Урок русского языка в 4-м классе "Неопределенная форма глагола"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Определить особенности глаголов неопределенной формы.
  2. Формировать умение правильно ставить вопросы что делать? Что сделать?
  3. Развивать умение анализировать, обобщать, моделировать, выделять главное.

Оборудование: сигналы, таблицы, словарные слова, ребусы

Ход урока

Учитель: Урок русского языка.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над глаголом.

I. Физминутка для рук

“Покажите, как идете,
Покажите, как бежите,
Покажите, как берете,
Покажите, как даете”.

П. Работа в тетрадях

Учитель: Откройте тетради, положите правильно. Оформите работу.

Ш. Чистописание

На доске слова: писал, сбегут, читает, копает

Учитель: Прочитайте слова. Найдите в них общее.

Дети: Все слова - глаголы.

Все слова имеют безударную гласную в корне слова.

Учитель: Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Одна из них является приставкой глагола будущего времени и обозначает парный согласный твердый звук.

Дети: Это буква С, она является приставкой у глагола будущего времени сбегут.

Учитель: Вторая и третья буква являются проверяемыми безударными гласными в корнях глаголов настоящего времени.

Дети: Эта буква “И” в корне глагола читает, и буква “О” в корне глагола настоящего времени копает.

Учитель: Составьте цепочку, в которую входили бы буквы “С”, “О”, “И” и образовали бы сначала прямые слоги, а затем обратные.

со си со си
ос ис ос ис

Учитель: Выделите каллиграфически правильно написанный слог.

IV. Словарная работа

Не ходит без бензина
Ни автобус, ни......... (машина).

Ребус (улица)

Картинка - (самолет)

Тили — бом, тили — бом
Загорелся кошкин дом.
Если всем стоять глазеть
Будет долго он......... (гореть)

Ребус (восток)

Картинка - (телефон)

Взаимопроверка.

На доске слова, поменяться тетрадями, проверить, поставить оценку.

Работа в парах.

V. Работа над новым материалом

Учитель: Посмотрите словарные слова. Найдите лишнее слово.

Дети: Гореть

Учитель: Почему оно лишнее?

Дети: Все слова являются именами существительными, а гореть - глагол.

Учитель: Что вы знаете о глаголе?

Дети: Дают определение глагола. Глагол изменяется по числам и временам.

Учитель: Какие три времени имеет глагол?

(Дети отвечают, учитель на доске крепит таблички).

н.в. п.в. б.п.
что делает? что делал? что будет делать?
что сделал? что сделает?

ед.ч.

мн. ч.

Учитель: На доске слова.

идет

играл

будет учить

гореть

Определите время и число данных глаголов и поместите их в данные столбики

н.в. п. в б. в.
что делает? что делал?

что сделал?

что будет делать?

что сделает?

ед. ч. идет

мн. ч. идут

играл

играли

будет учить

будут учить

Учитель: Давайте определим время глагола - гореть.

Дети: Время определить нельзя.

Учитель: Число?

Дети: Число также нельзя определить.

Учитель: Куда поместим?

Дети: В отдельный столбик.

Учитель: На какой вопрос отвечает?

Дети: Что делать?

Учитель: А как бы вы назвали глагол у которого не определяется время и число?

Дети: Дети дают свои ответы.

Учитель: Форма глагола которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (ставлю табличку).

Дети: Глагол н.ф. отвечает на вопрос что делать? и еще на вопрос что сделать?

Учитель: С какой же формой глагола мы познакомились на уроке?

Дети: С неопределенной формой глагола.

Учитель: Какова же тема нашего урока?

Дети: Неопределенная форма глагола.

Учитель: Сравните наш вывод с определением, которое дано в учебнике на стр.180. Прочитайте внимательно и скажите, что мы еще не сказали очень важное о глаголе н.ф.

Дети: Глагол н.ф. оканчивается на ть, ти.

Учитель: Глаголы н.ф. оканчиваются на ть, ти, которые будут являться суффиксами, если мы будем разбирать слово по составу.

VI. Физминутка

VII. Закрепление материала

1. Упр. 413 с.181

что делать? что сделать?
читать прочитать
красить перекрасить
покупать купить
бросать бросить
кричать крикнуть
отдавать отдать

(2 ученика на переносной доске, остальные самостоятельно)

Проверяют по доске.

Учитель: Какие глаголы мы писали?

2. Упр. 415 по вариантам

1 вариант - 1,2 предложение

2 вариант - 3,4 предложение

Ученик читает пословицу, объясняет ее смысл. Называет глагол в

неопределенной форме. Дети проверяют сигналом. (А как вы определили, что это глагол неопределенной формы?)

Игра “Третий лишний”

1. Найди лишнее слово.

2. Какие глаголы мы написали?

3. Почему это глагол неопределенной формы?

Записать в столбик глаголы неопределенной формы соответствующие описанию.

1. Вести спор (спорить)

2. Соединить какие - либо части с помощью клея (склеить)

3. Вызвать удивление (удивить)

4. Доставлять радость кому - либо (радовать)

Учитель: Что это за глаголы?

Итог урока

1. Что нового узнали о глаголе?

Схема

2. Какое задание оказалось самым трудным?

3. Что помогло преодолеть трудность?

Большое вам спасибо! Вы очень хорошо работали.