответы на следующие вопросы:

Почему существующая форма организации работы над ошибками не дает ожидаемых результатов?

Имеет ли смысл такая работа?

Как организовать эту работу, чтобы повысить ее качество и результативность?

В результате групповой работы по выявлению причин недостаточной эффективности работы над ошибками, пользуясь методом номинальных групп, был сформирован общий перечень согласованных решений, т. е. выбранных большинством найденных причин:

  • ограниченность во времени на уроке;
  • низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;
  • несистемность проводимой работы;
  • недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;
  • малый словарный запас учащихся;
  • недостаточно развитый навык чтения;
  • неумение выделить и определить орфограмму.

Решение:

  1. Признать проблему эффективности работы над ошибками в начальной школе актуальной и требующей решения.
  2. Принять как аксиому утверждение, что “лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение”.
  3. Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами, изложениями и другими видами самостоятельных работ.
  4. Осуществлять работу над ошибками в системе, используя все формы организации: коллективную, групповую и индивидуальную.
  5. Использовать активные приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.
  6. На основе наработанных материалов создать монопрограмму “Работа над ошибками”.

Председатель:

Секретарь: