Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Образовательные цели:
- в процессе решения учеником проблемной ситуации (ПС) умение определить неполадки в швейной машине, установить причины их возникновения и найти способы устранения этих неполадок;
- достичь понимания учащихся значения этой темы и практического применения в жизненных ситуациях.
Развивающие цели: развитие творческого мышления через поисковую работу, развитие самостоятельности, познавательного интереса, самоконтроля, самооценки, тренировка наблюдательности, памяти, развитие и закрепление умений, навыков работы со швейными механизмами; формирование общеучебных умений наблюдать, сравнивать, анализировать, работать с технической литературой, устанавливать причинно-следственные связи.
Форма работы: групповая (не более 2-3 человек).
Характеристика класса: учащиеся с низким и средним уровнями обученности.
Метод обучения: проблемное изложение учителем учебного материала.
Подготовительная работа и оборудование: на нескольких столах стоят бытовые швейные машины, заправленные учителем заранее (машины заправляю правильно, чтобы не усложнять детям дальнейшую работу), и у каждой из них по 1-2 подстроенные неполадки; таблицы “Детали бытовой швейной машины” и “Заправка швейной машины” - у доски; учебники и технические паспорта на машины – на столах учащихся. Правильные ответы о причинах неполадок записаны на листках и спрятаны в коробки машин (Приложение 1).
Особенности оформления доски: названия темы нет, цели урока не поставлены, пустые графы таблицы (табл.1.1)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Этап повторения ранее изученного материала по деталям швейной машины и их назначению (5-7 мин), вводный инструктаж по технике безопасности (1-2 минуты).
3. Мотивационный этап (создание проблемной ситуации).
После повторения дается возможность учащимся возможность разбиться на несколько групп, сесть за правильно заправленные (это можно сообщить детям, либо пусть они перепроверят) машинки и предлагается всего лишь – получить качественную строчку. Дети удивлены: ведь прострочить на машинке, когда верхняя и нижняя нити правильно заправлены (они в этом убедились), очень просто! С видом своего превосходства перед легкостью поставленной задачи они начинают крутить ручку, либо поворачивать маховое колесо… Строчка не получается. Раздаются выкрики: “У меня (нас) машина не шьет!”.
Налицо создана проблемная ситуация, при которой учащиеся заранее были обречены на неудачу (ошибку) – один из путей создания ПС.
Встает вопрос:
- Почему, вы, такие знающие и умелые, не можете шить?
Ответ чаще всего:
- Машины не работают, сломались.
- Что будем делать?
- Ремонтировать!
- Вы умеете?
- Нет, это для нас новое.
4. Объяснение нового материала.
- Давайте выясним еще раз, что должно двигаться в машине в момент образования стежка, и что мы имеем в наличии?
Дети дают правильный ответ (поворачивая маховик на себя или ручку от себя, игла должна совершать возвратно-поступательные движения, ткань – продвигаться от нас и образовываться строчка). Чтобы помочь детям выяснить, почему у них это не получается, предлагаю заполнить таблицу вместе со мной, в первой графе, отвечая на вопрос, что случилось? (на конкретных примерах этих групп), во второй – почему это случилось, в третьей – что делать, чтобы исправить случившееся? При этом уточняем с ребятами, что, отвечая на вопрос, что случилось, мы подразумеваем собственно неполадку. Отвечая на вопросы, почему и что делать, соответственно – причины и способы устранения неполадок.
Таблица заполняется в результате беседы учителя и учащихся на базе ранее полученных знаний по устройству бытовой швейной машины и новых знаний, получаемых на этом уроке, выдвигая различные гипотезы (табл. 1.2).
5. Решение проблемной ситуации.
После заполнения таблицы предлагается на основе полученных данных группой найти и исправить неполадку различными способами: визуальным, поисковым (кручение, верчение), пользованием записями в тетради и технической литературой.
6. Проверка решения проблемной ситуации.
Когда учащиеся получили (или нет) качественную строчку, предлагается самостоятельно в тетради записать ответы на вышеуказанные вопросы. Микросдвиг в мозге совершается в момент обобщения (вывода) этих фактов.
В конце урока вместе формулируем тему урока и ее цели (это возможно при проблемном обучении), анализируем, достигли ли мы ее, если нет, то почему. При этом помогаем учащимся, которые не справились с заданием (очень редко, чаще всего в “слабом” классе, дети испытывают затруднения не в поиске, устранении неполадки, а в их формулировке). Дети достают правильные ответы из коробки швейной машины и сравнивают со своими результатами.
В конце урока, перед уборкой рабочих мест, я задаю свой любимый вопрос: “Девочки, польза от этого урока для вас, я, думаю, несомненна (они соглашаются, ведь теперь даже дома они смогут справиться с мелкими неполадками без взрослых). А в чем тогда лично моя польза?”. Дети улыбаются и почему-то сразу отвечают, что “ремонтировать” машинки в классе они будут впредь без моей помощи. Я довольна, ведь к моей помощи они будут прибегать в крайних случаях.
7. Подведение итогов, уборка рабочих мест.
Урок дан с использованием проблемной ситуации со всеми этапами [1]:
ПС – проблемная ситуация – возникла при преднамеренном столкновении учителем достигнутого уровня знаний ребенка с фактами, для объяснения которых у учащегося не хватает знания и опыта: учащиеся умеют работать на швейном оборудовании, а строчка не получается.
П – формулировка неизвестного (проблема) – в качестве неизвестного в теме являются причины мелких неполадок в швейных машинах.
Г – гипотезы – их высказывают учащиеся в процессе обсуждения, отвечая на вопрос, почему произошла поломка машинки. Безусловно, многие гипотезы предлагает учитель при подаче нового материала.
РПС – решение проблемной ситуации – результат заполнения таблицы.
ПРПС – проверка решения проблемной ситуации – учащиеся получили желаемый результат – строчку.
Примечание: для учащихся с высоким уровнем обученности предлагается заполнить таблицу после самостоятельного нахождения неполадок в машине. Поисковая работа учащихся будет заключаться в самостоятельной работе с литературными источниками, в опоре на собственный опыт, интуицию и практических упражнениях на машине. В любом случае, самостоятельного заполнения учащимися таблицы в полной мере, не удастся, нужно помочь выполнить сводную таблицу неполадок. Кроме того, будьте готовы к тому, что дети могут исправить неполадку автоматически, не осознавая это.
Табл. 1.1.
|
|
|
Табл. 1.2.
Что случилось? | Почему? | Что делать? |
НЕПОЛАДКИ | ПРИЧИНЫ НЕПОЛАДОК | СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ НЕПОЛАДОК |
1. Поломка иглы | А) неправильное положение лапки Б) номер иглы не соответствует номеру ниток и толщине ткани В) изгиб иглы Г) игла плохо закреплена или вставлена не до упора Д) неправильно вставлен шпульный колпачок в челночное устройство |
А) затянуть винт крепления лапки Б) иглу, нитки подобрать в соответствие с толщиной ткани В) заменить иглу (нельзя тянуть материал руками во время шитья) Г) вставить иглу и затянуть винт до упора Д) установить правильно шпульный колпачок, услышать щелчок |
2. Обрыв верхней нити | А) неправильная заправка верхней нити Б) большое натяжение верхней нити В) некачественная игла (плохая полировка ушка) Г) плохое качество нитки |
А) заправить верхнюю нить в нужной
последовательности Б) ослабить натяжение в регуляторе натяжения верхней нити) В) заменить иглу Г) сменить нитки |
3. Обрыв нижней нити | А) неправильная заправка нижней нити Б) большое натяжение нижней нити В) на шпульке закончилась нитка |
А) правильно заправить нижнюю нить Б) ослабить винт шпульного колпачка Г) намотать нить на шпульку |
4. Не образуется строчка (пропуск стежков) | А) неправильно установлена игла Б) тупая, гнутая игла В) игла слишком тонка для выбранной нитки |
А) правильно установить иглу (длинный
желобок иглы должен “смотреть” на
нитенаправитель) Б) заменить иглу В)подобрать соответствующую иглу и нитки |
5. Тяжелый ход машины | А) машина грязная, засорена нитками
пылью Б) колесо моталки прижато к маховику |
А) прочистить челнок, смазать машину Б) отпустить защелку язычка моталки |
6. Машина не включается в рабочий ход | А) ослаблен фрикционный винт | А) затянуть фрикционный винт по часовой стрелке |
7. Плохо продвигается ткань | А) слабый нажим лапки на материал Б) малый подъем зубцов зубчатой рейки |
А) подтянуть головочный винт Б) поставить переключатель регулятора подъема зубчатой рейки на “Н” |
8. Ткань не двигается совсем | А) регулятор подъема зубчатой рейки
стоит на “В” Б) регулятор длины стежка стоит на нулевой отметке |
А) поставить ручку регулятора на “Н”
или “Ш” Б) поставить рычаг регулятора длины стежка на метку 1-4,5 |
9. Петляют верхняя или нижняя нитки | А) ослаблен регулятор натяжения верхней
нити или винт на шпульном колпачке Б) нить свободно лежит на шайбах регулятора натяжения верхней нити В) верхняя и нижняя нити разной толщины |
А) затянуть гайку регулятора или винт на
шпульном колпачке Б) глубоко провести нить между шайбами при заправке верхней нити В) использовать нити одной толщины |
10. На ткани образуются затяжки | А) игла слишком толста для данной ткани Б) затупленная игла |
А) правильно подобрать номер иглы Б) заменить иглу |
Список литературы:
1. И.А.Ильницкая. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. “Новое в психологии и педагогике”, №1-1985 г.