Учить думать

Разделы: Начальная школа


Сейчас время людей, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить.

Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивая необычные пути к верному решению.

Система интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка, предложенная кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Бакулиной Галиной Александровной,

Предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Предлагаемая методика была взята мною за основу при создании собственной системы работы по развитию интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения (авторы программы Тивикова С. К. и Дигина А. Г), математики (автор программы Рудницкая) и окружающего мира (автор программы Вахрушев).

Давайте вместе побываем на уроках русского языка во втором классе, литературного чтения в первом классе, где присутствуют элементы этой методики.

Урок русского языка, 2 кл. (1-4)

Тема: Закрепление по темам “Имя существительное” и “Глагол”.

Цели урока:

1. Повторить и закрепить знания по темам “Имя существительное” и “Глагол”;

2. Развивать познавательную мотивацию и основные операции логического мышления учащихся (операция анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

3. Воспитывать любовь к живому образному слову, любовь к русскому языку.

Ход урока

1. Орг. момент

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Садитесь, пожалуйста. Проверьте посадку. Откроем тетради. Запишем число, классная работа.

2. Постановка темы и задач урока.

“Тройка – тройка, прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром”.

img1.jpg (10778 bytes)

<Рисунок1>

 

Что это? Что обозначает это слово? Зависит ли написание этого слова от его значения?

Начала урок я с загадки неслучайно, а потому, что за окном стоит зима и к нам на урок пришла красавица Зима. Как в народе называют Зиму? Почему народ так ласково, с восхищением говорит о Зиме?

Волшебство, чудеса и красоту приносит в природу Зима. А нам на урок она принесла ларец, полный заданий. Давайте – ка его откроем. <Рисунок2>

img2.jpg (16888 bytes)

Готовы ли вы выполнить эти задачи?

3. Чистописание

Первое задание “Дорожка чистописания”. А вот какую букву надо провести по этой дорожке, догадайтесь сами.

Какое из слов непонятно?

Что знаете о букве О?

Установите закономерность в следовании букв.

роо оро оор

Какая следующая будет группа?

Пропишите буквы в заданной последовательности

4. Словарная работа.

Зимушка – Зима пришла не одна, а привела своего помощника. А кто же это, узнаете, расшифровав слово?

М О Р О З

<Рисунок3>

img3.jpg (13196 bytes)

Что обозначает это слово? Охарактеризуйте слово “Мороз” в значении “сказочный персонаж”. Запишите слово в тетрадь. Что поможет легче запомнить написание этого слова? В каких словах уже встречалось это сочетание?

Заглянем в ларец. Новое задание на снежинке: составьте красивое предложение со словом мороз в значении “явление природы”. Запишите предложение с комментированием орфограмм. Выделите главные члены предложения и надпишите знакомые части речи.

5. Повторение теоретического материала.

Зимой одним из развлечений детей является строительство крепости из снега. Как называют такую крепость? (Появляется ведро со словом “снег” и голова снеговика со словом “снежная”).

Давайте и мы с вами сейчас построим свои крепости<Рисунок4>. Крепость получится у того, кто хорошо знает определения имени существительного и глагола (два ученика у доски собирают крепости, класс работает светофорами).

img4.jpg (27452 bytes)

6. Физкультурная пауза.

Обувайте валенки, надевайте шапки, шубы и пошли на улицу. Воздух морозный, а вокруг пушистый снег. Берем горсть снега и лепим комки. Как они называются? (появляется второй ком у снеговика со словом “снежки”). Девочки шепнут своему комочку имя существительное, а мальчики – глагол. Бросаем комочки в цель. Молодцы, ребята. Много словесных комочков бросили. Но вот Зимушка – Зима взмахнула своим рукавом, и с неба, медленно кружась, словно танцуя, стали опускаться не похожие друг на друга…(появляется ком у снеговика со словом “снежинки”). Так же бесшумно, как ложатся на землю снежинки, опуститесь и вы на свои стульчики.

7. Работа со словами.

Проверим вашу память. Вам сейчас нужно будет записать в тетрадь больше трех слов, но меньше пяти. Девочки запишут глаголы, которые называли мальчики, а мальчики – существительные. Какие слова вы записали?

8. Повторение знаний о родственных словах.

Что же у нас получилось? (появляется очередной ком со словом “снеговик”)

Что это за слова? Докажите. Какой у них корень? Добавьте свое слово в семейку “снежных” слов. Какое из слов семейки вы назвали бы “лишним”? И почему?

9. Дифференцированные задания.

У вас на полях в тетради нарисованы шарики красного, зеленого или синего цвета. Ребята, у которых красный шарик, возьмут задание не из 1 и не из 3 конвертов. Ребята, у которых зеленый шарик, возьмут задание не из 1 конверта. А ребята, у которых синий шарик, из какого конверта возьмут? Читайте задание. Все ли понятно? Выполняйте. Проверим. Прикрепим шары на новогоднюю елку, ведь скоро замечательный праздник – Новый год.

10. Итог урока.

Как засияла, заулыбалась наша красавица! Елка показала, как хорошо вы сегодня по работали. Что сегодня повторили на уроке? Какой получился урок? Порадовали вы и меня, и Зимушку. Спасибо за работу. Урок окончен.

Урок литературного чтения в 1 кл. (1-4)

Тема: Е. Серова “Подснежник” и “Фиалки”.

Цели:

1. Познакомить с произведениями Е. Серовой “Подснежник” и “Фиалки”;

2. Учить детей выразительному чтению стихотворений;

3. Развивать речевые умения и творческие способности;

4. Научиться анализировать произведения; с помощью интонации передавать чувства автора при чтении произведений

Ход урока

1. Организация детей на урок.

2. Подготовительная работа.

Дыхательная гимнастика.

На счёт 1-4 – задержка дыхания, на счёт 1-4 – выдох.

Артикуляционная гимнастика.

А, О, У, Ы, И, Э

А - У, А - О, Ы - И, Э - А, И - О

А О У Э, А И О У О Э

З – С - Ж, Ш – Ж - С

ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖА

Работа со скороговоркой.

САША В ЛЕСУ ВСТРЕТИЛ ЛИСУ.

- Медленное чтение;

- Чтение в среднем темпе;

- Чтение в быстром темпе.

3. Проверка домашнего задания.

- На предыдущем уроке литературного чтения вы получили задание подготовить чтение сказки Н. Сладкова “Медведь и солнце” по ролям. Давайте выберем лучшего актёра в чтении. Откройте учебники на стр. 108.

- Ребята приготовили сюрприз. (Инсценирование)

4. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Прочитайте слова справа налево.

ЬЛЕПАК, ЙЕЧУР, АЖУТС, АЦИЖУЛ

- Какое слово лишнее? Почему?

- Что объединяет эти слова?

- Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о весне.

5. Новый материал.

1) вводная часть.

- Названия новых произведений вы узнаете выполнив задания гномов

Загадалкина и Путалкина.

 img5.jpg (11643 bytes)

<Рисунок5>

img6.jpg (11707 bytes)

<Рисунок6>

- Загадка от гнома Загадалкина.

Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.

ПОДСНЕЖНИК

(Дети отгадывают,и на экране появляется изображение цветка)<Рисунок7>

- Название второго произведения запутал гном Путалкин.

И Л А Ф А К

(Дети называют цветок, и на экране появляется изображение цветка)

img8.JPG (24200 bytes)

<Рисунок8>

2) первичное восприятие (Учитель читает стихи)

3) проверка первичного восприятия.

- Какие мысли и чувства возникли у вас?

4) подготовительная работа.

- Для того. чтобы правильно читать надо быть внимательным, нельзя терять ни

одной буквы. Потренируемся.

ПОЛКА - ПОЛЬКА,

ЗОРКО - ЗОРЬКА,

ЛЕЗ - ЛЕЗТЬ,

ТИХО - ТИХОНЬКО,

ТЬМА - ПОЛУТЬМА.

- Вам встретятся трудные для чтения слова. Потренируемся в их чтении.

РАЗ – ВЕД - ЧИК - РАЗВЕДЧИК,

СОЛ – НЕЧ – НА - Я - СОЛНЕЧНАЯ,

ЛИ - ЛО - ВЕНЬ - КИ - Е - ЛИЛОВЕНЬКИЕ,

ХО – РО – НИТ – СЯ - ХОРОНИТСЯ,

ПО – КЛО – НИТ – СЯ - ПОКЛОНИТСЯ.

- Вот ещё одно интересное упражнение – словесные пирамидки.

УХО ТРАВА СНЕГ ГЛЯНУЛ
УШКИ ТРАВУШКА СНЕГОВИК ВЫГЛЯНУЛ
ПОДУШКИ ТРАВЯНОЙ ПОДСНЕЖНИК ВЗГЛЯД

- Что можете сказать о словах в пирамидках?

5) вторичное чтение.

- Откройте учебники на стр. 116 – 117. Тихо, для себя прочитайте стихи.

- Какие слова непонятны?

6) анализ произведений.

- Какой из цветов на ваш взгляд более хрупкий?

- В каких условиях появляются эти цветы? Подтвердите свои ответы строчками стихотворений.

- Какой цветок, по вашему мнению, более сильный, стойкий? Почему?

- Что общего у этих цветов?

- Как автор относится к цветам? Докажите.

- Какие чувства вы хотите передать своим чтением?

7) подготовка выразительного чтения

8) конкурс чтецов

6. Итог урока.

-Какие краски преобладают в цветах? (Просмотр на экране картин с цветами)

<Презентация1>

- Какое настроение они вызывают? А какое у вас сейчас настроение?

Разукрасьте свои цветы в соответствии со своим настроением. Соберём панно “Весенний луг”.

- Какое у нас настроение? Почему?

7. Домашнее задание.

- Какое задание вы хотели бы выполнить? Урок окончен.

Приложение 1

ЛИТЕРАТУРА:

Бакулина Г. А. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка,1,2,3кл. ” Москва “Владос”, 1999г.