Урок русского языка в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (2-й класс, третьяI четверть)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


В системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова невозможно написать конспект урока. Должен быть многовариативный план. Трудно предусмотреть какой-то один вариант развития событий на уроке, нужно прогнозировать несколько возможных вариантов развития событий в зависимости от создавшейся ситуации. Нужно быть по возможности готовым к любому “непредвиденному” повороту урока.

Это первый урок -го раздела учебника. Тема раздела “Проверка орфограмм слабых позиций по сильной”. Тема предыдущего 4-го раздела “Проверка орфограмм слабых позиций по словарю”. Ученики сделали очень важный и серьёзный шаг на пути к грамотному письму - они научились видеть проблемные для написания места, писать с пропусками букв, работать со словарём. На первых уроках овладения письмом “с дырками” дети испытывали некоторые трудности, но затем эта работа стала более походить на игру - соревнование “А я заметил ещё одну орфограмму”, “А у меня ещё один пропуск в слове” - то и дело слышится при записи текста с пропуском орфограмм слабых позиций. Трудности позади, и всё нетерпеливее становятся ребята “Когда же мы узнаем, как проверять орфограммы? Когда сможем писать без пропусков?”

Обратите внимание: не учитель тщетно призывает учеников проверять написание “сомнительных” букв, а сами ребята, выделяя проблемные для написания места в буквенной записи, всё настойчивее обращаются к учителю: “Мы хотим писать как взрослые, без пропусков!” Счастливые минуты для педагога! Не надо убеждать учеников в важности проводимой работы, дети сами заинтересованы в движении вперёд.

Задачи:

  • Образовательная
    • Сконструировать новый способ проверки орфограмм слабых позиций гласных звуков.
  • Развивающая:
    Развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий:
    • постановку учебной проблемы;
    • открытие новых знаний.
  • Воспитательная:
    • Воспитывать у учащихся инициативность в построении совместных учебных действий.
  • Здоровьесберегающая:
    • Осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями.

Тип урока: решение частной учебной задачи.

Зона актуальных знаний учащихся (уровень актуального развития характеризует успехи развития на вчерашний день):

1. Обнаружили факт мены звуков в изменениях одного и того же слова (позиционное чередование).

2. Установили признаки сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков, обнаружили новый класс орфограмм - орфограммы слабых позиций.

3. Сконструировали особый вид письма с пропуском орфограмм слабых позиций.

4. Познакомились со способом проверки орфограмм по словарю.

Зона ближайших знаний (характеризует умственное развитие на завтрашний день):

Научиться проверять орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков без словаря путём приведения звука к сильной позиции.

Этапы урока:

1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой, рефлексия своего состояния).

2. Создание “ситуации успеха” (демонстрация детьми знаний, полученных ранее).

3. Возникновение ситуации “интеллектуального конфликта” (разрыв между тем, что дети уже хорошо знают и умеют и тем, что пока им неизвестно).

4. Постановка учебной задачи.

5. Решение учебной задачи.

6. Контроль и оценка найденного способа (работа в группах).

7. Оценка полученных результатов с точки зрения соответствия поставленной цели.

8. Определение следующего шага в движении.

9. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

(создание хорошего рабочего настроения, вхождение в урок)

- За окнами белый пушистый снег, мороз, а в нашем классе тепло и уютно. У всех прекрасное настроение, и мы начинаем урок русского языка.

- Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, вид работы.

2. Создание “ситуации успеха”.

(этап актуализации известного способа действия)

- Сейчас я прочитаю вам небольшой текст. Внимательно послушайте и попробуйте определить, о каких животных идёт речь.

- Эти животные-гиганты высотой 2-3 метра живут в Африке и Индии. Питаются они травой, ветками, корнями и плодами. За день выпивают не менее 10 литров воды. Очень любят купаться, отлично плавают. Спят они стоя и мало. Общаются между собой хоботами. Это очень умные животные. Легко приручаются и помогают человеку выполнять тяжёлую работу. Эти животные -….. (слоны).

- Запишите слово [с л а н ы] звуками, обозначьте слабые позиции гласных звуков.

(один ребёнок записывает на доске)

- Проверьте запись на доске, оцените работу. У кого такая же запись?

- Молодцы! Вы все правильно научились записывать слово в транскрипции и определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

- Ниже, на следующей строке, запишите это же слово буквами.

(Пока ученики записывают слово, учитель проходит по классу и выбирает работы, которые должны быть представлены на доске; критерий отбора - различное написание слова. Трое ребят представляют свои варианты записи на доске.)

- В ваших тетрадях я увидела, что слово написано по-разному. Варианты написания – на доске:

слоны сланы сл_ны

(если такая ситуация не возникает, вводится специальный приём РО - ребята в другом классе написали …)

- Кто написал так же, как …

так же, как …

так же, как …

3. Возникновение ситуации “интеллектуального конфликта”.

- Странно, слово одно, а мнения о написании разные. Написание любого слова едино. У нас не получилось единого написания. Почему?

Либо мы что-то делаем не так, либо чего – то не знаем. Что мы не знаем? (как записать правильно это слово, как обозначить буквой звук в слабой позиции и т.д.)

- Но ведь у нас же есть словари. Давайте проверим по словарю, как пишется это слово… (после поиска делают вывод – такого слова в словаре нет).

- А как же быть? Может быть есть еще какой – то способ проверки, который может нам помочь? (взрослый, книга, учитель)

- А всегда ли эти способы удобны? (нет, не всегда)

- Действительно:

  • в книге искать очень долго;
  • взрослых может не оказаться рядом;
  • словарь тоже не всегда под рукой;

а может случиться так, как сейчас, – слова, которое нужно будет записать, просто не окажется в словаре. Да и припомните, ваши родители проверяют написание каждого слова по словарю? Может быть, взрослым известен какой-то важный секрет написания русских слов, а мы о нем пока не знаем?

- Кто хотел бы открыть сегодня этот секрет?

4. Постановка учебной задачи.

- Значит, какая задача стоит перед нами на уроке? (открыть новый способ проверки орфограмм слабых позиций гласных звуков)

5. Решение учебной задачи.

- Итак, нам нужно обозначить звук [а] в слове [с л а н ы] буквой. Какие буквы спорят за это место в слове? (о и а)

- Можем ли мы принять на работу и ту и другую? Почему? (по закону русского письма позиционно-чередующиеся звуки обозначаются одной буквой)

- От чего зависит выбор буквы? (от того, какой звук в слове в сильной позиции)

- Действительно. По закону русского письма позиционно-чередующиеся звуки обозначаются одной буквой, и выбор этой буквы зависит от того, какой звук был в этом слове в сильной позиции.

- В какой позиции находится гласный звук [а] в слове [с л а н ы]? (в слабой)

- Значит, нужно узнать, какой звук в этом слове в сильной позиции. Как это сделать? (изменить слово)

- Вы предлагаете изменить слово? Попробуем.

- Сколько предметов называет слово слоны? (несколько)

- Измените слово так, чтобы оно называло один предмет. Запишите это изменение звуками.

( [с л о н] )

- Что обнаружили? В какой позиции теперь находится гласный звук?

- Можно ли этот звук обозначить буквой? Какой буквой обозначим?

- Можно ли выбрать букву а? Почему?

- Значит вы можете записать это изменение без пропусков?

Давайте оформим наши рассуждения в записи:

1. Запишем слово [с л а н ы] с пропуском орфограммы слабой позиции гласного звука.

2. Запишем изменение слова, в котором звук находится в сильной позиции, покажем значком сильную позицию.

Можем ли мы теперь обозначить гласный звук в слабой позиции? Почему?

(звук в слабой позиции обозначим той же буквой, что и звук в сильной позиции - по закону русского письма)

- Какой буквой обозначим? (буквой о)

3. Запишем слово [с л а н ы] без пропусков, обозначим безударный гласный звук [а] буквой о.

Запись в тетради:

Сл_ны - слон - слоны

(сл_ны - проверяемое слово , слон - проверочное слово)

Так будет выглядеть запись при проверке орфограмм слабых позиций. Эта запись показывает:

  • во-первых, что вы проверили орфограмму слабой позиции;
  • во-вторых, как вы это сделали.

Какое событие сейчас произошло? (открыли новый способ проверки орфограмм слабых позиций)

- Что для нас с вами значит это событие?

6. Контроль и оценка найденного способа.

- Но может быть, это какое-то исключение, и такой замечательный способ проверки справедлив только для слова [с л а н ы] ?

- Что будем делать дальше?

(продолжим наблюдение, докажем, что способ справедлив не только для этого слова).

- Как лучше ответить на вопрос? (работая в группах)

Работа в группах:

1 группа – м_ря 4 группа – ст_лы
2 группа – д_ма 5 группа - гр_чи
3 группа – к_ты

- Что нужно сделать? (вставить пропущенную букву, доказать)

образец записи на доске

Послушайте образец рассуждения:

- В слове [с л а н ы] пишу гласную букву о, проверочное слово [с л о н].

7. Оценка полученных результатов с точки зрения соответствия поставленной цели.

- Зачем объединялись в группы? Какую задачу ставили?

- Что удалось обнаружить?

- Как теперь будете поступать, если захотите написать без пропусков орфограмм слабых позиций?

8. Определение следующего шага в движении.

- Мы с вами сегодня открыли новый способ проверки орфограмм слабых позиций гласных звуков (путём приведения слабой позиции к сильной).

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке русского языка завтра?

- Кто с нетерпением будет ждать завтрашний урок?

9. Домашнее задание.

Страница 5 задание 1, упражнение 161.

Спасибо за урок!