Художественное слово как средство развития и коррекции детей с разными ресурсными возможностями

Разделы: Работа с дошкольниками


Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

Н.Заболоцкий.

С рождения каждый ребенок тянется к общению, к творчеству. Нам взрослым очень важно во время прийти на помощь детям, создать атмосферу свободы действия, выражения мыслей, чувств. Чтобы в таких условиях ребенок смог максимально самореализоваться.

И в этом большую роль в детском саду играет кукольный театр, используя художественное слово как средство развития и коррекции детей с разными ресурсными возможностями.

Младшие дошкольники любят слушать стихи, явно предпочитая их прозе. У них наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. Поэтому им нравятся произведения детского фольклора.

Пестушки и потешки, заклички и приговорки, дразнилки и колыбельные песни по своему содержанию, форме, имеют особую художественную, воспитательную и развивающую ценность.

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.

Самому ли есть
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.

Если их использовать во время манипуляции с театральными куклами, соответствующими игрушками, то у ребенка развивается фонематический слух, устойчивая деятельность за счет интересной мотивации, сюрпризного момента, корректируются произносительные навыки. Дети стремятся к подражанию и воспроизведению звуков и слов.

Наряду с детским фольклором большое значение для развития дошкольника приобретает чтение сказок, слушание поэтических произведений. Здесь необходимо опираться на познавательный интерес ребенка и на его эмоциональный мир. Стихотворный текст в театральных играх и упражнениях способствует развитию голосового аппарата.

Диалогические стихи можно разыграть за ширмой. Играя за ширмой, используя заместителя-куклу, и говоря от имени определенного персонажа, ребенку легче раскрепоститься. Например, стихотворение Н. Пикулевой “Про двух гусят”, дети рассказывают и показывают путем драматизации, используя куклы-перчатки. Слова автора может читать любая кукла, выбранная детьми.

Веселый гусенок
По лужам шагал.
Веселую песенку
Так напевал…

1-й гусенок.

- Га-га-га…(поет веселую песенку)
А грустный гусенок
По лужам шагал
И грустную песенку
Так напевал…

2-й гусенок.

- Га-га-га…(поет грустную песенку)
Веселый гусенок
К нему подошел…

1-й гусенок.

- Смотри, червяка я, какого нашел!

Га-га-га…
А грустный гусенок
Ответил ему…

- А мне никогда не найти самому!

Га-га-га…
Веселый гусенок
Сказал ему…

1-й гусенок.

- Зря! Не надо грустить
Если рядом друзья!

Очень богатые возможности использования таких стихотворений. Их можно обыграть как этюды, используя шапки-маски, по развитию интонационной выразительности речи, эмоциональной сферы дошкольника, звукоподражания. Они помогут научиться говорить чисто, правильно, пользоваться мимикой, жестами, пантомимикой.

А заучивание стихотворений можно превратить в интересную и полезную игру для развития эмоциональной сферы дошкольника. Путем драматизации с помощью кукол, можно прочитать выбранное стихотворение несколько раз подряд, каждый раз с разным настроением и интонацией. После каждого прочтения пусть ребенок самостоятельно определит настроение услышанного и увиденного. Таким образом, стихотворение запомнится быстро и целиком. Для того чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить. Ребенок внутренне активно содействует героям и переживает с ними все происходящие события. Разучивание стихов развивает интеллектуальную память и поднимает настроение. Как известно, хорошее настроение ведет к быстрому запоминанию.

Эмоционально насыщенная театрализованная деятельность, выполняемая с использованием художественного слова, ярких привлекательных театральных кукол, содержит большие возможности обогащения духовного мира ребенка, содействует развитию его способностей.

Разыгрывая с дошкольниками этюды, спектакли, миниатюры по мотивам сказок, надо обязательно поощрять детское словотворчество. Дети сочиняют небольшие сказки, рассказы, а также песенки, которыми сопровождаются движения кукол. Это позволяет им глубже усвоить содержание, дает возможность проявить себя, овладеть основами речи, научиться проникать в мир художественных образов и просто получить удовольствие.

При составлении сценария по мотивам сказок необходимо учитывать психолого-педагогические особенности каждого ребенка и специфику группы, а также важен синтез кукольного, где используются куклы разных систем, и драматического театров. Такой прием помогает детям лучше раскрепоститься и выйти из-за ширмы навстречу зрителю.

Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают детям правильно строить диалоги и накапливать свой личный опыт.

Вживаясь в образ, дошкольники обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введения их в самостоятельную речь. А театральные куклы помогают детям со сложными речевыми диагнозами соединить речь и движение, развивают пластичность, координацию движений.

Таким образом, литературный материал надо выбирать так, чтобы он мог помочь ребятам выразить свои чувства, переживания через стихи, потешки, песни, сказки. Главное создать для детей возможности для творческого самовыражения, их общения с художественным словом.