В школу с радостью. Технология введения в школьную жизнь. Первые дни ребенка в школе

Разделы: Начальная школа


“Вам известно состояние ожидания, когда кончается
важная часть, предстоит что-то очень значительное,
притягательное, но пока ещё неопределённое.
На душе смутно, одолевают самые противоречивые
чувства: печаль расставания, радостное нетерпение,
опасение неизвестности…, всё так перепутано, трудно…
То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот
болит, то голова, то плакать хочется, то на месте не
усидеть, всё из рук валится… Вам знакомо это
состояние? Тогда вы легче поймёте ребёнка,
находящегося на важном перепутье своей жизни:
в промежутке между дошкольным и школьным
детством”. 1

(Цукерман Г. А. , Поливанова К. Н. )

Цукерман Г. А. , Поливанова К. Н. “Введение в школьную жизнь”. Часть1, Москва, 1994.

Каждому учителю знакомы трудности в проведении первых уроков с шести - семилетними первоклассниками. Возникает множество вопросов, которые волнуют учителя в течение сентября. Как в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь детям построить содержательный образ “настоящего школьника”? Как организовать их деятельность так, чтобы они сохранили чувство новизны, радости от неизведанного мира, в который они вступили, и в то же время приобрели предусмотренные программой знания, умения и навыки? Как облегчить трудный и порой скучный процесс обучения, помочь маленьким школьникам справиться с учебными нагрузками, которые ложатся на их плечи? Как развить в детях учебную самостоятельность?

Эти вопросы я ставила перед собой с первых дней работы в школе. Изучение специальной литературы, свой собственный опыт привели меня к мысли, что очень важны в жизни ребёнка-первоклассника первые уроки.

Много ценных советов я почерпнула из книги Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой “Введение в школьную жизнь”. Я спланировала, опираясь на методические советы, первые восемь дней, которые вводят детей в новую систему отношений со сверстниками и самим собой. Дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, “как это делают настоящие школьники”. Эти занятия вводят детей и в систему отношений с учителем. Доверие ребёнка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не “поймать и наказать” становятся условием успешности всей жизни первоклассника в школе. Занятия дают толчок к развитию учебной самостоятельности, которая сопровождается проявлением таких характеристик, как самооценка и самоконтроль.

Планирование занятий “Первые дни ребёнка в школе”.

Занятие №1. Тема “Давайте познакомимся”.

Цель: познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия.

Занятие №2. Тема “Режим дня школьника”.

Цель: ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел.

Занятие №3. Тема “Я и мои товарищи”.

Цель: ввести схему класса, устанавливать взаимно-однозначные соответствия между элементами схемы.

Занятие №4. Тема “Наша речь”. (Тестирование)

Цель: выявит уровень готовности психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух – уровень развития фонематического анализа, а также способности к переводу звукового кода в другую звуковую ситуацию, в данном случае в кружки.

Занятие №5. Тема “Разные формы приветствия”.

Цель: ввести приветствие учителя, друг друга на противопоставлении школьной и нешкольной формы, показать разные формы приветствия, продолжить работу со схемой класса и лентой времени, ввести знак “стрелка” как обобщение передачи действий от одного к другому и порядок выступлений в группах.

Занятие №6. Тема “Вопрос – ответ”.

Цель: введение знака “хор”, противопоставление его знаку “я”, учить слушать и слышать вопрос, давать на него точный ответ.

Занятие №7. Тема “Учимся оценивать себя”.

Цель: ввести различение оценки “за красоту” и “за правильность”.

Занятие №8. Тема “Нам хорошо работать вместе”.

Цель: ввести детей в атмосферу групповой работы (противопоставление групповой и индивидуальной работы), ввести знак “мы”, учить, внимательно, слушать партнёра, относиться с уважением к его высказываниям.

Занятие №9. Тема “Учимся оценивать себя и товарища”.

Цель: ввести знаки “- ” “+” (правильно, неправильно), продолжить организацию детского сотрудничества, добиваться, чтобы дети в своей работе учились слушать и адресоваться к своим сверстникам, а не к учителю, ждать реакцию детей на свой ответ.

Занятие №10. Тема “Взаимооценка”.

Цель: дать понятие “взаимооценка”, учить оценивать друг друга, отрабатывать ранее введенные знаки, ввести ситуацию несогласованности мнений в группах (разные мнения, столкновение этих мнений), на сюжете сказки ввести понятие “бессмысленности спора”.

Занятие №11. Тема “Критерии оценки”.

Цель: диагностика и отработка разных критериев оценки, повторение ранее изученных правил, учить детей спорить, приводя доказательства.

Занятие №12. Тема “Обратись с вопросом”.

Цель: введение знака “вопрос”, учить задавать вопросы с точным содержанием.

Занятие №13. Тема “Я в группе”.

Цель: продолжить организацию детского сотрудничества, отрабатывать ранее введённые знаки и понятия, выполнить общую работу как сумму индивидуальных (дети увидят результат общей работы при условии, что все приложили максимум стараний ).

Занятие №14. Тема “Спорь и возражай”.

Цель: учить детей, где нужно следовать за учителем как “ниточка за иголочкой”, а где, наоборот, не совпадать, спорить, возражать, использование приёма “провокации” (ловушки), как важнейшего элемента учительской диагностики.

Занятие №15. Тема “Правильно и оригинально”.

Цель: развивать линию оценки – противопоставление правильности и оригинальности.

Занятие №16. Тема “Учимся доказывать и аргументировать”.

Цель: отрабатывать ранее введённые знаки и понятия, упражнять детей в умении аргументировать, доказывать свои мысли.

Занятие №17. Тема “Учимся ясно выражать свои мысли”.

Цель: учить детей ясно выражать свои мысли, актуализировать все те навыки содержательного взаимодействия, которые отрабатывались на предыдущих занятиях.

Занятие №18. Тема “Мыслим логически”.

Цель: развивать логическое мышление на основе игры “третий лишний”, учить детей ясно выражать свои мысли.

Занятие №19. Тема “Я – ученик”.

Цель: закрепить все правила, понятия, знаки, введённые ранее.

Занятие №20. Праздник “Посвящение в первоклассники”.

С помощью таких занятий я стремилась создать у каждого ребёнка представление о школе как о месте, где он будет принят весь, целиком: со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами.

В качестве примера привожу разработку занятия “Режим дня школьника”.

Тема: Режим дня школьника.

Цель: - ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел.

- развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику, умение слушать и слышать учителя, товарищей.

- учить соблюдать режим дня, прививать гигиенические навыки.

Оборудование: лента времени, сюжетные картинки “Утро школьника”, красный и синий карандаши каждому ребёнку, длинные прямоугольные полоски бумаги.

Ход занятия

Рассадить детей по группам, созданным на предыдущем занятии.

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, мы вчера учились или не учились?

У. О чём вы узнали на уроке?

Дети. Нужно отвечать по очереди, не перебивать товарища. Хочу сказать поднимаю руку (знак “Я”).

У. Чем же школьник отличается от дошкольника?

2. Постановка цели.

У. Сейчас мы узнаем ещё об одном отличии школьника от дошкольника. Как вы думаете, что это такое?

Учитель показывает ленту времени, на которой отмечено время, когда ребёнок встаёт, начало уроков, конец уроков, перемены.

У. Ребята, это наш школьный день. Кто догадался, что означает 7 ч. И нарисованный будильник?

Д. Мы просыпаемся.

У. Правильно, ребята. Прежде чем придти в школу нужно утром выполнить много дел. Сейчас каждая группа получит секретное задание.

3. Работа в группах.

Учитель. Объясняет работу в группах.

Вспомнить три дела, которые нужно сделать утром до школы.

Выбрать того, кто будет говорить от имени группы.

Говорите шёпотом, помните, что нужно выслушать каждого, кто хочет сказать, не перебивайте друг друга. Группа, которая закончит первой, сядет тихо, правильно, получит флажок. Начинаем по команде “начали”.

4. Ответы представителей от групп.

У. Ребята, важно внимательно выслушивать и не перебивать того, кто отвечает.

Учитель выставляет картинки “Утро школьника” по ходу ответов детей.

У. Мы все ответы выслушали, а теперь исправим порядок картинок. Покажите, как отвечает школьник.

Поднять руку, палец к губам. Учитель держит знак “Я”.

5. Физ. минутка. Игра “Беззвучный театр”

У. Давайте поиграем в игру “Беззвучный театр”. Водящий показывает любое утреннее дело без слов, все дети угадывают.

Работает знак “Я”, а также все дети после угадывания могут показывать эти движения.

У. Кто знает, чем утро школьника будет отличаться от утра дошкольника?

Д. У школьника есть портфель и школьные принадлежности.

Школьник с вечера собирает и проверяет свой портфель.

У. Ребята, очень важно, чтобы утром вы сами собирались в школу, проверяли свой портфель, ничего не забывали.

У. Что должен делать школьник после школы, а дошкольник не должен?

Д. После школы ученик должен отдохнуть, а потом делать уроки.

Собрать портфель.

6. Лента времени. Школьное время.

У. Сейчас, ребята, давайте обратимся к ленте времени. На нашей ленте можно найти и уроки и перемены. Кто догадался?

Д. На ленте красным цветом показаны уроки, а синим перемены.

У. Правильно, ребята. Чем же урок на ленте отличается от перемены? Д. Красный прямоугольник длиннее, синий короче.

У. Как вы думаете, почему урок длится дольше перемены?

Поговорить, что делают на уроке, а что на перемене.

У. Ребята, я предлагаю построить такой школьный день, который бы вам понравился. Перед вами листочки, положите перед собой, что видите на них? Д. Белую длинную полоску.

У. Возьмите синий и красный карандаши, красный цвет - это урок, синий – это перемена. Поделите полоску на уроки и перемены. Может быть, кто-то захочет, чтобы завтра были одни уроки и не было перемен, а кто-то захочет длинные перемены и крохотные уроки. В школе начинают и заканчивают работу по команде “начали, закончили”. Это очень важно. Вместе начинаем, вместе заканчиваем. И так, всем всё понятно – “начали”.

По команде “закончили” дети откладывают карандаши.

7. Итог.

У. Я соберу ваши схемы и посмотрю, как бы вы хотели завтра учиться. Наш урок подошёл к концу. Что же вы узнали на уроке?

Д. Самостоятельно готовиться к школе утром, так поступают школьники.

У нас каждый день по три урока, есть перемены.

Самостоятельно готовить школьные дела после уроков дома.