Формирование имиджа будущего специалиста через актуализацию субъективного опыта

Разделы: Общепедагогические технологии


В педагогику люди приходят по разным мотивам. Один из них – желание следовать образу любимого учителя. Исполнение педагогической профессии предполагает мастерское соблюдение привлекательного имиджа. Образ педагога должен быть наилучшим образом представлен. Отсюда возникает необходимость в формировании подобного отношения к нему на студенческой скамье.

У каждого из будущих специалистов педагогического профиля есть богатейший материал для сознательного формирования привлекательного имиджа – это собственное дошкольное и школьное детство, и актуализация субъективного опыта является в этой работе беспроигрышным приемом.

На первых занятиях педагогикой уже 10 лет “моделируем” образ учителя. Суть: первокурсники пишут “портреты” учителя “любимого” и “нелюбимого”. Условие: фамилий учителей и номера школ не называть. Как правило, студентами формируется собирательный образ, поэтому не стоит усматривать в данной форме работы нарушение педагогической этики (тем более что работы анонимны).

Проанализируем работы хотя бы одной группы последнего набора. Учитель “любимый”:

  • 1 место отдано профессионализму (27 чел.),
  • 2 место – чувству юмора (18 чел), 3 место – желанию помочь ученику (10 чел.).

Отмечены также понимание, любовь и уважение к ученикам. Единичные заметки: “не занудная”; умеет создать теплую обстановку, уют; аккуратная; ухоженная; привлекательная; добрые глаза; “не отвлекается на дураков”; любящая свою работу, а, главное, себя; и др. Всего 34 позиции.

Учитель “нелюбимый”. На 1 месте – блок, который можно обозначить словом “кричит” (эмоциональная окраска проявления крика крайне разнообразна). 2 место – агрессивность. 3 место – несправедливое оценивание учеников. Встречаются также: “зацикливается” на своем предмете, “не видит” учеников, работает ради зарплаты и др.

Любопытно, но анализ студенческих работ за последние 10 лет подтверждает повторяемость требований вчерашних школьников к учителям, их повышенную критичность. Не ускользает из поля зрения ничего, даже форма бровей и тембр голоса. Главное, чтобы сегодняшние студенты не забыли о столь высоких требованиях к педагогам со стороны учеников, когда сами станут работниками образования.

Известно, что самопознание собственной духовности, нравственности выступает одним из исходных условий подготовки к созданию достойного имиджа. Обнаружение незнакомых аспектов своего “Я” - это то, что может послужить духовной основой в процессе становления специалиста, совершенствовании его личностных характеристик. Чем значительнее успехи в этом, тем выше индекс собственного самоуважения. Достойный имидж – достояние нравственных людей.

Методики изучения уровня нравственной воспитанности личности, предложенные еще в 90-е годы 20 века кандидатом педагогических наук Л.И.Маленковой, неоценимы в осознании себя как будущего педагога, в частности: позволяют и заставляют задуматься.

Методика “Недописанный тезис” (ответы студентов сгруппированы):

“Нельзя прожить без…”. Неизменно на первом месте ответы - нельзя прожить без: любви; мамы, родных, семьи; друзей, общения, поддержки, доверия, уважения, взаимопонимания; здоровья. Единичные ответы: Бога, доброго сердца и совести, надежды на лучшее, образования, счастья и удачи, желания жить, сочувствия, души, доброты, глупостей и др.

Есть ответы более приземленные (хотя справедливые): головного мозга, сердца, воздуха, воды, еды, денег. Отдельно выделим: нельзя прожить без пива (допускаем, что в данном случае может играть роль желание бравировать).

Методика содержит и такие неожиданные и глубокие тезисы (предлагаются разного характера мнения студентов):

  • “Чтобы иметь друзей, надо…” - уметь слушать и слышать; любить и понимать людей; уметь ими дорожить; иметь 100 рублей.
  • “Если хочешь проверить человека, то…” - попроси его о помощи; доверь ему секрет; дай ему власть; создай ему проблемы; обмани его; поставь его в неловкое положение.
  • “Чтоб человек был счастлив, надо…” - чтобы он хотел быть счастливым; чтобы он любил и был любим; помочь ему в этом; сделать его счастливым; дать денег и любви; чтоб всего хватало.
  • “Нельзя позволять оскорблять себя, ведь…” - ты тоже личность; я не хуже других; честь превыше всего; если ты сам себя не уважаешь, то и другие не будут; это может войти в привычку; этим ты оскорбляешь своих родителей; это показатель, что ты слабый; сам упадешь в своих глазах.

Последний тезис - единственный, не получающий противоречивых мнений. Все - только в пользу “нельзя”, и это отрадно. Только личность, уважающая себя, способна уважать другую личность. Именно поэтому уважительное отношение к ученику ставится вчерашними школьниками в перечне требований к любимому учителю на пьедестал.

Все ответы важны, так как следует их публичное прочтение педагогом (без обозначения фамилий) и дальнейшее осознание студентами. Что-то вызывает смех, что-то заставляет поразмышлять. Главное - каждый может сравнить уровень своего восприятия жизни с восприятием его другими. И кто скажет, что это не обогащает субъективный опыт студента, слушающего эту “симфонию” человеческих мыслей о взгляде на жизнь и не помогает ему корректировать собственный имидж?! А еще – анонимное прочтение “продолжения тезисов” демонстрирует коллективный портрет группы. Это тоже важно – знать, с личностями каких первоначальных нравственных установок предстоит обучаться несколько лет.

Социальная активность как желание и умение активно содействовать решению проблем в области образования – обязательное условие деятельности современного педагога, важнейшая составляющая его имиджа. Что думают вчерашние школьники, имеющие свой субъективный не короткий опыт общения с отечественной системой образования? На выяснение этого направлена деловая игра “Суд над Российской системой образования”.

Студентам предлагается предварительная творческая работа на тему “Плюсы и минусы Российской системы образования” (берем широко: образование дошкольное, школьное, средне-специальное, вузовское. Конечно, вчерашние школьники больше специализируются на школе). Преподаватель с членами творческой группы анализирует полученные результаты, по возможности их систематизирует. На следующем занятии студенты по желанию делятся на участников судебного заседания: адвокаты, прокуроры, подсудимые. Конечно, большинство в силу юношеского максимализма хотели бы войти в группу прокуроров. Игра проходит всегда бурно.

Интересно сравнить мнения студентов разных лет обучения по отношению к отечественному образованию. По анализам ответов можно судить о динамике развития системы просвещения (в частности, в Норильске). Предстоит приучить студентов к мысли, что они сегодня не должны смотреть на проблемы образования как обыватели, потребители, надо развивать взгляд профессиональный. Важно отметить повышенную критичность студентов, вместе с тем, в результате деловой игры, “суда”, длительных и бурных споров отечественная система образования получает больше “плюсов”, чем “минусов”. Один из самых мощных аргументов в ее защиту - ежегодное появление в стенах педагогического колледжа ярких, мыслящих студентов, успешно прошедших конкурсный отбор – это ли не заслуга той же школы?

Современной педагогикой предлагаются замечательные модели, позволяющие будущим специалистам “покопаться в себе”, вызвать интерес к формированию собственного имиджа, поверить в собственный успех, “уловить” индивидуальность другого и даже помочь ему в этом важном деле.

Например, модель “Волшебный стул”.

Так почему же стул “волшебный”? Потому, что садящемуся на него каждый член группы говорит только 1 комплимент, касающийся личностных психологических характеристик. А для того, чтобы сказать комплимент, пусть человеку тебе лично “неудобному”, тем более один комплимент, надо в очередной раз, но более внимательно, присмотреться к нему. “Выставляется” стул в одной и той же группе несколько раз за срок обучения, и всегда – всем интересно, а главное – заметен рост эмпатии и психологической зоркости студентов! (быть может, благодаря в том числе, тому же “Волшебному стулу”…).

Условие: первым подвергается комплиментам педагог. Скажу вам, это очень волнительная процедура – восседание на подобном стуле. Причин тому много. Одна из них – неумение нами выслушивать в свой адрес хорошие слова, мы скорее и спокойнее воспримем критику. Данная модель позволяет понемногу решать и эту проблему. А еще – готовит студентов к пропаганде слов Б.Окуджавы: “Давайте говорить друг другу комплименты”. Будет говорить учитель – будут говорить и дети. Это тоже слагаемое имиджа.

Наблюдение: до полутора сотен разных характеристик дают студенты своим “согруппникам”. Это говорит об их стремлении глубже заглянуть в личность, иногда ее “проавансировать”.

Даже студенты - первокурсники, не знающие тонкостей психологии, уже во втором семестре могут сказать много хороших слов в адрес других, однако, нередко даже старшекурсники в характеристиках переходят на внешние, иногда негативные, характеристики (красивая, истинная блондинка, хорошо поет, писклявая, ворчливая, наглая, вечно орущая и др.). Это часто говорит об эмоциональной глухоте, неумении принять условия игры, нежелание развивать в себе эмпатию, желании свести личные счеты, что крайне вредно для будущего педагога. Более того, это задача другой деловой игры, проведение которой возможно только в коллективах высокой степени развития. И все-таки данная методика помогает студентам формировать имидж других и сверять свой имидж с их взглядами. Ведь они тоже его формируют.

Новое педагогическое мышление – одно из составляющих привлекательного имиджа педагога гуманистической направленности. Это обязывает пересмотреть некоторые аспекты преподавания педагогики.

Представляется необходимым при рассмотрении любой темы активизировать субъективный опыт студента, натолкнуть его на противоречие, размышление, а не на простое заучивание и последующее воспроизведение изученного учебного материала.

Одним из наиболее важных вопросов образовательного процесса в школе, как известно, является правильная организация оценивающей деятельности учителя. Редко можно найти взрослого, в том числе студента, который не “пострадал” хотя бы однажды от несправедливо поставленной низкой отметки. “Несправедливость в выставлении отметок” - одна из основных характеристик учителя “нелюбимого.

Активизируем субъективный опыт. В начале изучения темы пишем эссе “Я помню…”.

- Учитель по пению в 7 классе поставил мне “2”. За то, что у меня упала ручка с парты. Он так плохо играл на аккордеоне, что постоянно сбивался. Начинал – и сбивался. И тут вдруг у него начало получаться, а у меня упала ручка. И он опять сбился. Поставил “2” и сказал: “Без классного руководителя не приходить”.

- Я очень плохо читала, даже в 3 классе. Но учитель меня часто спрашивал. Я все время краснела, стеснялась. Когда пришло время выставлять отметки за четверть, учитель сказал, что я очень старалась, пусть у меня не очень получается пока. И поставила мне “4”. Я навсегда запомнила эту отметку, ведь она была первой по чтению в моей жизни. Мне после этого на каникулах очень нравилось читать.

- Когда я учился в 8 классе, на химии быстро сделал контрольную работу. Учительница проверила и поставила “5”. Я обрадовался и начал помогать сзади сидящим. Учителю это не понравилось, и рядом с “5” она поставила “2” за то, что я вертелся.

- Я помню, что иногда получала незаслуженные “5” по самостоятельным работам (за списывание). А еще по химии в 8 классе нам ставили незаслуженные, и в итоге пострадали в дальнейшем все, потому что не было никакого стимула учить химию – все равно поставят “5”. А в следующих классах нас спрашивали базовые знания, а их не было. До сих пор не знаю химию даже на “3”, но в аттестате стоит “5”.

Через воспоминания из собственного детства любая тема становится для студентов ближе, значимее, помогает формировать собственный привлекательный образ, не повторять ошибок учителей, его обучавших.

При подведении итогов темы не главное 100% воспроизведение изученного материала. Сложнее и важнее – предложить почувствовать, прочувствовать, проанализировать, сравнить, выразить свое отношение к рассматриваемому вопросу и обосновать свой выбор, подтвердив его собственным опытом из детства. Главное – натолкнуть студентов на самостоятельное размышление. Сделать выбор. Из многого важного сделать выбор особенно важного всегда сложно.

Пример - тема “Закономерности воспитания”. Задача: выбрать одну из 7 предлагаемых наукой и доказать ее актуальность (ответы проранжированы).

Большинство студентов многие годы на 1 место ставят закономерность воспитания “Демонстрация любви”. Яркие обоснования:

- Когда я училась в начальной школе, мне очень хотелось идти в школу, потому что наша учительница нас действительно любила. После каждого урока она говорила: “Какие вы молодцы! Я вас всех люблю!” Вроде ничего особенного, но эти слова действовали согревающее.

- Ребенку в современном мире просто не хватает любви и внимания. Демонстрируя ему свою любовь, мы повышаем его веру в себя, в то, что он значим в этой жизни, нужен другим людям.

2 место по популярности отдается закономерности “Ситуация успеха”.

- Я не хотела идти в 1 класс, так как родители меня школой запугали. А мне понравилось учиться. Учитель всячески нас поощрял, делал комплименты, сюрпризы. Мы часто общались на переменах и после уроков. Как важно получить порцию необходимой поддержки!

- Когда я училась в начальной школе, я очень любила математику. Учительница видела мои способности и занималась со мной отдельно. В 4 классе мне пришлось перейти в другую школу, где меня определили не в 5, а в 3 класс. Новая учительница заявила, что я второгодница, все дети отвернулись от меня, я стала плохо учиться. В 6 классе классная руководитель меня все время подхваливала, и я поверила в свои силы. До сих пор я очень благодарна ей.

На 3 месте – закономерность “Совместно – разделенная деятельность”.

- Надо не упустить момент, когда включить ребенка в деятельность, а то может быть поздно! Пусть сначала она незначительна, но ведь это только начало, а впереди долгий путь вверх, путь развития.

- Самый захудалый двоечник должен почувствовать, что он субъект деятельности, и может учиться лучше.

Активность личности.

- Если ребенку интересно, что внутри машинки, то он обязательно разберет ее и посмотрит. Так и в учении – если его заинтересовать, то и активность его будет высокая.

- Чтобы выжить в современном мире, необходимо быть активным на работе, дома, везде. Корни этой активности уходят в детство.

Скрытый характер воспитания.

- “Я - кукла”. Когда я училась в школе, в классе так в 3 – 4, наш преподаватель любил повторять в хорошем настроении: “Малявочки вы мои”, “Да он же еще маленький, взрослые должны ему объяснить”. А в плохом настроении говорилось: “Вы же сопляки, вы еще даже не люди”. Или: “Молчи, тебя из-за парты не видно”, “Подрастешь - узнаешь”. Тогда я думала, что так и должно быть. Ведь действительно, меня не видно из-за парты, даже когда я сижу на коленках на стуле. Ведь я такая маленькая. Я – кукла Женя, меня нужно учить, мне нужно внушать, что я сама ничего не могу. Но почему? Почему? Почему, Тамара Павловна? “Да потому что у тебя мозгов нет!” - так отвечала учительница, а она же права. Я – кукла, у меня – пластмассовая голова. А откуда в ней мозги? Прошло много лет. Я знаю, что я не игрушка, то есть, если сказать научным языком, я не чувствую себя объектом обучения. И вы знаете – это прекрасно. Только жаль, что так поздно я обрела свой внутренний мир, мир своими глазами, явления, которые я пропускаю через свои чувства, свою душу. Да, она у меня есть, своя. И она бунтует при виде воспитателей и педагогов, которые считают маленького человека всего лишь предметом, объектом обучения. Да, он мало знает, он еще многого не понимает, но зачем “бить его” этим? Ведь он человек, у него человеческая душа, и он должен чувствовать себя человеком, а не предметом оттачивания педагогического мастерства. Возможно, так оно и есть, но зачем это явно показывать, ведь существует такая закономерность воспитания, как “Скрытый характер воспитания”. Я считаю, что ее нужно всегда придерживаться, лишь тогда мы воспитаем благодарных, творческих потомков.

Как знать, быть может активизация субъективного опыта студентки позволила ей стать ярким, талантливым учителем.

Современный педагог, заботящийся о своем имидже, не может не следить за тем, что происходит в едином мировом образовательном пространстве, что позволяет нам работа с периодической печатью. В частности, с газетой “Первое сентября”. Я, как преподаватель педагогики, вижу свою задачу в том, чтобы привить интерес, стремление, желание к ознакомлению с материалами периодической педагогической печати, более того, необходимость в этом, как одним из путей самообразования, самосовершенствования (о необходимости этого заявляли студенты, формируя образ “любимого” учителя).

Поэтому на занятиях педагогикой периодически студентами проводятся обзоры газеты “Первое сентября”, а регулярно преподавателем – обсуждение публикаций. Каких педагогов с ярким привлекательным имиджем мы встречаем на ее страница! Какие удивительные философские вопросы поднимает газета… Например, надо ли мечтать… Выдвигаются аргументы и “за”, и “против”. Оказывается, самая вредная книга на свете “Алые паруса” А. Грина. Давайте поразмышляем.

Подборка газет находится в кабинете педагогики, и студенты могут в свободную минуту обратиться к ней.

Особо хотелось бы выделить подборку “Письма детей” из различных газет и журналов. Она – способ оттачивания педагогического мастерства будущих учителей, развития их эмпатии. Преподаватель зачитывает письмо ребенка (а ведь известно, что человек пишет в СМИ, когда находится в состоянии безысходности, когда больше некуда обратиться), студенты пытаются дать словесный ответ ребенку, его написавшему. Далее зачитывается ответ специалистов, помещенный после письма в газете. Сравниваем наши варианты ответов и ответы специалистов. Это важно: а вдруг будущим педагогам предстоит иметь дело с подобной ситуацией? Это ли не практическая помощь? Это ли не способ формирования имиджа чуткого педагога?

Дорогого стоят “Мудрые советы любимой газеты”. Их озвучиваем, вывешиваем в увеличенном варианте, чтоб зрительная память после, в нужную минуту, позволяла их воспроизвести и помочь найти решение проблемы, с которой столкнулся на практике молодой специалист.

Владение технологией формирования классного коллектива и привносить в это элементы творчества, “чувствовать температуру” этого сообщества индивидуальностей, “инструментировать” отношения в нем – одно из слагаемых образа педагога. Есть ли проверенные практикой инструменты? Конечно. Попытаемся ответить на вопрос: “Во что превратился классный час, эта выверенная форма работы, позволяющая почувствовать, услышать, ответить на волнующие вопросы, формировать точку зрения школьников, понаблюдать за характером общения детей и др.…?”. Ведь личность может осознать себя как личность только смотрясь в другие личности, как в зеркало…

Из личного опыта студентов.

- Классные часы были переходящими из того, как хорошо мы учимся, в то, какие мы бездарные. А если предстоял хороший классный час, мы ворчали: “Какие же мы бездарные и двоечники…”. И классный час на носовой платок. А в перспективе классный час - это веселое, интересное мероприятие, где 1 час длится 3 часа, и время летит незаметно. И никаких затрагивающих учебу, школьную жизнь вопросов. Он должен быть по-настоящему классным! А еще – игра.

- Классный час у нас проводился в конце четверти. Мы сидели и выписывали свои оценки. Перед праздниками мы тоже собирались. Пили чай, было весело. Мне кажется, что классные часы надо проводить, чтобы узнать, как каждый ребенок чувствует себя в классе.

Хочется верить, что сегодняшние студенты смогут сделать классные часы часами общения педагога со школьниками.

Детей обмануть невозможно. Они безошибочно определяют, кто их действительно любит, “чувствует”. Любовь к ученикам, по мнению исследователей, а, главное, самих детей, – одно из важнейших слагаемых имиджа педагога. А чтобы любить, надо узнать. И даже если не узнал ничего “супер привлекательного”, надо любить не “за”, а “вопреки”. Педагог должен быть профессионально готов к любви к школьникам. Тема изучения личности школьника, индивидуального подхода к ней – тема отдельного разговора.

Каких только способов исследования личности не придумано педагогикой… А в практику они часто попадают из рук нестандартных учителей (даже очень молодых). Сегодня – только несколько трепетных зарисовок.

Давайте из “вседетской” любви к сказкам извлечем профессиональную выгоду.

Один из вариантов – студенты предлагают третьеклассникам написать сказку (условие – пишем именно в классе, не дома, где родители обязательно повлияют на ее содержание и форму).

Автор - Света. “Жил-был кот. Звали его Васька. Весь двор знал его. В том числе хозяин Юра. Но когда он всем надоел, его выгнали, и он пошел в замок, где жила злая колдунья. Она превратила его в динозавра. Но потом, через 5 лет, он превратился в кота. А колдунья случайно отравилась ядом”.

Вот и вся незатейливая сказка. Зато снабжена рисунком: счастливый кот стоит под березкой. Мажорные цвета. Выясняется: девочка недолюблена, недоласкана, маме почти не нужна. Она – это тот кот, которого не любят. Но Света еще верит в лучшее, и неслучайно в ее сказке торжествует добро. Колдунья отравилась ядом, но ведь это было случайно… Вывод: девочке нужно оказать скорую педагогическую помощь. Главное – немедленно ее полюбить, обогреть!!!

Вторая сказка. Написана в то же время, в том же месте девочкой Ирой (пунктуация авторская).

“У Феди на даче очень хорошо! Федя приглашает меня, Иру, Олю, Гену и Рому каждое лето побывать у него. И однажды мы сидели на даче и рисовали палочками на песке. И вдруг в траве что-то промелькнуло… Мы посмотрели на траву и … ничего не увидели. Трава качалась. Мы позвали Федю и пошли к тому месту. Мы подошли, Федя лег на траву и начал слушать. Мы замерли от удивления. Потом Федя куда-то пошел, но нам сказал оставаться на месте. Он скрылся из виду. Но на следующее утро Федя пришел сытый, чистый и довольный. Мы спросили – где он так долго был и что делал? Федя сказал, что он – очень счастливый человек. Он нашел Счастье. Мы спросили – что это? Он вынул из кармана старичка с белой бородой. Старичок сказал: “Здравствуйте, меня зовут Счастье”. Мы сделали старичку маленький домик, и он стал жить у нас. А когда мы уезжали, мы счастье взяли с собой”.

Выясняем: Ира – благополучный ребенок из благополучной семьи, окружена заботой и вниманием многочисленных родственников. Успешна. Ее сознание в состоянии подниматься до таких философских категорий, как счастье. И она находит ответ на этот мучающий человечество вопрос.

А как важно для формирования эмпатии будущего педагога: читаем полученные сказки перед всей группой, и студенты вспоминают собственное детство (печальное ли, радостное), и они понимают, что впредь призваны внимательнее присматриваться к детям, которым подчас и в детстве очень нелегко.

В.М.Шепель, исследователь теории и практики имиджа, считает, что учитель – это добрый садовник. Ребенок – уникален, он – живой концентрат. Дети – необычайные раздражители, поэтому к педагогам предъявляются столь высокие требования. Главные из них – любить чужих детей и быть с ними эмоционально совместимыми.

Повторюсь: у каждого студента есть богатейший материал для сознательного формирования привлекательного имиджа – это собственное дошкольное и школьное детство, актуализация субъективного опыта является в этой работе важным приемом.