Проектная работа как личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов. В отличие от других технологий, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда.

Я работаю по учебникам “Matrix-Intermediate”, ”Matrix-Upper-Intermediate”, ”Opportunities”уровень Upper-Intermediate, а также “New-Opportunities” уровни Pre-Intermediate и Intermediate( издательство Longman). А так как наш лицей экономический, я вела курс по учебнику “Business and commerce”. Эти учебники открывают широкую возможность для применения метода проектов. При обучении обращаю внимание на выполнение заданий интерактивного характера, что способствует развитию у учащихся инициативы, самостоятельности, повышает активность, находчивость при ответах. С помощью каких творческих заданий я этого достигаю? После прохождения темы даю учащимся различные задания. Например, мы прошли тему “Выбор профессии. Мир специальностей” по учебнику VIII Афанасьевой и Михеевой в 9-м классе. Учащимся было дано задание взять интервью у учителей английского языка, связанное с их профессией и досугом, записать этот диалог-интервью на магнитофон или MP3-плеер. Вопросы учащиеся задавали самостоятельно, иногда консультируясь со мной в их правильности и корректности. После того, как интервью состоялось, мы прослушали его на уроке, оценивая естественность, эмоциональность, грамотность речи, а затем выбирали самое интересное и “живое” интервью, аргументируя свой выбор и свою точку зрения. Это задание развивает у учащихся умение вести и поддерживать беседу, то есть функционально использовать язык при общении с собеседником — задавать вопросы, запрашивать мнение собеседника по обсуждаемым вопросам, предлагать собеседнику выступить со своими предложениями. Учащиеся работали увлечённо, некоторых учителей они совсем не знали, что поддерживало интерес учащихся к ним и их ответам на вопросы. Интервью помогло учащимся узнать многое о профессии учителя, об учителе как личности, об их труде, что учителя их лицея — это патриоты своей школы, любящие свою профессию и детей. Ребята были удивлены тем, что нужно учиться 4-5 лет, чтобы получить профессию ”учитель”, а чтобы стать настоящим и хорошим учителем- профессионалом, на это нужно потратить не один десяток лет. Я также узнала много интересного о своих коллегах после этого интервью: об их любимых праздниках, увлечениях и досуге.

Другим творческим заданием по этому учебнику была тема “School”, которая проводилась в этой же параллели. Ребята были поделены на 3 группы по 3 человека: один ученик — менеджер группы, руководящий проектом, второй ученик — дизайнер проекта, хорошо владеющий компьютерной графикой, третий ученик — редактор и корректор текстов. Первая группа представляла школу зарубежным школьникам и иностранной делегации, которая у нас гостила в это время. Вторая группа представляла проект “Моя школа через 20 лет — какой я её вижу, третья группа выступала в роли английских школьников, которые знакомили русских школьников со своей школой. Предварительно я показала учащимся фильм “Schools in England”. На подготовку проекта отводилось 10 дней. После того как проекты были готовы, они были вывешены на доске. Учащимся было дано время, 10-15 минут, для ознакомления с содержанием проектов, их оценивания с точки зрения дизайна, грамотности, инновационных идей. Ученики выставляли оценки своим одноклассникам, приводя аргументы. Во время защиты проектов я делала запись на видеокассету, которую мы просматривали на следующем уроке. Здесь уже ребята и я, как учитель, оценивали речь выступающих, а учащимся была дана возможность послушать свои ответы, понаблюдать за умением владеть собой во время выступления перед классом. Ученики обращали внимание на правильность речи с точки зрения произношения, интонации и грамотности.

Работа над данным проектом в группах показала, что достижение хороших результатов зависит от многих факторов, таких как: взаимодействие, взаимоотношения, толерантность друг к другу, то есть, важна благоприятная атмосфера в группе во время работы над проектом и в дальнейшем во время её презентации. Презентация — это самый главный и интересный этап. От того, как он пройдёт, будет зависеть желание учеников приступить к разработке следующего. По окончании презентации члены других групп задают вопросы, дают свои комментарии и предложения, используя иностранный язык как средство общения.

Другим не менее интересным проектом в 9 классе был проект по учебнику “Business and commerce”. Учащиеся должны были придумать свой бизнес и ответить на вопросы:

  1. Как начать своё дело?
  2. Где мы возьмём деньги для начала своего дела?
  3. Как получить прибыль?
  4. Реально ли для подростка начать своё дело в Санкт-Петербурге?

Идеи у учащихся были интересные, например: облагородить подъезды старой отремонтированной мебелью.

Одним из самых любимых мной проектов является проект “Body language” по учебнику “Matrix-Intermediate”. Велась очень трудоёмкая предварительная работа: это и показ фильмов “Лицо человека” — 2 части, чтение выдержек из книги “Язык телодвижений” Алана Пиза, и показ различных картинок с изображением жестов и их толкование. Учащиеся были разделены на две группы из 4 и 5 человек. Перед ними была поставлена задача наблюдать за жестами учителей во время уроков и перемен, вести дневник наблюдений и делать фотографии, для чего ребята могут использовать мобильные телефоны. Работа была проделана огромная, но и результаты были высокими. После этих проектов ребята лучше стали понимать учителей, стали обращать внимание на свои жесты при общении друг с другом. Во время презентации проектов на педсовете с помощью мультимедийных средств учителя имели возможность увидеть себя глазами своих учеников и достойно оценить их работу.

В последние два года я занимаюсь созданием проектов, используя компьютерный класс лицея и возможность выхода в Internet. Мы работаем в сотрудничестве с преподавателем информатики, которая помогает ученикам оформить и распечатать отобранный материал в рамках одного урока. В компьютерном классе проводилась работа “Get Extreme” по учебнику “New-Opportunities” в 10-х классах и работа “A trip to Scotland” по учебнику “New-Opportunities,” уровень Pre-Intermediate, в 9-х классах. В первом случае перед учащимися ставится задача найти сведения о таких видах спорта, как: abseiling, knee boarding, patholing, kite skiing, zorbing.

Учащиеся работают в парах, но каждый должен найти информацию по своей части работы: история появления вида спорта, необходимое снаряжение, интересные факты и достижения спортсменов. Каждый ученик выполняет поиск на указанном англоязычном сайте, затем они обмениваются информацией в паре. Далее создаются группы по четыре человека, где каждый участник представляет свой вид спорта. Во время урока можно перемещаться по классу, менять группу, получая таким образом информацию обо всех видах спорта. В конце урока ученики высказывают своё мнение о понравившихся видах спорта, о своём желании заниматься теми или иными.

В заключении хочу отметить, что все эти виды творчества учащихся на уроках с привлечением информационных технологий дают почувствовать необходимость изучения иностранного языка как средства общения, которое помогает лучше узнать друг друга, сделать общение ярким и интересным. Проекты в обучении иностранному языку — это путь к взаимопониманию между учителем и учеником, путь к более тесному сотрудничеству учителей предметников и учителей иностранного языка Работа над проектами способствует созданию здорового, эмоционально насыщенного климата на уроке, повышению работоспособности учащихся и более полному раскрытию их способностей.