Экологический проект "Лесная сказка"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Цель: Стимулирование мотивации интересов в области экологии.

Задачи:

  1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника как одного из компонентов экологической культуры.
  2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
  3. Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
  4. Активизировать знания учащихся о природе, познакомить их с видами лекарственных растений, встречающихся в Среднем Поволжье, выявить знания об их пользе.

Виды работ:

  • работа со справочниками, брошюрами, энциклопедией;
  • поиск сайтов экологической направленности в Интернете;
  • организация книжной выставки;
  • поиск поговорок, пословиц экологической тематики;
  • составление кроссвордов на экологическую тему;
  • организация конкурса рисунков экологической тематики;
  • сбор лекарственных трав, составление гербария;
  • оформление экологических костюмов лекарственных трав;
  • привлечение родителей к помощи в работе над проектом;
  • организация заключительной выставки “Лесная аптека”;
  • презентация проекта перед педагогическим коллективом и коллективом воспитанников и обучающихся.

Содержание проекта:

1. Подготовительный этап:

  • сбор материала о лекарственных травах;
  • поиск пословиц, поговорок, стихов, загадок на заданную тематику;
  • составление гербария.

2. Основной этап – цикл практических дел:

  • выставка рисунков, книг экологической направленности;
  • выставка гербариев;
  • демонстрация костюмов лекарственных трав.

3. Подведение итогов:

  • презентация проекта “Лесная аптека” перед коллективом педагогов, воспитанников и учащихся МОУ прогимназии № 162 “Олимпия”;
  • экологический праздник “Давайте будем беречь планету”.

Одним из приоритетных направлений в формировании ключевых компетенции является внедрение метода проектов в образовательный процесс.

Апробация метода проектов в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов в том, что:

метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;

метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо отметить следующее: как известно, возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи. В связи с этим значимость метода проектов видится в том, что маленький конкретный проект младшего школьника может выступать именно тем “стеклышком калейдоскопа”, из которых складывается общая картина – процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой.

В ходе подготовки к проектной деятельности были созданы 3 подгруппы, каждая из которых выполняла определенные задания.

Первая подгруппа подготовила сообщение о лекарственных растениях Среднего Поволжья, о травах, которые использовались в Древней Руси.

Вторая подгруппа детей занималась поиском художественного слова (пословиц, поговорок, стихотворений, загадок) на заданную тематику, организовала выставку экологического рисунка.

Третья подгруппа занималась сбором лекарственных трав, составлением гербария, подготовкой детских экологических костюмов, изображающих лекарственные травы.

Проект носит комплексный характер т.к. включает в себя практическую, экологически ориентированную деятельность и творческую, эстетического содержания направленность.

Данный проект “Лесная аптека” находится на стадии разработки, в дальнейшем предполагается расширить поле исследования и завершить проект созданием собственной Красной Книги МО редких лекарственных растений Среднего Поволжья

Список литературы:

  1. Никишина А.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно- воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград: 2007.
  2. Российская педагогическая энциклопедия. Метод проектов. Т. I. М., 1993.
  3. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Л.: 1990

Конспект внеклассного занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: Лесная аптека

Цели:

  1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
  2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную книгу.
  3. Обобщить знания детей о лекарственных растениях.
  4. Рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе.
  5. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.
  6. Воспитывать самостоятельность суждений.

Оборудование: компакт-диск с записью музыки природы, кроссворд.

Ход занятия

I. Орг. момент.

II. Постановка проблемы. Поиск решения.

Тему нашего внеклассного занятия по окружающему миру, ребята, вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд. Вот кроссворд – он пока пустой. В конверте – карточки с загадками. Я буду наугад доставать карточки с загадками, а вы – их отгадывать.

  1. В белом сарафане встала на поляне,
    Летели синицы, сели на косицы. (Береза)
  2. В майский день в тени лесной
    Он раскрыл цветочек свой,
    Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)
  3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленькие (куст, кустарник)
  4. Росла на лугу, оказалась в стогу, (Трава)
  5. Зеленую подружку на Новый год зимой
    Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)
  6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.
    Что ни ветка – то букет, и душистей веток нет. (Сирень)
  7. Как зовут меня, скажи,
    Часто прячусь я во ржи,
    Скромный полевой цветок,
    Синеглазый… (Василек)
  8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, осенью – красными ягодами? (Рябина)

III. Сообщение темы и цели занятия.

Какое ключевое слово получилось? Сегодня на занятия мы будем говорить не просто о растениях, а о лекарственных растениях.

IV. Обобщение знаний о лекарственных растениях.

Лето замечательная пора! В это время года многие стремятся за город. Ведь, скучно сидеть в душной комнате и еще того хуже смотреть телевизор.

Герои, какого мультфильма отправиться вместе с нами на прогулку. Назовите этих героев.

Лунтик и Мила тоже решили отправиться на прогулку. Куда же им пойти?

Мила: Предлагаю пойти в лес. Он так манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…

Лунтик: А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это верно только никаких загадок нет. Все давно известно: кусты, цветы, деревья.

Мила: Пошли-пошли. Я попробую показать необычный лес. Но только для наблюдательных и любознательных.

Лунтик: Смотри, Мила какой-то старичок сидит.

Мила: Да, это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!

Лесовичок: Добрый день! В гости к ленным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?

Ребята, помогите Лунтику и Миле вспомнить правила поведения в лесу.

Лесовичок: Правила поведения в лесу знаете хорошо. Милости прошу к нам гости.

Лунтик: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.

Мила: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?

Злая как волчица
Жжется как горчица
Что это за диво?
Это же …

Лунтик: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?

Мила: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.

(Дотрагивается до крапивы волшебной палочкой)

(Звучит музыка)

Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая, Все знают, что крапива – лекарственное растение.

Лунтик: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны

Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.

Мила: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.

Ребята первой группы приготовили поговорки о крапиве.

А вы, объясните, как понимаете эти пословицы и поговорки.

  1. Жгуча, крапива родится,
    Да в щах пригодится.
  2. Хоть и не огонь, а жжется.
  3. Сама холодная, а людей жжет.
  4. Если бы на крапиву не мороз,
    С нею б и сладу не было.
  5. Одна крапива заменяет семерых врачей.

Лунтик: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно. А много ли лекарственных растений вообще?

Учитель: Ребята второй группы ответят на твой вопрос.

Много, очень много. О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно, постепенно ученые изучали свойства разных растений и теперь используют многие для приготовления лекарств. Я слышал такое ученое мнение, что нет на Земле растения, которое не обладало лекарственными свойствами, вот только люди еще не сумели разгадать тайну многих растений.

Учитель: Как вы думаете подорожник – лекарственное растение?

Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник, ранник”. Догадались, почему? (Ранозаживляющие свойства)

Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Ученица:

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею, Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

Учитель: А сейчас устроим привал. Искупаемся в реке

Физкультминутка

(Запись на компакт-диске)

Учитель: Пока отдыхаем на берегу реки, выполним задание в группах.

У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветки или соцветия? (липа, первоцвет весенний, тмин песчаный, календула, ромашка лекарственная, пижма, кукурузные рыльца)

У каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни и корневища? (аир, валериана, девясил, женьшень, родиола розовая, лопух, солодка)

У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина)

Почему в бане парятся березовым веником? (в листьях березы содержатся фитонциды – вещества, убивающие болезнетворные микробы)

Мила: Помнишь, Лунтик, когда я простудилась, ты делал, мне настойку из цветов и листьев мать-и-мачехи. Значит, это растение тоже лекарственное, и оно меня вылечило.

Лунтик: Ты права, Мила.

Учитель: Мать-и-мачеха – многолетнее травянистое растение, похоже на одуванчик, но меньшего размера.

Мила: Сейчас узнаем про мать-и-мачеху, нам сама она о себе расскажет. (Дотрагивается волшебной палочкой) (Звучит музыка)

Мать-и-мачеха: В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются мои желтые цветочные корзиночки. Мои цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья мои сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Я очень хорошо помогаю от кашля.

Учитель: Спасибо тебе мать-и-мачеха. Ребята, а почему это растение получило такое название?

Мила: Ой, как хорошо пахнет. Смотри, Лунтик, тут какие цветы.

Лунтик: Это ароматные ландыши!

Мила: Почему не на каждом темно-зеленом листке ландыша есть стрелка с цветками? Отцвели уже что ли?

Лунтик: Сейчас узнаем (Волшебной палочкой дотрагивается)

Ландыш: Да, не на всех листьях у нас бывают цветы – белые колокольчики, это вы верно подметили. Ландыши живут до 12 лет. За свою длинную жизнь ландыша цветет всего 2-3 раза. Цветы мои превращаются в красные ягоды. Они ядовиты. Но препараты изготовленные из ландыша, Улучшают работу сердца.

Мила: Вот чудеса и лекарство, и яд. Прямо как в сказке о живой и мертвой в оде.

А теперь, ребята, проверим, как вы знаете лекарственные растения.

Игра-викторина

  1. Сок этого растения используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову. (Чистотел).
  2. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” слетают легкие пушинки… (Одуванчик).
  3. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдет мимо человек, пробежит зверь – уцепится плод и путешествует. А где упадет – может вырасти.
  4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни).

Учитель: Мне кажется, что ты ландыш, загрустил, листочки твои поникли, колокольчики опустили головы. Что случилось?

Ландыш: Люди не всегда берегут растения и животных. Было время, когда и мы ландыши, чуть не исчезли с лица Земли.

Я хочу рассказать вам о Красной книге. Ученые со всего мира организовали международный союз охраны природы .Они заметили, что примерно с конца прошлого столетия участились случаи исчезновения с лица Земли некоторых видов животных и растений.

Лунтик: Что же делать?

Учитель: На твой вопрос ответят дети 4 группы.

1-й ученик.

Существует целое экологическое движение. Дети тоже могут помочь, участвуя в обществах по охране природы.

По всему миру создаются ботанические сады, заповедники и национальные парки Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу.

Красная книга – это сигнал: обратите внимание!

2-й ученик.

В ней печатают собранные учеными факты, показывающие состояние численности того или иного вида. В книге указываются редкие, исчезающие растения, животные (птицы, рыбы, насекомые, звери).

3-й ученик.

Многие страны издают свои Красные книги. В нашей стране первая Красная книга издана в 1978 г. В ее издании принимали участие зоологи и ботаники.

Мила: Значит, в Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите.

Учитель: Верно, включают в такую книгу не навечно, а с надеждой, что вследствие принятых охранных мер растения перестанут нуждаться в защите. Спасенное животное или растение переводят, в Зеленую книгу спасенных. Но, к сожалению, не всегда так бывает

Лунтик: Мы будем стараться беречь и охранять все живое везде и всюду.

Ученик.

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!

Итог урока

Давайте подведем итог нашего занятия.

С какими лекарственными растениями сегодня вы познакомились на занятии?

Мы с вами будем дальше продолжать работать над нашим проектом. В дальнейшем будем составлять Красную книгу лекарственных растений г. Тольятти.