Развитие интеллектуальных способностей учащихся через решение поисково-творческих задач

Разделы: Начальная школа


Цель: Развитие интеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития. (слайд 2)

Презентация

Задачи:

1. Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартной ситуации.

2. Развивать межпредметные связи, активно используя знания, полученные при изучении одного предмета в другом.

3. Прививать навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру, аналитическую потребность, логическое мышление.

4. Развивать навыки саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности.

5. Прививать интерес к познавательной деятельности. (слайд 3)

Реализация цели и задач определяется формулой:

ПОЗНАНИЕ + УВЛЕЧЕНИЕ + САМОВЫРАЖЕНИЕ + ОБЩЕНИЕ + РАЗВЛЕЧЕНИЕ = ИНТЕЛЛЕКТ. (слайд 4)

В своей книге “Психология интеллекта” Ж. Пиаже пишет:

“Будучи самой совершенной из психологических адаптаций, интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений”. (слайд 5)

Из этого следует, что, развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощное орудие для познания окружающего мира, содержащее компоненты саморегуляции, адаптации и саморазвития. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний, легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержена стрессам, устойчива к психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления.

Что же такое мышление?

Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека. (слайд 6)

Эта активность может быть различной в зависимости от уровня общения и характера используемых средств.

Различают разные виды мышления в зависимости от задач его изучения:

  • По времени возникновения в онтогенезе - наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое.
  • По типу результирующего продукта - творческое (продуктивное), репродуктивное (воспроизводящее)
  • По типу лежащего в основе принципа обобщения- теоретическое и импирическое мышление. (слайд 7)

Кроме того, выделяют ряд типов мышления в связи с особенностями психики и психических установок.

В младшем школьном возрасте доминирует наглядно-образное и словесно-логическое мышление на уровне конкретных понятий.

В литературе существует много различных методик развития и диагностики мышления младшего школьника. Наиболее распространенные:

  • “Матрица Равина”

Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления у младших школьников. Здесь под наглядно-образным мышлением понимают такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. На выполнение всех десяти заданий отводится 10 минут.

  • “Умение считать в уме”

С помощью данной методики проверяют способность ребенка производить умственные арифметические действия с числами и дробями различного типа: простыми, десятичными, а также со сложными дробно-целыми числами.

  • “Формирование понятий”

Методика представляет собой набор плоскостных фигур – квадратов, треугольников и кругов – трех различных цветов и трех различных размеров. Признаки этих фигур: форма, цвет и величина – образуют трехбуквенные искусственные понятия, не имеющие смысловые значения на его родном языке.

Перед ребенком в произвольном порядке рядом друг с другом раскладываются карточки с цветными фигурками на них, таким образом, чтобы все карточки ребенок мог видеть и изучать одновременно.

По команде экспериментатора, испытуемый в соответствии с полученным заданием начинает искать задуманное понятие.

Когда все карточки будут отображены, ребенок должен дать определение соответствующему понятию, то есть сказать, какие конкретные признаки в него входят.

Экспериментатор в начале исследования, задумывает понятие, содержащее только один признак, затем - два и, наконец, - три.

На решение каждой из трех задач отводиться 3 минуты.

  • “Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах”

Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах – это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов на серию вопросов, которые задает экспериментатор.

  • “Кубик Рубика”.

Эта методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления.

Пользуясь кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени.

Дают 9 задач, которые надо решить в течение девяти минут, на каждую задачу – по одной минуте. (слайд 8)

Наиболее распространённое понимание мышления связано с процессом решения задач не только школьного типа, но нестандартного вида, где постановка проблемы требует от учащегося больших умственных усилий, чем её последующее решение.

Хотя мышление и не сводится только к решению задач лучше всего формировать его именно в ходе решения, когда ученик наталкивается на посильные для него проблемы и вопросы и формулирует их.

Роль учителя – поставить учащегося в положение первооткрывателя, исследователя.

Специально отбираемые задания должны быть ориентированы:

  • Постепенное усложнение материала
  • Поэтапное увеличение объёма работы
  • Повышение уровня самостоятельности учащегося
  • Интеграцию заданий и способов деятельности
  • Привлечение элементов теории для решения задач
  • Обучение способам рассуждения с учётом принципа вариативности задач
  • Формирование беглости мыслей, оригинальность, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. (слайд 9)

Успешность решения таких задач зависит от уровня сотрудничества ученика и учителя, от овладения учеником системой умственных действий (сравнение, анализ, синтез и.т.д)

Предлагаю комплекс задач и упражнений в системе занятий по развитию творческого мышления.

Занятия начинаются:

  • Мозговая гимнастика (2 мин)
  • Разминка (3-5 мин)
  • Тренировка и развитие психических механизмов (память, внимание, воображении) 10мин
  • Решение логических, творческо-поисковых и творческих задач. (остальная часть занятия) (слайд 10)

(Учебник О. Холодовой, не все занятия по порядку выбираю соответственно теме занятия по тетради А.А. Зака “Интеллектика”, включает в себя поисково-творческие задания, разработанных интеллектуальных игр построенных на неучебном материале).

Задания из тетради “Интеллектика”

1. Игры:

“Одинаковое - разное у двух - 1, 2, 3”

“Одинаковое - разное у трёх - 1, 2, 3”

Сколько из портфелей 4, 5, 6, 7, 8, 9 имеют ручку, как у портфеля 10?

а) один
б) три
в) четыре
г) два
д) пять

(Образец на слайде 11-12) предназначены для развития способности анализировать и совершенствовать зрительное восприятие и произвольное внимание, поскольку в этих играх требуется выделять и сравнивать элементы предметных абстракций изображений.

2. Игры: “Шаги – 1, 2, 3”, “Прыжки – 1, 2, 3”, “Шаги, прыжки” (Образец на слайде 13-14)

Нацелены на развитие способностей планировать и совершенствовать действия в мыслительном плане”.

По клеткам этого волшебного квадрата перемещается кошка. Она может шагать и прыгать прямо и наискось. Шаг и прыжок она делает по очереди.

Как может кошка попасть от одного флажка к двум стрелкам: двумя шагами прямо и прыжком наискось или шагами прямо, наискось и прыжком прямо?

Игры “Перестановки -1, 2, 3” “Передвижения- 1, 2, 3” “Обмены 1, 2, 3” (Образцы на слайде 15-16)

Игра “Обмены - 2”

В клетках слева сделали два обмена – наискось и в сторону. Что получилось: так, как в клетках над цифрой 1 или 2?

Связаны с развитием способности комбинировать и совершенствовать наглядно- образное мышление, поскольку в этих играх требуется по-разному сочетать возможные изменения местоположения предлагаемых геометрических фигур.

4. Игры “Так же как..” “Сходство и отличие”, “Совпадения”, “Родственники” “Больше, чем..” “Старше, моложе”, “Ближе, левее” “То ли одно, то ли другое”

(Образец на слайде 17-18)

Игра "Сходство, отличие"

Света, Аня и Галя выращивали на грядках овощи: двое — свеклу, одна — кабачки. У Светы и Гали, Светы и Ани были разные овощи. Кто выращивал кабачки?

а) неизвестно кто о) Света в) Галя г) Аня д) Марина

Игра “Совпадения”

На доске цветными мелками написали слова:

Море мачта каравай

У синего и белого слов одинаковая первая буква, у белого и красного - вторая. Какое слово синего цвета?

а) неизвестно какое

б) Море

в) мачта

г) каравай

Развивают способность рассуждать и умозаключать, совершенствуют логическое мышление, поскольку в этих играх требуется делать вывод из предложенных суждений.

Диагностика - умение самостоятельно составить задачу и предложить её друзьям.

В результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений ум ребенка становится острее, а сам он – находчивее, сообразительнее. У детей меняется подход к решению задач, он становится более гибким, особенно развивается навык по решению задач, имеющих несколько вариантов решения, задач на комбинированные действия.

Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, речь- чёткой, аргументированной. Повышается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях.