Урок русского языка в 4-м классе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова – "Правописание [Н] и [НН] в именах прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цель для учащихся:

  1. К концу урока научиться распознавать написание Н или НН в именах прилагательных;
  2. Научиться определять собственные достижения и трудности, связанные с выполнением учебных действий в рамках данной темы.

Цель для учителя:

  1. Помочь учащимся углубить теоретические сведения и учебные действия по теме;
  2. Сравнить собственные представления об учебной ситуации, сложившейся на конец урока, с собственным мнением детей.

Тип урока: Урок решения частных задач и контроля и оценки.

Оборудование:

  1. Листы для самостоятельной работы в “зонах сомнений и достижений” (по количеству детей в классе).
  2. “Информационный стол” (по количеству детей в классе)
  3. Памятка “Оцени себя сам (а)!”
  4. Оформление доски.
“Зона сомнения” “Информационный стол” “Зона достижения”
Задание Таблица “Правописания н и нн в именах прилагательных”

Памятка “Оцени себя сам!”

Задания

I - вариант

II - вариант

Ход урока

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Надежда Павловна. Мы с вами проведем урок русского языка.

Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу

Улыбкой осветим наш класс

У нас всё готово? Итак за работу!

Удачи желаю всем вам!

- Ребята, мне бы очень хотелось узнать, какие дети пришли сегодня на урок?

Примерные ответы детей:

  • трудолюбивые;
  • радостные;
  • весёлые;
  • воспитанные;
  • азартные;
  • сонные;
  • старательные;
  • интересные;
  • шумные;
  • красивые;
  • добрые;
  • щедрые;
  • внимательные.

У.: Спасибо! Мне очень приятно было узнать, какие вы. Мне хочется, чтобы вы были здоровыми и счастливыми.

II. Подведение под тему. Сообщение темы и целей урока.

У.: Ребята, мне понравились ваши слова:

РАДОСТНЫЕ,

ВОСПИТАННЫЕ

Посмотрите на слова и скажите, что у них общего?

Д.:

  • Это имена прилагательные, отвечают на вопрос какие?;
  • Это прилагательные множественного числа, окончание – ые;
  • Имена прилагательные, образованные от существительных с помощью суффикса –н-;

У.: Чем отличаются эти слова?

Д.: В слове “радостные” - одна н, в слове “воспитанные” - две нн

У.: Ребята, обратите внимание на отличие в написании данных слов и попробуйте сформулировать тему урока.

Д.:

  • Написание Н и удвоенной НН в именах прилагательных;
  • Правописание Н и НН в именах прилагательных.

У.: Ребята, какие вы молодцы, вы точно определили тему урока. А какую цель вы поставите перед собой на уроке, можете воспользоваться словами – помощниками:

  • научиться;
  • расширить;
  • углубить;
  • выявить трудности;
  • определить уровень знаний.

(дети формулируют цели, которые они перед собой ставят на уроке)

  • Я хочу расширить свои знания о прилагательных с н и нн;
  • Я хочу научиться правильно писать прилагательные с н и нн;
  • Я хочу выявить свои трудности в написании прилагательных по данной теме;
  • Я хочу научиться оценивать свои достижения и т.д.

У.: Ребята, к концу урока мы научимся писать прилагательные с н или нн, оценивать свои достижения и определять трудности по теме: “Правописание Н и НН в именах прилагательных”. А сейчас давайте определим на волшебной линеечке уровень ваших знаний по данной теме, отметив знаком Х

(Дети дают оценку своим знаниям до повторения данной темы)

У.: Ребята, вернитесь, пожалуйста, к словам: радостные и воспитанные. Почему в слове “радостные” - н, в слове “воспитанные” - нн?

Д.: Прилагательное “воспитанные” образовалось от существительного воспитание + суффикс н, в слове воспитание уже есть н + суффикс н, получается нн

У.: Ребята, я вас правильно поняла, прилагательное “воспитанные” образовалось от существительного, основа которого оканчивается на н + суффикс н, поэтому получается в прилагательном удвоенная согласная нн.

У.: Кто сформулирует вывод

Д.: Если прилагательное образовано от существительного, основа которого оканчивается на н, с помощью суффикса –Н- , то в прилагательном будем писать нн.

У.: Сейчас я вам предлагаю поработать вместе с материалом в информационном столе. (“Информационный стол” есть на доске и у каждого на парте)

Информационный стол

Н и НН в именах прилагательных

суффикс НН Н
-Н- туман-н-ый

сон-н-ый

весен-н-ий

чугун-н-ый

 
-ИН-

-АН-

-ЯН-

Исключение:

стеклянный

оловянный

деревянный

гуиный

куриный

кожаный

шерстяной

Познакомьтесь с таблицей, “Н и НН в именах прилагательных”.

Подумайте и скажите, почему в словах туманный, сонный, весенний, чугунный пишется нн?

Д.: Прилагательное туманный образовано от существительного туман + суффикс н, поэтому пишется нн (подобно доказывают остальные слова).

У.: Почему в таблице в верхнем правом прямоугольнике ничего не написано?

Д.: Мы не сомневаемся в написании прилагательного с одной н.

У.: Приведите примеры.

Д.:

Радостные (суффикс -н-)

Шумные (суффикс -н-)

Лесные (суффикс -н-)

Холодные (суффикс -н-)

Азартные (суффикс -н-).

У.: В каких суффиксах есть н?

Д.: Буква н есть в суффиксах -ин-, -ан-, -ян-

У.: Посмотрите на таблицу и сделайте вывод.

Д.: Прилагательные с суффиксами -ин-, -ан-, -ян- пиши с н, но есть исключение:

слова стеклянный (-янн-), деревянный (-янн-), оловянный (-янн-) пиши с нн

У.: А сейчас ещё раз повторим, когда в прилагательных нн и н?

(Дети делают ещё раз вывод)

У.: Отметьте, ребята, пожалуйста, на второй волшебной линеечке уровень ваших знаний по теме на данный момент (Дети отмечают знаком Х уровень своих знаний)

У.: Поднимите руку, у кого повысился уровень знаний. Я очень рада за вас.

Проводится физминутка.

Дети танцуют под музыку “Танец утят”, повторяя движения 2 раза.

III. Самостоятельная работа.

У.: Сейчас поработаем в зонах.

Оценка “до”

+ могу

? – затрудняюсь

- не могу

Зона сомнений

(черновик)

Оценка Ошибки
моя учителя
  Вставьте Н или НН:

УРАГА..ЫЙ ВЕТЕР

ГУСИ..ОЕ ПЕРО

ГЛИНЯ..ЫЙ КУВШИН

ПЕСЧА..ЫЙ БЕРЕГ

КАМЕ..НЫЙ ДОМ

Не оценивается  

 

Оценка “до”

+ могу

? – затрудняюсь

- не могу

Зона достижений

(чистовик)

Оценка Ошибки
моя учителя
  I вариант

Вставьте Н или НН:

дровя..ой склад

оловя..ая ложка

соловьи..ая роща

серебря..блеск

ко..ый плуг

карма..ые часы

глиня..ая посуда

телефо..ый звонок

осе..ие вечера

ржа..ой хлеб

     
ВСЕГО БАЛЛОВ:

УРОВЕНЬ

КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА:

ОТМЕТКА:

  II – вариант

Образуйте имена прилагательные с суффиксами -н-, -ян-, -ан-, -ин-

лошадь-

окно-

гусь-

лёд-

длина-

Вставьте Н или НН:

тума..ая погода

деревя..ая ложка

полотня..ый сарафан

соколи..ая охота

карти..ая галерея

     
ВСЕГО БАЛЛОВ:

УРОВЕНЬ:

КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА:

ОТМЕТКА:

На доске и у каждого из вас на листе бумаги есть две зоны: сомнения и достижения.

Кто готов работать на оценку, выбирает “зону достижения”. Помните о том, что ваша работа оценивается вами и учителем. У вас есть выбор варианта задания по уровню сложности.

Кто не готов работать на оценку, выбираете “зону сомнения”. Помните, ваша работа не оценивается!

Ребята у вас есть информационный стол. Это ваш помощник, вы к нему можете обращаться в процессе выполнения работы.

Определяемся с зонами... Выполняем работу самостоятельно в “зоне достижения”. Кто выбрал “зону сомнения”, выполняем работу, но помним, что вы можете получить помощь от учителя, от ребят.

Можете подойти к доске и поделиться с учителем тем, какие трудности у вас возникают. ваша работа не оценивается.

Закончили работу. Проверяем свою работу, сверяясь с образцом.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО ОБРАЗЦУ!

I – ВАРИАНТ

ДРОВЯНОЙ СКЛАД

ОЛОВЯННАЯ ЛОЖКА

СОЛОВЬИНАЯ РОЩА

СЕРЕБРЯНЫЙ БЛЕСК

КОННЫЙ ПЛУГ

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ

ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА

ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК

ОСЕННИЕ ВЕЧЕРА

РЖАНОЙ ХЛЕБ

II - ВАРИАНТ

1) ЛОШАДЬ – ЛОШАДИНАЯ

ОКНО – ОКОННОЕ

ГУСЬ – ГУСИНЫЙ

ЛЁД – ЛЕДЯНОЙ

ДЛИНА – ДЛИННЫЙ

2) ТУАННАЯ ПОГОДА

ДЕРЕЯННАЯ ЛОЖКА

ПОЛОТНЯНЫЙ САРАФАН

СОКОЛИНАЯ ОХОТА

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

У.: Какими средствами можно оценить вашу работу?

Можно:

  • в баллах;
  • дать качественную оценку;
  • определить уровень;
  • поставить отметку.

Но всё будет зависеть от того, сколько вы набрали баллов.

Оцениваем свою работу, пользуемся памяткой “Оцени себя сам(а)!”

К-во баллов Уровень К-во баллов Качественная оценка К-во баллов Отметка
9, 10 СВ (самый высокий) 9, 10 + справился хорошо 9, 10 “5”
7, 8 В (высокий) 7, 8 + справился 7, 8 “4”
5, 6 С (средний) 3, 4, 5, 6 ? затрудняюсь 4, 5, 6 “3”
3, 4 НС (ниже среднего) < 3 не справился < 4 “2”
< 3 Н (низкий)        

IV. Рефлексия урока.

У.: Ребята, добились ли вы на уроке своей поставленной цели?

Д.:

  • Я научился писать прилагательные с н и нн;
  • Я хорошо разобралась, когда в прилагательном пишется н и нн;
  • Я научилась, как можно оценить свои знания;
  • У меня были трудности, но я справился с ними и выполнил работу. и т.д.

У.: Я уверена, ребята, что каждый из вас определил собственные достижения и трудности. К концу урока вы научились определять н и нн в именах прилагательных, научились оценивать свои знания по данной теме.

Молодцы, что вы выявили свои трудности. Я уверена, что вы их с успехом преодолеете.

Мне очень хочется узнать, как вы себя ощущали на уроке?

(Ответы детей:

  • хорошо,
  • весело,
  • интересно,
  • классно,
  • уютно,
  • комфортно и др.

Я благодарю всех ребят за работу на уроке. Спасибо!