Цель урока:
- Обобщение знаний по теме “Углерод и его соединения”.
- Расширение межпредметных связей биологии и химии.
- Развитие у учащихся умения делать выводы о свойствах и применении веществ на основании их строения.
Оборудование к уроку:
- Опорная схема-конспект по простому веществу и химическому элементу углерод.
- Прибор для получения газов, мрамор, соляная кислота (раствор), гидроксид кальция (раствор), вода, индикатор – метилоранж, пробирки, штатив, карточки с заданиями для учащихся.
Ход урока
1. Урок начинается с определения и постановки задач.
2. Инсценированный ответ учащихся (ученики – исполнители - углерод, ведущий, ученый) по теме “Углерод”.
Ведущий: Прочитал я твой отчет.
Утверждаешь, популярен
Этот самый углерод?Ученый: Этот самый углерод,
Где ни глянешь – так он вот:
И в глюкозе, и в крахмале,
И в графите, и в алмазе,
И в природе углерод
Назначение найдет.Ведущий: Тут доходят вести с мест,
Будто ходит Манифест,
Чтоб от имени ученых
Углероду отдать честь.Ремарка
(ученик,
исполняющий
роль “углерода”,
встает)Что ты вытянулся весь?
Не застойный чай период,
Настоялся, можешь сесть.Углерод: Не хочу хвалиться я,
Но нет жизни без меня.
Элемент живой природы
Называюсь Я, друзья.
И при всех хочу сказать,
Не впадая лицом в грязь:
В медицине без меня
Обойтись никак нельзя
Пенициллин, стрептомицин,
Кокаин, атропин…
При болезнях углерод
Исцеление дает.
В технике сейчас немало
Углеродных материалов –
Паралон и тефлон
Пирографит и графит
Плексиглас, фторопласт
Миллионы их сейчас
И в строительстве, друзья –
Без меня никак нельзя.
Все: стекло, цемент, бетон –
К углероду на поклон.
Я – чудесный элемент,
Вам представил в сей момент,
Что без лишнего труда
Создаю все это Я.Ученый: Твой профессионализм
В нас вселяет оптимизм
Начертил ты нам в деталях
Весь огромный механизм.
Да, задачи не просты.
Кто ж решит их,
Коль не ты.
И поэтому по праву,
Уваженье заслужил
И проблемы со здоровьем
Населения решил.
3. Учащиеся, используя опорные схемы конспекты (“Углерод как химический элемент и простое вещество”, “Соединения углерода”), повторяют тему: “Углерод и его соединения”.
Вопросы для повторения:
- Дать характеристику элементу углероду, исходя из положения его в П.С. химических элементов (ученик у доски).
- Какие аллотропные видоизменения углерода Вам известны? (один из учащихся делает сообщение о применении аллотропных видоизменений углерода)
- Какие соединения углерода Вам известны?
- Получить углекислый газ доказать его наличие (учащийся выполняет опыт и записывает уравнения реакции).
- С какими веществами реагирует углерод и в каких реакциях он проявляет свойства окислителя и восстановителя? (учащиеся, пользуясь опорной схемой – конспектом, указывают номера реакций, расставляют степени – окисления элементов)
- Учащиеся на местах получают карточки с заданиями для работы в течение 10 минут.
Карточка №1. Осуществить превращения. Написать уравнения реакций. реакцию №3 записать в ионном виде.
Карточка №2. Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида С (IV).
Карточка №3. Сравнить по физическим и химическим свойствам угарный газ – СО и углекислый газ – СО2.
Карточка №4. Две пробирки заполнили углекислым газом, причем в одну из них положили кукурузные палочки и встряхнули. В обе пробирки пропустили известковую воду. Будет ли разница в поведении известковой воды? Напишите уравнения реакций.
4. Следующий этап – проверка домашнего задания, которое учащиеся получили на предыдущем уроке.
Вопросы домашнего задания:
Почему мы уделяем такое большое внимание элементу “Углерод”?
Какие продукты нужно употреблять, чтобы обеспечить организм животными и растительными белками?
Какое вещество откладывается в печени при избытке содержания глюкозы в крови?
5. Заключение. Учитель подводит итоги урока. Объявляет оценки.
Опорная схема конспект - химический элемент и простое вещество углерод. (Приложение)