Обучающая цель: Закон сохранения энергии для тепловых явлений.
Воспитательная цель: Воспитывать сознательную дисциплину,
Развивающая цель: прививать интерес к физике, развивать навыки самостоятельной работы.
Тип урока: изучение нового материала; лабораторная работа
Форма урока: комбинированная
Приборы и материалы: маятник Максвелла, шар, плита. калориметр, термометр, мерный стакан с горячей водой, мерный стакан с холодной водой, картонная крышка для калориметра.
План урока.
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Фронтальное повторение. 10 мин.
Что называется внутренней энергией?
Какими единицами измеряет внутреннюю энергию?
Что называется удельной теплоемкостью?
Как надо понимать, что С=130 ?
Как читается формула для подсчета Q.
3. Объяснение нового материала. 20 мин.
Вы знакомы с двумя формами энергии: потенциальной и кинетической. Вы также знаете, что если в данной системе тел можно не учитывать действие силы трения и если на эту систему не действуют внешние силы, то полная механическая энергия этой системы равна: W = E k + Eп. Система тел, на которую не действуют внешние силы, называется замкнутой.
Иными словами, в такой системе тел кинетическая энергия может переходить в потенциальную, потенциальная – в кинетическую, но полная механическая энергия остается постоянной. Энергия никуда не исчезает и не создается из ничего. Она только превращается из одного вида в другой или переходит от одного тела к другому. (Запись в тетради.)
Демонстрируем опыт с моделью маятника Максвелла. Рассматриваем переходы энергии из одной формы в другую.
Однако во всякой реальной системе тел действуют силы трения (силы сопротивления); в ней происходят неупругие соударения тел. И во всех этих случаях механическая энергия уменьшается. Как быть здесь с законом сохранения энергии?
Демонстрируем опыт. Поднимем тело и дадим ему свободно падать. Какие превращения энергии происходят при движении тела вниз? При ударе о землю тело остановилось. Куда подевалась кинетическая энергия тела? При ударе температура тела возрастает. Но мы уже знаем, что возрастание температуры означает увеличение кинетической энергии беспорядочного (теплового) движения частиц вещества – атомов, молекул или ионов. Кроме того. При возрастании температуры твердые тела и (жидкости) расширяются, расстояния между частицами вещества меняются, а значит, возрастает потенциальная энергия их взаимодействия.
Итак, при ударе тела о землю его кинетическая энергия не исчезла, она превратилась в энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит вещество, т. е. во внутреннюю энергию
Механическая энергия может превращаться во внутреннюю энергию. Значительное повышение температуры происходит, когда в земную атмосферу врываются небесные тела – метеориты. Ведем разговор о метеоритах. Сильно нагреваются и космические корабли, входя в плотные слои атмосферы.
А как ведут себя метеориты на луне?
В случае, если в изолированной системе тел происходят тепловые процессы, то ее механическая энергия не сохраняется. Но это не значит, что при этом энергия системы тел не сохраняется; следует учесть, что уменьшение механической энергии сопровождается возрастанием внутренней энергии.
Назовем полной энергией системы тел сумму механической энергии W и внутренней U
E = W+U = E k + Eп +U
Внутренняя энергия может превращать в механическую (пример: двигатель внутреннего сгорания).
Если в процессе теплообмена не совершается работа, то количество теплоты равно изменению внутренней энергии.
Внутренняя энергия может переходить от одного тела к другому (от теплой воды к холодной).
Количество теплоты, отданное одним телом, равняется количеству теплоты принятому другим (Делаем ссылку на лабораторную работу №3)
Так как внутренняя энергия может меняться как за счет работы сил, так и за счет теплообмена, то этим же свойством обладает и полная энергия. Полная энергия системы тел остается неизменной при условии, что работа внешних сил равна нулю, т.е. система должна быть замкнутой. Кроме того система тел должна быть теплоизолированной – не должна участвовать в теплообмене с окружающей средой.
Если в системе тел происходят не только механические, но и тепловые, химические, ядерные и другие процессы, то закон сохранения энергии формулируется так: Полная энергия замкнутой и теплоизолированной системы тел сохраняется.
Если Авнеш. = 0, Qвнеш.= 0, то Е= const
4. Закрепление. 5 мин.
Дано: m1 = 2 кг.
t1 = 140
t = 500
_____
Q = mc?t Q = r m2
m2 = = = 0, 0112 к г.
m - ?
Самостоятельно на местах выполняете лабораторную работу №8 40 мин.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Цель работы: сравнить количество теплоты, отданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой в процессе теплопередачи.
Приборы и материалы: калориметр, термометр, мерный стакан с горячей водой, мерный стакан с холодной водой, картонная крышка для калориметра.
Ход работы
- Отмерьте 100 мл холодной воды и влете ее в калориметр. Вычислите массу воды mхол, запишите ее в таблицу.
- Измерьте температуру холодной воды, запишите tхол.
- Отмерьте 50 мл горячей воды, измерьте ее температуру. Запишите значения величин mгор и tгор в таблицу.
- Влейте горячую воду в калориметр с холодной водой и измерьте температуру смеси tсм.
- Произведите соответствующие расчеты и сделайте вывод.
Расчетные формулы:
m=r V, r =1000кг/м3, ,
D t1=tсм-tхол- изменение температуры холодной воды,
D t2=tгор –tсм- изменение температуры горячей воды.
Масса холодной воды, mхол, кг | Температура холодной воды, tхол, оС | Масса горячей воды, mгор, кг | Температура горячей воды, tгор, оС | Температура смеси, tсм, оС | изменение температуры холл. воды, D t1, оС | изменение температуры горячей воды, D t2, оС |
7. Подведение итогов 3 мин.
8. Домашнее задание §16 упр. 7 (4, 5), стр. 185 (27) 1 мин.