Тип урока: ОНЗ.
Автор: М.Н.Кабушко (МОУ “СОШ №56” г.Новоуральск Свердловской обл.)
Цели: познакомить учащихся с характерными особенностями морей, их обитателями и богатством. Формировать способность к определению моря по карте.
Задачи:
- формировать способность к самостоятельному применению учащимися полученных знаний для объяснения окружающего мира;
- развивать познавательный интерес учащихся через использование детских энциклопедий, книг, научно-популярных фильмов о морях;
- организовать внеклассную деятельность, направленную на расширение кругозора детей, на поиск информации, развитие творческого воображения, на формирование коммуникативных навыков.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Оборудование:
1) Физическая карта полушарий, физическая карта России, глобус.
2) - Карточки с понятиями: РАВНИНЫ, ПОЛУОСТРОВА, ОСТРОВА, ГОРЫ, ОКЕАНЫ, РЕКИ, ОЗЁРА, МОРЯ, СУША, ВОДА;
- Карточки с пословицей: БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
- Карточки с выводами:
- В море вода соленая.
- Моря соединяются с морями и с океанами.
- Моря являются частью океана.
- Вода в морях и океанах находится на одном уровне.
План на доске:
- Относятся к суше или к воде?
- Где располагаются?
- С какими объектами связаны?
- В чем особенность данного объекта?
Карточки-задания группам
- Общее название_______
- Объясните, что обозначает данное понятие_____
- Покажите на карте… . Где расположен этот географический объект?
- Разделите на группы.
Карточка - схема передвижения воды; стр. 29.
Таблицы для групп: стр. 30 (3 колонки).
3) Оборудование для опыта: шланг с воронкой, соединяющиеся сосуды, колба с водой, тарелочка с кристалликами соли.
4) Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса “Наша планета Земля”. Часть 2. (А.А. Вахрушев и др.) – М.: Баласс, 2004.
5) Самостоятельные и проверочные работы к учебнику “Наша планета Земля” для 2-го класса. -М.: Баласс, 2002.
6) Листы – “Аквариум успеха”, рыбки разных цветов, липучка (скотч)
Д/з. 1. № 4, стр. 32-34 – читать.
2. № 4, 5, стр. 30– по желанию.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
На доске карточки-понятия: равнины, горы, острова, полуострова, реки, озера, океаны.
- Распределите карточки с понятиями на две группы. Объясните.
Ученики выделяют понятия относящиеся к суше и к воде. Учитель выставляет карточки СУША. ВОДА.
- Что общего во всех этих понятиях? (Это географические объекты.)
- Сегодня мы продолжаем разговор о географических объектах. Попробуем отнести новый географический объект к одной из выделенных вами групп.
- Прочитайте пословицу:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Какое главное правило взаимодействия в группах нужно помнить? (Работать дружно)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1) Повторение изученных понятий (река, озеро, океан). Работа в группах.
Каждая группа получает конверт с заданием.
1группе: Обь, Лена, Амазонка. Покажите на карте Обь.
2 группе: Байкал, Ладожское, Виктория. Покажите на карте Байкал.
3 группе: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый. Покажите на карте Северный Ледовитый.
4 группе: Баренцево, Средиземное, Черное. Покажите на карте Черное.
- При выполнении заданий, что вам поможет в работе с географическими объектами? (Поможет карта (атлас), толковый словарик для объяснения понятий, план работы с географическим объектом)
2) Отчеты групп.
Каждая группа называет и объясняет понятие, называет его особенности, делит объекты на группы, показывает заданный географический объект на карте, описывает, где он расположен.
1 группа:
- Обь, Лена, Амазонка- это реки. Относятся к воде.
- Река – это водоем, имеет постоянный водоток. Для возникновения реки необходим наклон местности. Начало реки - исток. Течет по руслу, имеет правый и левый берег. Устье – место куда впадает. Реки берут свое начало в горах, озерах, на равнинах (родники). Впадают в реки, озера, океаны. Вода в реках пресная.
- Река Обь находится в Евразии, в части света Азии. Свое начало (исток) берет на территории России в горах, потом протекает по Западно – Сибирской равнине и впадает (устье) в Северный Ледовитый океан.
- Выделили две группы: Обь и Лена текут по Азии, а Амазонка по Южной Америке.
- Чем пользовались для подготовки к ответу? (Физической картой полушарий и физической картой России, толковым словариком в конце учебника и планом работы с географическим объектом на доске).
2 группа:
- Байкал, Ладожское, Виктория – это озера, относятся к воде.
- Озеро – это замкнутая естественная впадина на поверхности суши, заполненная водой. У озер, как и у рек, есть берега. Нет только правого и левого берега. Во все озера впадают реки и ручьи.Если из озера вытекает река, оно называется проточным. Если из озера вода не вытекает, оно называется бессточным. В умеренном климате вода в озерах пресная. В жарком климате вода в озерах часто бывает соленой.
- Озеро Байкал находится в Евразии, части света Азии, на территории нашей страны. Это горное озеро с пресной водой, как и наше уральское озеро Таватуй.
- Озера Ладожское и Байкал находятся в Евразии, а Виктория – в Африке.
3 группа:
- Индийский, Тихий, Северный Ледовитый – это океаны, относятся к воде.
- Океаны – это огромные водоемы, заполненные соленой водой. Выделяют четыре океана. Еще Атлантический океан. Они омывают материки.
- Северный Ледовитый океан омывает материки Северную Америку и Евразию. Он омывает север России
- Можно выделить в одну группу: Северный Ледовитый, а в другую – Тихий и Индийский, определяя пересекают экватор или не пересекают.
4 группа:
- Баренцево, Средиземное, черное – мы считаем, что это моря, относятся к воде.
- Что такое моря?
Участники группы высказывают свое мнение.
- Моря – большие водоемы с соленой водой, соединяющиеся друг с другом. Моря представляют собой части океана, более или менее отдельные от него сушей.
- Черное море находится внутри материка Евразии. Часть побережья Черного моря относится к России.
- Можно ли разбить моря на группы?
Ученики группы представляют свои варианты.
- Есть ли вопросы к группе? Дополнения. (Ребята высказывают свое мнение, дополняя ответ группы, вопросы и ответы могут быть самыми разными)
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).
- Какой географический объект рассматривала 4 группа? (Море)
- Все ли вы сейчас рассказали о море? (Наверное, нет).
- Почему столько много разных версий возникло?
- В чем причина?
Учитель рисует знак ? в рабочей карте 4 группы.
(Мы еще не разбирали, что такое море)
- Какова цель нашего урока?(Узнать о новом географическом объекте).
- Сформулируйте тему урока. (Моря).
- Что должны ещё узнать о море? (Где располагаются моря? С какими объектами связаны? В чем особенности морей?)
Учитель открывает тему урока на доске: “Моря. Особенности морей”.
4. Построение проекта выхода из затруднения (совместное “открытие” нового).
- Задайте вопросы, которые мы используем при изучении географических объектов.
Учитель обращает внимание учащихся на вопросы плана на доске:
1. Относится к суше или воде.
2. Где располагаются.
3. Какие объекты напоминает или с какими объектами связан.
4. В чем особенность данного объекта.
- Моря относятся к воде. Значит, необходимо выяснить соленая или пресная вода находится в них.
1) Работа с учебником: задание 3, стр.29.
- Вспомним опыт, который проводили на уроке, посвященном озерам.
Учитель показывает тарелочку с кристалликами соли.
(При высыхании воды её соленость возрастает. При полном испарении в блюдце остались кристаллики соли).
- Прочитайте задание.
Ученик под руководством учителя у доски на большой схеме, ученики в учебнике раскрашивают схему.
- К какому выводу пришли ? (В море вода соленая.)
Учитель вывешивает карточку - вывод на доску.
- На какой вопрос еще дали ответ? (С какими объектами связаны моря?)
Задание 1, стр.28.
Ученик читает задание.
Учитель рассказывает сказку о Драконе-Водохлебе.
Сказка.
Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил все, что попадалось ему на пути. Только все звери привыкнут выходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлёб тут как тут. Выпьет озеро – все звери опять мучаются от жажды.
Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения – наступил голод. Обиделись все животные и пошли за советом к мудрому льву. “Скажи нам, мудрый лев, что делать? Дракоша-Водохлёб уж не только пресные, но и соленые озера выпил. Нет нам больше жизни!”
Подумал лев и сказал: “Позовите его пить из моря. Все моря соединяются друг с другом и океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша не пил воды из моря, ее количество не уменьшится. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится”.
Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлебу: “Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в свое удовольствие.” Дракоша и пошел к морю. Пил он пил, пил, пил, пил… а вода все не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов, шкура у Дракоши не выдержала и лопнула. Шкуру Водохлебу звери конечно зашили, но больше так пить Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватает. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут, а из-за этого и пищи всем хватает. Живи счастливо!
- О каком свойстве морей знал мудрый лев? (Моря соединяются с морями и океанами.)
2).Работа с физической картой полушарий.
- Где располагаются моря? Чем воспользуемся, чтобы ответить на этот вопрос? (Картой полушарий.)
- На какие группы можно разделить моря?(Некоторые моря находятся внутри материка, имеют небольшое соединение с океаном.Так Черное море связано со Средиземным морем и соединяется с Атлантическим океаном.
- Это внутренние моря.
(Некоторые моря являются частью, продолжением океана и омывают материк. Например, Баренцево, Красное, Лаптевых.)
- На окраине какого океана они находятся? (Северного Ледовитого океана.)
- Это окраинные моря.
-К какому выводу пришли? (Моря являются частью океана).
Учитель вывешивает карточки-выводы на доску.
3). Физ. минутка.
-Представьте, что мы приехали отдыхать к Черному морю. Стоим на берегу и …, что будем делать? (Будем плавать, нырять, купаться, плескаться и загорать.)
Учащиеся повторяют движения за учителем.
- Купаемся, какая вода в море? (Вода теплая).
- Какое море? Почему? (Это теплое море, оно ближе к экватору).
- Присели, полетели… в каком направлении?
Учитель указывает по карте на север.
- Стоим на берегу Баренцева моря. Что делаем? (Любуемся, ловим рыбу).
Дети выполняют упражнения.
- Где расположено это море? (Баренцево море – часть Северного Ледовитого океана, расположено ближе к Северному полюсу, это холодное море)..
- Итак, какие бывают моря в зависимости от их расположения по поверхности земли. (Моря бывают теплые и холодные).
4). Демонстрация опыта.
- На какой вопрос еще не ответили? (В чем особенность морей?)
- Посмотрите на карту, что объединяет моря в одну группу? Что можно сказать о глубине? (В морях, судя по карте, глубина чаще всего не очень большая. У берегов еще меньше).
- Как определяли глубину? (По цвету и шкале глубин в метрах).
- А чему соответствует на карте значение 0? (Это уровень океана).
- Что это значит, уровень океана?
Задание 2, стр.. 29
- Каков будет уровень воды в шлангах? К чему стремится вода?
Запись выводов: Вода всегда выливается из нижнего конца.
Вода стремится быть на одинаковой высоте.
Уровень воды во всех морях одинаковый.
Учитель вывешивает карточку-вывод на доску.
- Итак, все моря соединены друг с другом, т.е. моря – это сообщающиеся “сосуды” с одинаковым уровнем воды.
- Ребята, а как взаимодействует морская вода с поверхностью суши? (Морская вода размывает берега, образуются острова, полуострова).
- Покажите пример на карте.
Ученики показывают и называют моря омывающие поверхности суши, Например., моря Северного Ледовитого океана… омывают север Евразии.
- Если заинтересуетесь, почему географические объекты имеют такие названия, можете в дополнительной литературе поискать ответ дома.
5. Применение знаний, закрепление во внешней речи.
1). Работа с таблицей: задание 4,стр.30.
Чтение задания.
- Что обозначают слова в первой колонке? (Это омываемые части света).
- Что обозначают слова в первой строке? (Это названия океанов).
- Назовите и покажите моря Северного Ледовитого океана, какие части света омывают.
2). Работа в группах с картой.
- Работаем с третьей колонкой таблицы. Найти моря, записать название моря.
Учащиеся вписывают название моря в таблицу, находят моря, соотносят с океаном и частью света, проговаривая вслух.
Ответ по вопросам:
Какую часть света омывает.
К какому океану относится.
Название моря.
-Итак, чему сейчас учились, работая с таблицей. (Учились находить на карте моря.)
- Вместе с родителями дома можете попутешествовать по карте, выполнить задание 4, стр.30, задание 5, стр.32.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Сборник “Самостоятельные и проверочные работы к учебнику “Наша планета Земля”: № 1, 2, стр.19.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Время ограничено (1-2мин.) По окончании работы учитель на доске выставляет эталон для самопроверки.
-У кого все верно? Кто допустил ошибку?
Дети ставят “+”,если выполнил верно, “?”, если неверно.
-Знание каких особенностей морей вам помогли в работе?
Повтор особенностей морей
- Ребята, для чего человеку нужны знания о море? (Нужны знания о морях, чтобы правильно использовать в своей жизни.)
7. Включение в систему знаний и повторение
- На суше существуют растения и животные, а есть ли они в воде? Давайте посмотрим.
Просмотр видеофильма. (1-2 мин) “Голубая планета” ВВС - “Союз-Видео”.
- Есть ли растения в воде? Как называются?
- Есть ли животные? Каких увидели?
Д/З. Об обитателях морей, какие вещи, продукты питания получает человек из морей и океанов, вы сможете узнать из урока 32.
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- В начале урока поставили вопрос “?”, что должны были узнать? (Определить понятие “Море”)
Ученики отвечают на вопросы учителя:
- Что нового узнали.
- Где пригодятся эти знания.
- Кто из ребят больше всех нам помог.
- Кому помог ты.
- Как ты оцениваешь себя на уроке.
- Каждая группа заполнит свой аквариум успеха. Каждый ученик свою рыбку пустит в аквариум:
- золотую, если все понял на уроке, выполнял задания без ошибок, доволен собой;
- синюю, если допустил неточность в работе;
- красную – “ещё надо постараться, и придет успех”
На доске дети заполняют рыбками аквариум успеха своей группы.