Конспект урока "Непроверяемые гласные в корне слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Закреплять и систематизировать знания, способствующие формированию грамотного письма.
  • Учить нахождению способов запоминания слов с непроверяемыми гласными в корне.
  • Расширять словарный запас учащихся.
  • Развивать умение строить предложения и текст.
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся путем использования ТСО, межпредметных связей, дифференциации.
  • Развивать орфографическую зоркость, образное, ассоциативное мышление, то есть объемное видение языка.
  • Развивать общелогические умения и навыки.
  • Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать аккуратность, чувство уважения к одноклассникам.

Оборудование к уроку:

  • Иллюстративный материал (фотографии птиц, таблички со способами запоминания)
  • Орфографический, толковый, этимологический и фразеологический словари.
  • Видеофильм “Пернатые друзья”, аудиокассета с записью голосов птиц.

1. Сообщение темы урока.

Нельзя кое-как, положась на удачу,
Слова написать, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки –
Каждое дело “просит” проверки.

Но, вы знаете, что не все слова можно проверить. Это, так называемые, словарные слова. Они не подчиняются правилам русского языка. Сегодня на уроке мы будем говорить об этих словах.

(Чтение темы урока: “Непроверяемые гласные в корне слова”)

Выявление первого способа запоминания непроверяемой гласной в корне слова (чёткое проговаривание)

А как вы поступаете, если слово словарное?

  • Верно, слово необходимо четко проговорить несколько раз.
чёткое проговаривание
  • Этот способ поможет нам запомнить название птицы, которая обитает на Кольском полуострове. Кстати, очень большое количество ошибок на непроверяемые гласные делают дети в названиях наших “пернатых” друзей.
  • Это - орлан-белохвост.

Рисунок №1

  • Это сильная хищная птица, она питается рыбой, которую выслеживает в море и выхватывает из воды на лету.

Почему на картинке значок?

  • Количество этих птиц мало и они находятся под охраной нашего государства. Всего в Красной книге 65 видов птиц

Найди “трудное” место в написании слова орлан.

Подбери и запиши родственные слова. (орёл орлята орлиный орлёнок и т. д. )

Выдели корень.

Какая общая орфограмма? Подчеркни.

Итак, каков первый способ запоминания слов с непроверяемой гласной?

3. Выявление второго способа запоминания непроверяемой гласной в корне слова (подбор ассоциации)

  • Память – это замечательно, но в русском языке огромное количество слов.

Знакомство с толковым словарем.

  • Из них 13 % занимают слова с непроверяемыми гласными.
  • Что делать, если память подводит?
  • Знакомство с орфографическим словарем.
  • Но носить везде с собой орфографический словарь неудобно.

Какова задача нашего сегодняшнего урока? (найти другие способы запоминания слов)

  • Послушайте стихотворение и скажите, что помогло вам запомнить написание проверяемой гласной в слове.

Вышел Петя-петушок,
Ярко- красный гребешок,
Наш петух умеет петь!
(Букву “Е” нам не стереть)
Рано утром на заре
Он выводит ноту “Ре”.

Рисунок №2

Какая непроверяемая гласная в слове петух?

Что помогло запомнить?

  • Такой способ запоминания называется
подбор

А вот эту птичку, которая тоже живет на Кольском полуострове называют оляпка.

Рисунок №3

  • Эта небольшая птица – водяной воробей. Она единственная из певчих птиц, которая умеет плавать и нырять летом в реке, а зимой в проруби. И даже бегать по дну под водой.

Вы удивлены?

Что произносят люди удивляясь? (О-О-О!)

Рисунок №4

Запишите слово, подчеркните гласную.

  • На этой картинке тоже “местная” птица.

Рисунок №5

  • Ее название - баклан.

Что заметили? (значок Красной книги)

Загляните во внутреннюю форму слова и попробуйте сами придумать ассоциацию.

Рисунок №6

Запишите слово и рядом слово-ассоциацию.

Какой новый способ запоминания слов с непроверяемыми гласными узнали?

Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки – плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем - крылья сложили назад.

4. Знакомство с третьим способом запоминания (выделение “формул”).

Просмотр фильма

Посмотрите и назовите птиц, которые встречаются в Мурманске круглый год.

Запишите героев сюжетов (3 учащихся у доски).

Найдите общее в написании.

  • Это, ребята, , с помощью которой можно запомнить

написание этих птиц.

А какие фразеологизмы знаете, в которых употребляются названия этих птиц?

(Белая ворона – человек, резко выделяющийся чем-либо от окружающих, не похожий на них.

Трещать, как сорока – очень много быстро говорить.

Стреляный воробей – очень опытный человек, которого трудно обмануть.)

  • Знакомство с фразеологическим словарем.

Запишите фразеологизмы и выполните орфографический разбор.

Какие ещё формулы для запоминания написания слов вы знаете? (ОЛО, ЕРЕ, ЖИ, ШИ)

Каков третий способ запоминания слов с непроверяемыми гласными в корне?

5. Знакомство с четвёртым способом запоминания (этимология)

  • Сейчас ученик прочитает нам загадку, а вы подумайте о какой северной птичке идет речь.

На ветвях украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на ветке весело снуют,
Гусениц мороженых ….яблоки клюют.

Кто это? (снегирь)

Рисунок №7

Опишите птичку.

Что вы о ней знаете?

Почему эта птичка так названа?

  • Да, действительно, название этой птицы произошло от слова снег. А науку, которая изучает происхождение слов - называют

Запишите это слово.

Выделите исторический корень.

Выделите современный корень.

Рисунок №8

  • А эту птичку называют морянка.

От какого слова образовано название?

Какая орфограмма встретилась в слове?

Определите исторический и современный корень.

  • Ребята, чтобы узнать происхождение слова можно воспользоваться этимологическим словарем.
  • Знакомство с этимологическим словарём.

Какой способ запоминания слов с непроверяемой гласной узнали?

6. Выявление способа запоминания словарных слов – звукоподражание.

  • Догадайтесь, о какой птичке идет речь?

Она зимует у нас, переживая все морозы и метели. Часто зимой слышна ее звонкая песенка. Самое страшное для этой птички не холод, а голод, поэтому люди помогают ей и подкармливают ее. Больше всего она любит кусочки сала.

Кто это? (синица)

Почему она так называется?

Рассмотрите фотографию этой птички.

Рисунок №9

Какого она цвета? (нет синего)

Прослушивание фонограммы песни синицы.

Вот перед вами синица, друзья,
Величиною она с воробья.
Белые щеки, серая шубка
Синего нет и в помине, как будто.
За что же синицу назвали синицей?
За тот разговор, что ведет эта птица.
Синица на ветку к подруге присела,
И сразу до нас си-си-синь долетело.

  • Образование этого слова, тоже основано на этимологии, а называется этот способ

Запишите слово и песенку синицы.

7. Домашнее задание.

Существуют и другие способы запоминания слов с непроверяемыми гласными.

Попробуйте дома сами стать учеными-исследователями и расследуйте происхождение названий птиц.

Приложение №1.

Физкультминутка

8. Работа по развитию речи.

Выберите любое из предложенных заданий:

А) Вставь пропущенные названия птиц, чтобы получился рассказ.

Вчера под окном дети повесили новую кормушку. Первым прилетел красногрудый …….. Вскоре подоспела к угощению ……….. Стучит клювом, весело попискивает. На снегу под кормушкой шныряют ………. и клюют крошки хлеба. Теперь птицы знают, куда можно прилететь в голодное время.

Б) Распространи предложение, чтобы получился рассказ.

Расчирикались воробьи.

Прилетела стайка.

Перелетают снегири.

Птицы радуются.

Проверка.

  • Сегодня мы говорили о птицах нашего края, кстати, если заглянуть в этимологический словарь, то мы узнаем, что птица – “орнис” - мальчик, сыночек, деточка.

Как должны относиться люди к младшим?

9. Итог урока.

  • Для запоминания написания слов с непроверяемой гласной в корне существует много различных способов.

А какие из них помогли вам, ребята, правильно написать названия птиц?

  • Теперь вы, пользуясь этими способами, сможете запомнить любое слово с непроверяемой гласной в корне.