Рекомендации и примеры специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций в специальных (коррекционных) классах VII вида

Разделы: Информатика


Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

  • избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;
  • не допускать переутомления и учебных перегрузок;
  • использовать стимуляцию познавательных интересов;
  • стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями); 
  • специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

Учителю необходимо помнить:

- Прежде, чем объяснить, надо заинтересовать ребенка.

- Прежде, чем заставить действовать, надо его подготовить к действию.

- Прежде, чем сообщить что-нибудь новое, надо сделать так, чтобы ребенок ожидал новое.

Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в специальных (коррекционных) классах VII вида

I.  Основа активности учебно-познавательной деятельности:

- адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;

- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;

- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

II.  Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:

- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;

- о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;

- что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.

III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

- принуждение;

- интерес к предмету;

- сознательность.

Учитель должен уметь:

1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.

2. Поддерживать стойкий интерес к изучению предмета.

3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.

4.  Учитывать при отборе дидактического материала познавательные интересы и потребности учащихся.

5.  Использовать на уроке задания с элементами занимательности.

6.  Насыщать материалом, способствующим развитию логического мышления.

7.  Подбирать систему самостоятельных работ для осуществления дифференцированного подхода к обучающимся.

8.  Побуждать учащихся к постановке проблемных вопросов.

9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.

10. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.

11. Использовать разнообразные формы поощрения.

12. Формировать у учащихся ситуацию успеха.

13. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

14. Разнообразить формы домашних заданий.

Примеры, способствующие развитию познавательной активности детей в классах КРО VII вида на уроках информатики:

Коррекция зрительного восприятия и для мотивации на уроке.

Кроссворды:

Кроссворд к теме: “Передача информации” (5 класс)

По вертикали: Техническое средство, с помощью которого происходит передача информации (Тема урока)

По горизонтали:

  1. с его помощью можно предупредить об опасности (что вы делаете, когда видите пожар?).
  2. Музыкальный инструмент, который использовали солдаты, индейцы, шаманы и звук которого слышен на несколько километров.
  3. Современное средство получения информацию помощью компьютера.
  4. Название стороны, передающей информацию.
  5. Современное средство связи… он же домашний, он же мобильный.
  6. В давние времена его дым использовали для передачи информации.
  7. Приемник информации, имеющийся практически в каждом доме.
  8. ….связь, используемая в годы Великой Отечественной войны.
  9. Как называется азбука, в которой только два символа: точка и тире.
  10. название стороны, принимающей информацию.

Кроссворд к теме: “Структуры алгоритма” (9 класс)

По вертикали: Одна из основных структур алгоритма.

По горизонтали:

  1. Буква, цифра, знак препинания.
  2. Название самой большой клавиши.
  3. Совокупность характеристик символа или абзаца.
  4. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
  5. Размер (высота) шрифта.
  6. Действие, производимое с текстовым документом.
  7. Линия связи.
  8. Место хранения резервных копий файлов.
  9. Величина чего-нибудь в каком-либо измерении.

 

Кроссворд к теме: “Устройства компьютера”

По вертикали: Тема урока.

По горизонтали:

  1. Указатель места на экране.
  2. Разновидность носителя информации.
  3. Часть таблицы.
  4. Комплект символов, воспроизводящий знаки алфавита на экране или на принтере.
  5. Машина с человекоподобными действиями, управляемая по программе.
  6. Поименованная совокупность данных на носителе.
  7. Основной структурный элемент презентации, созданный с помощью программы Microsoft PowerPoint.
  8. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.
  9. Особое состояние компьютера.
  10. Набор красок в графическом редакторе.
  11. Второй экземпляр файла, документа.
  12. Число в системе условных обозначений символов.
  13. Алгоритм, записанный на языке “понятном” данной ЭВМ.
  14. Обращение к базе данных с целью поиска информации.
  15. Программа для числовых вычислений (обычный, инженерный).
  16. Место (постоянного или временного) хранения информации в компьютере.
  17. Часть имени файла после точки.
  18. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
  19. Инструмент в графическом редакторе.

Можно использовать другой вид кроссворда (в картинках):

По горизонтали:

1. +

2.

3.

4. - - . . - - .-

5.

По вертикали:

1. 3,1415926

2.

 

4. 1 байт = 8……?

5.

Задания в картинках:

Тема: “Работа с мышью” (5 класс)

Задание: На картинках основные устройства компьютера (развешать на доске), убрать лишнее.

 

Учащиеся сами обнаруживают, что нет мыши. После этого следует объявить тему урока.

Ребусы:

Тема: “ Кодирование информации”

1. (мышка)

2. (вода)

3. (мотор)

Лингвистические задачи для коррекции логического мышления:

1. Назвать лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее:

a) береза, осина, дуб, сосна;

b) картошка, свекла, капуста, яблоко;

c) Федя, Коля, Сережа, Антон, Катя;

d) ветка, шишка, цветок, листик, собака;

i) кошка, собака, корова, лось, овца;

f) ухо, нога, нос, рот, глаз;

g) антилопа, медведь, тигр, ягуар, лев;

h) лошадь, корова, овца, свинья, кошка;

i) шайба, коньки, скакалка, клюшка;

j) гусь, утка, павлин, курица, кролик;

k) кресло, стол, шкаф, стул, окно;

l) ручка, карандаш, резинка, пенал, альбом;

m) конфеты, торт, печенье, сало, мармелад.

2. Составить новое слово из первых слогов данных слов:

a) кошка, роза, валенок;

b) лошадь, патока, таран;

c) корень, лопата, бок;

d) мокасин, лопата, корабль.

Коррекция внимания и зрительного восприятия

Отметьте точки:

1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6),

10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).

Соедините точки:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-1. 13 - 14 - 15 - 16 - 13.

Коррекция уровня развития у учащихся

1. Расставь единицы измерения информации в порядке возрастания: гигабайт, килобайт, байт, бит, мегабайт.

2. Сколько треугольников в фигуре?

ответ запишите в прямоугольнике:

Индивидуальные задания в конверте на развитие моторики, коррекция умения выделять главное и умения сопоставлять факты:

1. Разрезать по прямоугольникам и сложить всё в один конверт.

Задание: подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке.

Определите для каждого из приведенных понятий общее оно или единичное (положить в соответствующий конверт)