Исследовательская работа по теме: "Интеграционные процессы в начальной школе"

Разделы: Начальная школа


I. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В последнее время усилилось внимание к двум взаимообратным тенденциям школьного обучения – дифференциации и интеграции. Младшие школьники изучают сегодня многие интегрированные учебные предметы: “Грамота” (интегрированный курс обучения чтению, письму и математике 1 класс), “Математика и конструирование”, “Изобразительное искусство и художественный труд”, “Окружающий мир” (интеграция естествоведческих и обществоведческих знаний).

Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто у ребенка школьные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни тем более картину окружающего мира.

В настоящее время используются различные способы интеграции. Это, прежде всего, объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. Характерной чертой начальной школы большинства зарубежных стран стало обучение по интегрированным курсам. Так, чтение, письмо, устная речь объединены в “искусство языка”. В начальной школе роль интегрирующего звена осуществляет сам учитель, который обучает детей всему: и арифметике, и грамоте, и начальному пониманию природы, и многому-многому другому. В меру своих сил и возможностей он реализует эту функцию. Думается, что к способам интеграции можно отнести и обучение по принципу “один учитель”, когда один учитель преподает в младших классах.

Различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы заключается в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учетом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования.

В учебном процессе надо использовать поисковую и исследовательскую деятельность. Не давать детям знания в готовом виде, вводить на всех занятиях интеллектуальные разминки.

Создавать на интегрированных уроках ситуацию успеха и уверенности в своих силах. На всех этапах должно прослеживаться сотрудничество учителя и ученика.

Интегрированный урок охватывает разные стороны поставленной темы урока, что помогает детям с разным уровнем подготовки чувствовать себя увереннее, стремиться к повышению уровня знаний.

II. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Интеграционные процессы в образовании – явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления.

Основная цель обучения на интегрированной основе – дать целостное представление об окружающем мире – связана с повышением умственной активности учащихся, необходимо четкое представление об особенностях развития ребенка, его мыслительных действиях.

Во-первых, у детей рано складывается своя “картина мира”. Дошкольник, принимаемый в школу, имеет уже достаточно определенное представление о мире: из книг и рассказов окружающих, из средств массовой информации, различного рода зрелищ, общения друг с другом. Характер всей этой информации представляет собой пеструю мозаику.

Примером этого феномена могут служить детские ответы, в которых невероятным образом соединяются детали, имена, события разного характера. Взрослые чаще всего называют это просто “кашей” в голове ребенка, не пытаясь объяснить себе причины ее происхождения или объясняя неверно. При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность.

С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Отсутствие связей между предметами приводит к тому, что дети не всегда целостно воспринимают не только учебный материал, но и всю картину окружающего мира.

В.А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, “открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги”.

Еще Павлов И.И. доказал, что физиологической основой чувственного познания ребенком окружающей действительности служит совместная гармоническая деятельность зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвуют в процессе восприятия, тем полнее и содержательнее, ярче и богаче представление.

Во-вторых, мы очень часто говорим о том, что в школе необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. За этим стоит индивидуальная работа с детьми, которым трудно дается обучение, различные поощрения и порицания для разных детей, разно-уровневые задания. У всей этой работы есть одно общее – представление о том, что индивидуальный подход необходим для того, чтобы всех детей сделать как можно более похожими, привести всех к некоторой норме: норме успеваемости, поведения, мышления, наконец.

“Индивидуальность - это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути. Создавая самих себя, дети тем самым в процессе детского общения создают ценности, культуру будущего взрослого общества (Большунова Н.Я.).

Дети должны иметь “чувственный опыт” общения с окружающим миром, возможность его сравнивать с изображением на картинках, музыкой, рассказами, пробовать выражать свои чувства. Для младших школьников результат (продукт) деятельности начинает приобретать значение лишь в том случае, если ребенок оценивает себя и других не только по процессу деятельности, но и в зависимости оттого, что именно он умеет делать, что у него получается. Важно также, чтобы каждый ребенок мог пережить состояние успеха, удовлетворения от получения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого результата.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребенка. Решение этой задачи облегчается обучением на интегрированной основе.

III. ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать картину мира в единстве, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время – обеспечит формирование умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция содержания, методов и форм обучения.

Данный процесс, в практике осуществляется на различных уровнях интеграции.

Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе уточнения картины мира. Интеграция этого уровня внутрипредметная, она направлена на “спрессовывание” материала в крупные блоки. В этом случае интегрированное содержание является “информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно-емкими категориями” (В.Т. Фоменко).

В начальной школе содержание может иметь разную структуру изложения, где отдельные знания или их элементы, сцепляются между собой различным образом. И.П. Подласый выделяет четыре вида структуры: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.

Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Содержание обогащается новыми сведениями, связями и взаимосвязями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

В традиционной практике обучения рассогласованность, дробность и элементаризм знаний стали распространенным явлением. Например, по математике в 1 классе сейчас разрешается 2 увеличить на 1, но не спрашивается у ученика, на сколько 3 больше 2, поскольку разностное сравнение программой отнесено ко второму классу.

Прав был Л.Н. Толстой, подметивший, что учителя обычно стремятся к размельчению материала, без меры, к порционной подаче знаний, в то время как детям интересно живое и сложное.

Преимущества внутрипредметной интеграции перед общепринятой методикой обучения объясняются психологически – опорой на закономерности продуктивного мышления.

Первоклассников обучают сложению и вычитанию в пределах 20 весь год, затем, используя те же принципы сложения и вычитания, тратится время на сложение и вычитание круглых чисел уже во втором классе. А если преложить нашим первоклассникам в качестве ознакомления такой подход:

1+1=2 2-1=1
10+10=20 20-10=10
100+100=200 200-100=100

а второклассникам:

2*2=4 4:2=2
20*20=400 400:20=20
200*200=4000 4000:200=200

Учителю достаточно объяснить принцип сложения и вычитания, умножения и деления чисел с нулем. Тем самым высвобождается время на закрепления материала, на его возможное углубление.

IV. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.

Межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественнонаучных понятий. На уроке окружающего мира дети знакомятся с географическим положение Ставропольского края, природными условиями, с традициями, обычаями народов. На уроках ИЗО это понятие закрепляется в рисунке орнамента национального костюма. На уроках труда в воспроизводстве особенностей национальной одежды. (Приложение 1.) Но при этом понятие не просто дублируется, углубляется. Межпредметные связи позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат.

V. ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК

Прогрессивные педагоги разных эпох – Я.И. Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы “в голове ученика”, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.

Структура интегрированных уроков – отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, сжатостью учебного материала;

- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью;

- информационной емкостью учебного материала используемого на уроке.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов:

- обучение грамоте (чтение, письмо) – математика;

- чтение – русский язык;

- чтение – музыка – рисование;

- математика – труд;

- ознакомление с окружающим миром – музыка – рисование – труд.

При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у детей, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.

Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности” (В.Н.Максимова “Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы”) благодаря комплексному подходу к обучению, если соблюдаются условия их проведения: включение интегрированных уроков в тематическое планирование, последовательное формирование понятий, умений на уроках с общеобразовательным содержанием.

Темы общеобразовательных дисциплин, выбранных для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач, но они не должны носить искусственный характер, а способствовать пониманию сущности изучаемых понятий и явлений.

Важное место в качественном проведении урока играет (А.И.Уман “Дидактические основы конструирования сценария урока”) “постановка” сценария. В него входят три составляющие:

- деятельность учителя;

- форма организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем;

- деятельность учащихся по выполнению учебных заданий.

Урок должен иметь четко сформулированные учебные задачи, для решения которых необходимо привлечение знаний из других областей.

Цель интегрированных уроков – обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин при решении новых вопросов и задач. Они имеют определенные преимущества:

- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;

- способствуют формированию целостной научной картины мира (теоретической, практической, прикладной);

- способствуют развитию устной и письменной речи;

- способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;

- развивают в большей степени воображения, мышления, памяти;

- способствуют увеличению темпа выполняемых, учебных операций.

VI. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения:

- потеря интереса к учению;

- отсутствие умения общаться друг с другом;

- отсутствие навыков самостоятельной работы.

Исследования показывают, что каким бы хорошим не был учитель начального образования, он один обеспечить полноценное личностное развитие младших школьников не может. Для этого необходимо организовывать взаимодейстие обучающихся между собой в процессе учебной деятельности.

Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы.

Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал объявленный обязательным, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей. Поэтому необходимо организовывать учебную деятельность с опорой на желание, положительные эмоции и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены школьных занятий, событий, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной. Любой человек, а тем более ребенок, активно включается в любую деятельность только тогда, когда ему нужно. Обычно в душе ребенка одновременно присутствуют различные и противоречивые мотивы. Эффективность усвоения знаний зависит от того, как знания подаются, от своевременного чередования различных умственных занятий и кратковременных расслаблений.

Одно из важных средств, для достижения успеха в обучении и развитии ребенка можно считать интегрированный урок. Следует иметь в виду, что для интеграции в начальном обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы.

К негативному фактору относится, в первую очередь, неготовность системы образования строить интегрированный курс, слабая материальная и техническая база школы, отсутствие системы интегрированного обучения на всех ступенях школьного образования.

Но интегрированные курсы в начальной школе постепенно вытесняют отдельные предметы, тем самым, уменьшая их число и предупреждая перегрузку учащихся, стимулируя интеллектуальную активность любого ребенка.

Младшие школьники, которые со временем вступят в самостоятельную жизнь, должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными, способными совершенствовать себя и окружающий их мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. “Нестандартные уроки в начальной школе”, Л.В.Пчелина.

2. “Интегрированные уроки в начальной школе”, Е.И. Рудянская. 3. “Интегрированное обучение в начальной школе”, Е.Ю.Сухаревская.

4. “ Журнал “Завуч начальной школы”, 2004.

5. Журнал “Начальная школа”, 1989, 1995, 2001.

6. Журнал “Биология в школе”, 1990.