Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;
- не допускать переутомления и учебных перегрузок;
- использовать стимуляцию познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.
Учителю необходимо помнить:
- Прежде, чем объяснить, надо заинтересовать ребенка.
- Прежде, чем заставить действовать, надо его подготовить к действию.
- Прежде, чем сообщить что-нибудь новое, надо сделать так, чтобы ребенок ожидал новое.
Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в специальных (коррекционных) классах VII вида
I. Основа активности учебно-познавательной деятельности:
- адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.
II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:
- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
- о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;
- что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.
III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:
- принуждение;
- интерес к предмету;
- сознательность.
Учитель должен уметь:
1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
2. Поддерживать стойкий интерес к изучению предмета.
3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
4. Учитывать при отборе дидактического материала познавательные интересы и потребности учащихся.
5. Использовать на уроке задания с элементами занимательности.
6. Насыщать материалом, способствующим развитию логического мышления.
7. Подбирать систему самостоятельных работ для осуществления дифференцированного подхода к обучающимся.
8. Побуждать учащихся к постановке проблемных вопросов.
9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
10. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
11. Использовать разнообразные формы поощрения.
12. Формировать у учащихся ситуацию успеха.
13. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
14. Разнообразить формы домашних заданий.
Примеры, способствующие развитию познавательной активности детей в классах КРО VII вида на уроках информатики:
Коррекция зрительного восприятия и для мотивации на уроке.
Кроссворды:
Кроссворд к теме: “Передача информации” (5 класс)
По вертикали: Техническое средство, с помощью которого происходит передача информации (Тема урока)
По горизонтали:
- с его помощью можно предупредить об опасности (что вы делаете, когда видите пожар?).
- Музыкальный инструмент, который использовали солдаты, индейцы, шаманы и звук которого слышен на несколько километров.
- Современное средство получения информацию помощью компьютера.
- Название стороны, передающей информацию.
- Современное средство связи… он же домашний, он же мобильный.
- В давние времена его дым использовали для передачи информации.
- Приемник информации, имеющийся практически в каждом доме.
- ….связь, используемая в годы Великой Отечественной войны.
- Как называется азбука, в которой только два символа: точка и тире.
- название стороны, принимающей информацию.
Кроссворд к теме: “Структуры алгоритма” (9 класс)
По вертикали: Одна из основных структур алгоритма.
По горизонтали:
- Буква, цифра, знак препинания.
- Название самой большой клавиши.
- Совокупность характеристик символа или абзаца.
- Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
- Размер (высота) шрифта.
- Действие, производимое с текстовым документом.
- Линия связи.
- Место хранения резервных копий файлов.
- Величина чего-нибудь в каком-либо измерении.
Кроссворд к теме: “Устройства компьютера”
По вертикали: Тема урока.
По горизонтали:
- Указатель места на экране.
- Разновидность носителя информации.
- Часть таблицы.
- Комплект символов, воспроизводящий знаки алфавита на экране или на принтере.
- Машина с человекоподобными действиями, управляемая по программе.
- Поименованная совокупность данных на носителе.
- Основной структурный элемент презентации, созданный с помощью программы Microsoft PowerPoint.
- Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.
- Особое состояние компьютера.
- Набор красок в графическом редакторе.
- Второй экземпляр файла, документа.
- Число в системе условных обозначений символов.
- Алгоритм, записанный на языке “понятном” данной ЭВМ.
- Обращение к базе данных с целью поиска информации.
- Программа для числовых вычислений (обычный, инженерный).
- Место (постоянного или временного) хранения информации в компьютере.
- Часть имени файла после точки.
- Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
- Инструмент в графическом редакторе.
Можно использовать другой вид кроссворда (в картинках):
По горизонтали:
1. +
2.
3.
4. - - . . - - .-
5.
По вертикали:
1. 3,1415926
2.
4. 1 байт = 8……?
5.
Задания в картинках:
Тема: “Работа с мышью” (5 класс)
Задание: На картинках основные устройства компьютера (развешать на доске), убрать лишнее.
Учащиеся сами обнаруживают, что нет мыши. После этого следует объявить тему урока.
Ребусы:
Тема: “ Кодирование информации”
1. (мышка)
2. (вода)
3. (мотор)
Лингвистические задачи для коррекции логического мышления:
1. Назвать лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее:
a) береза, осина, дуб, сосна;
b) картошка, свекла, капуста, яблоко;
c) Федя, Коля, Сережа, Антон, Катя;
d) ветка, шишка, цветок, листик, собака;
i) кошка, собака, корова, лось, овца;
f) ухо, нога, нос, рот, глаз;
g) антилопа, медведь, тигр, ягуар, лев;
h) лошадь, корова, овца, свинья, кошка;
i) шайба, коньки, скакалка, клюшка;
j) гусь, утка, павлин, курица, кролик;
k) кресло, стол, шкаф, стул, окно;
l) ручка, карандаш, резинка, пенал, альбом;
m) конфеты, торт, печенье, сало, мармелад.
2. Составить новое слово из первых слогов данных слов:
a) кошка, роза, валенок;
b) лошадь, патока, таран;
c) корень, лопата, бок;
d) мокасин, лопата, корабль.
Коррекция внимания и зрительного восприятия
Отметьте точки:
1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6),
10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).
Соедините точки:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-1. 13 - 14 - 15 - 16 - 13.
Коррекция уровня развития у учащихся
1. Расставь единицы измерения информации в порядке возрастания: гигабайт, килобайт, байт, бит, мегабайт.
2. Сколько треугольников в фигуре?
ответ запишите в прямоугольнике:
Индивидуальные задания в конверте на развитие моторики, коррекция умения выделять главное и умения сопоставлять факты:
1. Разрезать по прямоугольникам и сложить всё в один конверт.
Задание: подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке.
Определите для каждого из приведенных понятий общее оно или единичное (положить в соответствующий конверт)