Подготовительный этап (с 1-го по 22-ое октября 2004 года):
- постановка целей и задач семинара перед членами МО УНК;
- самоподготовка, изучение теоретических положений вопроса;
- анализ собственной деятельности по данной проблеме;
- построение модели семинара, его структуры и хода проведения.
Структура семинара:
1 блок – Практическая часть.
1). Деление членов МО на четыре группы (по количеству параллелей в начальной школе). 2). Постановка общей задачи семинара перед участниками:
“Создание программы “Система работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.
3). Постановка первичной задачи для каждой параллели:
“Выявление причин низкого качества работы над ошибками в начальной школе”
Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП для принятия согласованных решений.
Шаги реализации метода:
- молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый сам составляет свой список)
- составление общего списка проблем, причин или предложений (по кругу каждый зачитывает свой список, один из группы их записывает подряд)
- обсуждение списка (очень быстро, объективно) с целью убрать повторы, уточнить формулировки, упорядочить список, дать причинам единый номер.
- принятие согласованных решений:
У каждого набор карточек с составленным списком по количеству участников группы из расчета 4 карточки на человека, т. е. каждый должен выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в верхнем углу которой ставится № причины, а в нижнем – ее ранг (max - 4, min – 1 балл).
Каждый участник группы из общего списка выбирает актуальные на его взгляд причины, выставляет их номера в верхнем углу карточки, количество баллов в нижнем углу и ранжирует от максимального до минимального количества баллов.
После этого в группе происходит подсчет голосов: ведущий называет номера, совпавшие выборы выкидываются на середину стола, считается сумма баллов совпавших выборов, составляется таблица:
№№ | перечень | Кол-во голосов | Кол-во баллов | Приоритет группы |
Примечание: в перечень вносятся все выделенные причины.
Таким образом выбираются согласованные решения, то есть те, которые набрали более 50% .
В выступлении спикеров групп должно прозвучать
- согласованные и несогласованные решения (те, которые выбраны, но в меньшинстве);
- причина разброса мнений;
- приоритеты группы по каждому из выборов, определяемые по формуле:
СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.
4). Выбор спикеров, подготовка выступления групп.
5). Выбор экспертной группы. Постановка цели: проанализировать предложенные группами списки; оценить деятельность групп, глубину их исследования и понимания проблемы; полноту, объективность и структурированность предложений.
6). Выступление групп.
2 блок - Перерыв для участников, работает экспертная группа по формированию общего списка причин и формулировке дальнейших задач семинара.
3 блок – теоретическая часть. Коллективная работа.
1). Выступление спикера экспертной группы. Оценка деятельности групп, глубина исследования и объективность понимания проблемы.
2). Выступление куратора семинара с теоретическим материалом по рассматриваемой проблеме.
3). Постановка задачи семинара по определению действенных мер, направленных на совершенствование работы над ошибками и формирование орфографической зоркости.
4 блок – Практическая работа в группах.
1). Каждая группа работает в рамках определенной параллели и анализирует проблему по предложенному перечню вопросов:
Рассматриваемые вопросы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. Программное содержание, требующее работы над ошибками. | ||||
2. Основные формы организации работы над ошибками. | ||||
3. Наиболее эффективные приемы и средства. | ||||
4. Место работы над ошибками в уроке. | ||||
5. Диагностика успешности проводимой работы. |
2). В ходе выступления групп от 1класса до 4го определяется единый подход к пониманию сущности проблемы, преемственность и система работы над формированием орфографической зоркости, выбираются оптимальные и эффективные формы и приемы работы, составляется инструментарий по диагностике и мониторингу успешности проводимой работы.
5 блок – заключительная часть.
1). Выступление членов наблюдательной (представители кафедры русского языка и литературы среднего звена) и административной (представители школьной администрации) групп.
2). Вынесение решения.
Решение
Семинара практикума МОУ СОШ №24 от 23. 10. 04
“Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку”
Присутствовали: учителя начальной школы, администрация, логопед, социальный педагог, психолог, учителя русского языка и литературы среднего звена.
Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный ход и задачи семинара прилагаются).
В начале семинара участники были поделены на творческие группы (использован игровой прием “Собери картинку”). Кроме того, были созданы наблюдательная группа из учителей – предметников среднего звена с целью определения общих задач по формированию навыка грамотного письма и административная группа с целью оценки деятельности МО УНК по решению проблемы повышения эффективности работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.
Планируя семинар – практикум по проблеме повышения эффективности работы над ошибками, мы надеялись обратить внимание и найти ответы на следующие вопросы:
Почему существующая форма организации работы над ошибками не дает ожидаемых результатов?
Имеет ли смысл такая работа?
Как организовать эту работу, чтобы повысить ее качество и результативность?
В результате групповой работы по выявлению причин недостаточной эффективности работы над ошибками, пользуясь методом номинальных групп, был сформирован общий перечень согласованных решений, т. е. выбранных большинством найденных причин:
- ограниченность во времени на уроке;
- низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;
- несистемность проводимой работы;
- недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;
- малый словарный запас учащихся;
- недостаточно развитый навык чтения;
- неумение выделить и определить орфограмму.
Решение:
- Признать проблему эффективности работы над ошибками в начальной школе актуальной и требующей решения.
- Принять как аксиому утверждение, что “лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение”.
- Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами, изложениями и другими видами самостоятельных работ.
- Осуществлять работу над ошибками в системе, используя все формы организации: коллективную, групповую и индивидуальную.
- Использовать активные приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.
- На основе наработанных материалов создать монопрограмму “Работа над ошибками”.
Председатель:
Секретарь: