Цель для учащихся:
- К концу урока научиться распознавать написание Н или НН в именах прилагательных;
- Научиться определять собственные достижения и трудности, связанные с выполнением учебных действий в рамках данной темы.
Цель для учителя:
- Помочь учащимся углубить теоретические сведения и учебные действия по теме;
- Сравнить собственные представления об учебной ситуации, сложившейся на конец урока, с собственным мнением детей.
Тип урока: Урок решения частных задач и контроля и оценки.
Оборудование:
- Листы для самостоятельной работы в “зонах сомнений и достижений” (по количеству детей в классе).
- “Информационный стол” (по количеству детей в классе)
- Памятка “Оцени себя сам (а)!”
- Оформление доски.
“Зона сомнения” | “Информационный стол” | “Зона достижения” |
Задание | Таблица “Правописания н и нн в именах
прилагательных” Памятка “Оцени себя сам!” |
Задания I - вариант II - вариант |
Ход урока
I. Организация класса. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Надежда Павловна. Мы с вами проведем урок русского языка.
Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу
Улыбкой осветим наш класс
У нас всё готово? Итак за работу!
Удачи желаю всем вам!
- Ребята, мне бы очень хотелось узнать, какие дети пришли сегодня на урок?
Примерные ответы детей:
- трудолюбивые;
- радостные;
- весёлые;
- воспитанные;
- азартные;
- сонные;
- старательные;
- интересные;
- шумные;
- красивые;
- добрые;
- щедрые;
- внимательные.
У.: Спасибо! Мне очень приятно было узнать, какие вы. Мне хочется, чтобы вы были здоровыми и счастливыми.
II. Подведение под тему. Сообщение темы и целей урока.
У.: Ребята, мне понравились ваши слова:
РАДОСТНЫЕ,
ВОСПИТАННЫЕ
Посмотрите на слова и скажите, что у них общего?
Д.:
- Это имена прилагательные, отвечают на вопрос какие?;
- Это прилагательные множественного числа, окончание – ые;
- Имена прилагательные, образованные от существительных с помощью суффикса –н-;
У.: Чем отличаются эти слова?
Д.: В слове “радостные” - одна н, в слове “воспитанные” - две нн
У.: Ребята, обратите внимание на отличие в написании данных слов и попробуйте сформулировать тему урока.
Д.:
- Написание Н и удвоенной НН в именах прилагательных;
- Правописание Н и НН в именах прилагательных.
У.: Ребята, какие вы молодцы, вы точно определили тему урока. А какую цель вы поставите перед собой на уроке, можете воспользоваться словами – помощниками:
- научиться;
- расширить;
- углубить;
- выявить трудности;
- определить уровень знаний.
(дети формулируют цели, которые они перед собой ставят на уроке)
- Я хочу расширить свои знания о прилагательных с н и нн;
- Я хочу научиться правильно писать прилагательные с н и нн;
- Я хочу выявить свои трудности в написании прилагательных по данной теме;
- Я хочу научиться оценивать свои достижения и т.д.
У.: Ребята, к концу урока мы научимся писать прилагательные с н или нн, оценивать свои достижения и определять трудности по теме: “Правописание Н и НН в именах прилагательных”. А сейчас давайте определим на волшебной линеечке уровень ваших знаний по данной теме, отметив знаком Х
(Дети дают оценку своим знаниям до повторения данной темы)
У.: Ребята, вернитесь, пожалуйста, к словам: радостные и воспитанные. Почему в слове “радостные” - н, в слове “воспитанные” - нн?
Д.: Прилагательное “воспитанные” образовалось от существительного воспитание + суффикс н, в слове воспитание уже есть н + суффикс н, получается нн
У.: Ребята, я вас правильно поняла, прилагательное “воспитанные” образовалось от существительного, основа которого оканчивается на н + суффикс н, поэтому получается в прилагательном удвоенная согласная нн.
У.: Кто сформулирует вывод
Д.: Если прилагательное образовано от существительного, основа которого оканчивается на н, с помощью суффикса –Н- , то в прилагательном будем писать нн.
У.: Сейчас я вам предлагаю поработать вместе с материалом в информационном столе. (“Информационный стол” есть на доске и у каждого на парте)
Информационный стол
Н и НН в именах прилагательных
суффикс | НН | Н |
-Н- | туман-н-ый сон-н-ый весен-н-ий чугун-н-ый |
|
-ИН- -АН- -ЯН- |
Исключение: стеклянный оловянный деревянный |
гуиный куриный кожаный шерстяной |
Познакомьтесь с таблицей, “Н и НН в именах прилагательных”.
Подумайте и скажите, почему в словах туманный, сонный, весенний, чугунный пишется нн?
Д.: Прилагательное туманный образовано от существительного туман + суффикс н, поэтому пишется нн (подобно доказывают остальные слова).
У.: Почему в таблице в верхнем правом прямоугольнике ничего не написано?
Д.: Мы не сомневаемся в написании прилагательного с одной н.
У.: Приведите примеры.
Д.:
Радостные (суффикс -н-)
Шумные (суффикс -н-)
Лесные (суффикс -н-)
Холодные (суффикс -н-)
Азартные (суффикс -н-).
У.: В каких суффиксах есть н?
Д.: Буква н есть в суффиксах -ин-, -ан-, -ян-
У.: Посмотрите на таблицу и сделайте вывод.
Д.: Прилагательные с суффиксами -ин-, -ан-, -ян- пиши с н, но есть исключение:
слова стеклянный (-янн-), деревянный (-янн-), оловянный (-янн-) пиши с нн
У.: А сейчас ещё раз повторим, когда в прилагательных нн и н?
(Дети делают ещё раз вывод)
У.: Отметьте, ребята, пожалуйста, на второй волшебной линеечке уровень ваших знаний по теме на данный момент (Дети отмечают знаком Х уровень своих знаний)
У.: Поднимите руку, у кого повысился уровень знаний. Я очень рада за вас.
Проводится физминутка.
Дети танцуют под музыку “Танец утят”, повторяя движения 2 раза.
III. Самостоятельная работа.
У.: Сейчас поработаем в зонах.
Оценка “до” + могу ? – затрудняюсь - не могу |
Зона сомнений (черновик) |
Оценка | Ошибки | |
моя | учителя | |||
Вставьте Н или НН: УРАГА..ЫЙ ВЕТЕР ГУСИ..ОЕ ПЕРО ГЛИНЯ..ЫЙ КУВШИН ПЕСЧА..ЫЙ БЕРЕГ КАМЕ..НЫЙ ДОМ |
Не оценивается |
Оценка “до” + могу ? – затрудняюсь - не могу |
Зона достижений (чистовик) |
Оценка | Ошибки | |
моя | учителя | |||
I вариант Вставьте Н или НН: дровя..ой склад оловя..ая ложка соловьи..ая роща серебря..блеск ко..ый плуг карма..ые часы глиня..ая посуда телефо..ый звонок осе..ие вечера ржа..ой хлеб |
||||
ВСЕГО БАЛЛОВ: УРОВЕНЬ КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА: ОТМЕТКА: |
||||
II – вариант Образуйте имена прилагательные с суффиксами -н-, -ян-, -ан-, -ин- лошадь- окно- гусь- лёд- длина- Вставьте Н или НН: тума..ая погода деревя..ая ложка полотня..ый сарафан соколи..ая охота карти..ая галерея |
||||
ВСЕГО БАЛЛОВ: УРОВЕНЬ: КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА: ОТМЕТКА: |
На доске и у каждого из вас на листе бумаги есть две зоны: сомнения и достижения.
Кто готов работать на оценку, выбирает “зону достижения”. Помните о том, что ваша работа оценивается вами и учителем. У вас есть выбор варианта задания по уровню сложности.
Кто не готов работать на оценку, выбираете “зону сомнения”. Помните, ваша работа не оценивается!
Ребята у вас есть информационный стол. Это ваш помощник, вы к нему можете обращаться в процессе выполнения работы.
Определяемся с зонами... Выполняем работу самостоятельно в “зоне достижения”. Кто выбрал “зону сомнения”, выполняем работу, но помним, что вы можете получить помощь от учителя, от ребят.
Можете подойти к доске и поделиться с учителем тем, какие трудности у вас возникают. ваша работа не оценивается.
Закончили работу. Проверяем свою работу, сверяясь с образцом.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО ОБРАЗЦУ!
I – ВАРИАНТ
ДРОВЯНОЙ СКЛАД
ОЛОВЯННАЯ ЛОЖКА
СОЛОВЬИНАЯ РОЩА
СЕРЕБРЯНЫЙ БЛЕСК
КОННЫЙ ПЛУГ
КАРМАННЫЕ ЧАСЫ
ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА
ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК
ОСЕННИЕ ВЕЧЕРА
РЖАНОЙ ХЛЕБ
II - ВАРИАНТ
1) ЛОШАДЬ – ЛОШАДИНАЯ
ОКНО – ОКОННОЕ
ГУСЬ – ГУСИНЫЙ
ЛЁД – ЛЕДЯНОЙ
ДЛИНА – ДЛИННЫЙ
2) ТУАННАЯ ПОГОДА
ДЕРЕЯННАЯ ЛОЖКА
ПОЛОТНЯНЫЙ САРАФАН
СОКОЛИНАЯ ОХОТА
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
У.: Какими средствами можно оценить вашу работу?
Можно:
- в баллах;
- дать качественную оценку;
- определить уровень;
- поставить отметку.
Но всё будет зависеть от того, сколько вы набрали баллов.
Оцениваем свою работу, пользуемся памяткой “Оцени себя сам(а)!”
К-во баллов | Уровень | К-во баллов | Качественная оценка | К-во баллов | Отметка |
9, 10 | СВ (самый высокий) | 9, 10 | + справился хорошо | 9, 10 | “5” |
7, 8 | В (высокий) | 7, 8 | + справился | 7, 8 | “4” |
5, 6 | С (средний) | 3, 4, 5, 6 | ? затрудняюсь | 4, 5, 6 | “3” |
3, 4 | НС (ниже среднего) | < 3 | не справился | < 4 | “2” |
< 3 | Н (низкий) |
IV. Рефлексия урока.
У.: Ребята, добились ли вы на уроке своей поставленной цели?
Д.:
- Я научился писать прилагательные с н и нн;
- Я хорошо разобралась, когда в прилагательном пишется н и нн;
- Я научилась, как можно оценить свои знания;
- У меня были трудности, но я справился с ними и выполнил работу. и т.д.
У.: Я уверена, ребята, что каждый из вас определил собственные достижения и трудности. К концу урока вы научились определять н и нн в именах прилагательных, научились оценивать свои знания по данной теме.
Молодцы, что вы выявили свои трудности. Я уверена, что вы их с успехом преодолеете.
Мне очень хочется узнать, как вы себя ощущали на уроке?
(Ответы детей:
- хорошо,
- весело,
- интересно,
- классно,
- уютно,
- комфортно и др.
Я благодарю всех ребят за работу на уроке. Спасибо!