Задачи урока:
Образовательные: Закрепить и обобщить знания учащихся о Солнечной системе, её строении, об особенностях планет, входящих в неё. Раскрыть зависимость расположения планет в Солнечной системе на продолжительность года, температурные характеристики и т. д.
Развивающие: Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы. Развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности.
Воспитательная: Воспитывать товарищество, умение работать в группе.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Место урока в учебном плане: 2 урок по теме “Мир глазами астронома”.
Методы: Частично-поисковые, объяснительно иллюстративные.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.Оборудование:
- Компьютеры;
- Проектор;
- Наборы карточек для групповой работы (у каждой группы);
- ММК “Естествознание для младших школьников” авторы Карманова Л. В., Плетнева М. С.;
- Видеоролики;
- фотографии планет Солнечной системы;
- Презентация к уроку.
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Постановка цели урока – 2 мин.
- Актуализация знаний – 5 мин.
- Обобщение и систематизация знаний – 24мин.
- Составление модели Солнечной системы– 6 мин.
- Просмотр видео ролика “Планеты Солнечной системы” – 2 мин.
- Физкультминутка. 3 мин.
- Групповая работа – 5 мин.
- Просмотр видео роликов “Марс”, “Юпитер”, “Земля”, “Сатурн” – 2 мин.
- Самостоятельная работа по ММК “Естествознание” – 6 мин.
- Подведение итогов урока – 3 мин.
- Домашнее задание. - 5 мин.
- Игра “Мозаика” - 4 мин.
- Выбор домашнего задания – 2 мин.
Ход урока
Организационный момент- 1 мин.
Постановка цели урока – 2 мин.
У. - Сегодня мне помогать вести урок будет замечательный знаток космоса Марсик. Он будет задавать вам вопросы, делиться своими знаниями, помогать решать проблемные ситуации.
На экране проектора анаграмма - НСОЕЧАНЯЛ ИЕССТАМ. |
У. - Расшифруйте анаграмму:(Д. - Решают анаграмму и получают: Солнечная система).У. - Попробуйте предположить тему нашего урока.(Д.- Предположение детей).У. - Тема нашего урока – закрепить и обобщить знания о Солнечной Системе.
Актуализация опорных знаний – 5 мин.
У. - Что такое Солнечная система? Подумайте, что обозначает каждое слово в этом словосочетании. Какое из них главное. Почему.
(Д. -Ответы детей).
У. -Действительно любая планета или звезда, существуя сама по себе, одновременно является частью какого-то более крупного космического объекта. Например: Солнце – часть Солнечной системы, Солнечная Система – часть галактики Млечный путь, а Млечный путь – часть Вселенной.
На экране проектора возникает схема: | ||||||
Солнце | —> | Солнечная система | —> | Млечный Путь | —> | Вселенная |
Обобщение и систематизация знаний – 24 мин.
Составление модели Солнечной системы– 6 мин.
У. - Следующее задание вы выполните, работая в группах. Вспомните правила работы в группе.
(Д. - Выслушивать мнение каждого, не перебивать и т. д.)
У. - Каждая группа получает конверт с карточками-названиями различных космических тел. Ваша задача – выбрать только те карточки, которые образуют Солнечную систему.
На экране проектора – слайды о Солнце. |
Уран | Сириус | Нептун | Плутон |
Земля | Венера | Большая Медведица | Юпитер |
Сатурн | Меркурий | Вселенная | Марс |
(Д. - Работают в группах, выбирают нужные объекты).
У. - Какие объекты вы выбрали? Почему? Объясните, почему вы не выбрали те или иные космические тела?
(Д. Отвечают и проверяют выполнение задания: в случае, верного ответа активная кнопка становится зелёной, неверного - красной).
У. - С помощью выбранных вами объектов составьте модель Солнечной системы.
(Д. - Замечают, что не хватает Солнца и составить модель невозможно).
У. - Действительно, Солнечную систему невозможно представить без Солнца.
(Учитель раздает каждой группе карточку с изображением Солнца).
У. – Расскажите, что вы знаете о Солнце по предложенному плану:
- Звезда или планета.
- Размер Солнца по сравнению с Землей.
- Расстояние от Земли до Солнца.
- Температура Солнца.
- Роль Солнца для жизни на Земле.
- Легенды о Солнце.
На экране проектора – слайды о Солнце. |
(Д. – Рассказывают о Солнце, затем, работая в группе, составляют модель Солнечной системы).
У. Чтобы проверить правильность составления модели Солнечной Системы предлагаю просмотреть видео фильм.
Просмотр видео ролика “Планеты Солнечной системы” – 2 мин.
Физкультминутка – 3 мин.
У. - Одновременно с показом ролика читает стихотворение:
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Вот мы и прошли планетарный закон.
Работа в группах – 5 мин.
Задание выведено на экран проектора |
У. – Чтобы проверить насколько хорошо, вы знаете, планеты Солнечной Системы Марсик предлагает справиться с очень сложным заданием. Послушайте описание одной из планет и назовите её. “Эта планета на первый взгляд ничем не примечательна: она не самая большая, но и не самая малая из планет, она не ближе других к Солнцу, но и не находится на краю Солнечной Системы. И все же эта планета обладает одной уникальной особенностью”. Ответить на этот вопрос сложно. Прежде чем вы начнёте работать в группе, просмотрите видео ролики о некоторых планетах Солнечной Системы.
Просмотр видеороликов “Марс”, “Юпитер”, “Земля”, “Сатурн” – 2 мин.
(Д. – Работают в группах. Представители групп рассказывают о своих предположениях, обосновывают свои ответы. Хорошо, если будут названы разные планеты.)
У. -Все вы правы, называя разные планеты, потому что, каждая из планет имеет свою уникальную особенность: на Марсе самые высокие горы, на Земле есть жизнь и т. д.
Самостоятельная работа по ММК “Естествознание” – 6 мин.
Задания.
- Подпиши названия планет.
- Узнай планету по описанию.
- Расположи планеты по удаленности от Солнца.
(Д. - Задания выполняют самостоятельно, проверяются, по ходу выполнения дети рассказывают о планетах.)
У. - Как влияет удаленность планеты от Солнца на продолжительность года на ней и её температуру.
(Д. – Отвечают, объясняют свою точку зрения.)
Тест.
Подведение итогов – 3 мин.
У. – Что нового вы сегодня узнали на уроке?
(Д. – Отвечают.)
У. – После нашего урока вы так же ответите на вопрос: “Что такое Солнечная система”, как и в его начале?
(Д. – Отвечают.)
Домашнее задание 5 мин.
Игра “Мозаика” - 4 мин.
У. – За очень хорошую работу на уроке Марсик предлагает вам самим выбрать домашнее задание, но для этого вы должны собрать “Мозаику”.
(Д. - Работают на компьютере, собирают мозаику – изображение Солнечной системы - и узнают свое домашнее задание.)
Выбор домашнего задания – 2 мин.
- Изучить материал учебника по данной теме.
- Приготовить сообщение о любой планете Солнечной Системы.
- Сочинить загадку или рассказ о планете, указав её отличительные признаки.
ОБЗОР РЕСУРСОВ.
Умник.
http://ymnik.ru/child.php Замечательный материал для развития ребенка. |
|
Материалы по окружающему миру, астрономии, изобразительному искусству будут полезны не только для учителя, но и для родителей, которым не безразлично развитие своего ребенка. Нестандартные и очень оригинальные игры, различные опыты помогут учителю сделать любой урок развивающим. |
Федерация Интернет образования.
http://teacher.fio.ru/news.php?n=18142&c=82
Викторина “Эти забавные животные”. Данная викторина может быть использована на уроках закрепления и обобщения знаний по теме “Животные”.
http://www.svegolas.ru/
На данном сайте можно найти множество интересных сведений о птицах, млекопитающих, рыбах и т. д. Данный сайт о животных может быть использован только для подготовки учителя к уроку. Фото.
www.alledu.ru/files0/files1/files629/files639/docs/DOKLAD23.htm
Онуфриенко Т. М. Учитель начальных классов. г. Железнодорожный.
Интегрированный урок по природоведению во 2-м классе на тему “Животные. Классификация животных”.
Зоология.
http://temref.narod.ru/zoology/index.html
На сайте дана очень подробная классификация и характеристика всех типов животных. Есть рефераты, которые можно использовать для подготовки уроков и интересных заданий. Только для учителя.
ФотоФорум.
http://www.photoforum.ru
Фото звездного неба, снимки планет и т. д. Яркие, качественные фотографии могут быть использованы на уроке.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Прекрасно иллюстрированная, доступная для младших школьников детская энциклопедия содержит информацию, которая может быть использована на уроках Окружающего мира по самым различным темам. | |
Энциклопедия содержит множество иллюстраций, анимаций, доступный научно-познавательный материал, а также аудио- и видеоприложения. Обучающиеся могут использовать энциклопедию для подготовки сообщений, рефератов и т. д. Проект будет полезен и родителям, и учителям |
ММК “Естествознание для младших школьников”.
Мультимедиа курс “Естествознание” познакомит с множеством интересных фактов о различных объектах окружающего мира и поможет проверить свои знания о богатстве и разнообразии | |
растительного и животного мира, об устройстве организма человека и работе его внутренних органов, о планетах солнечной системы, о различных видах географических карт и их назначении. |
Преимущества использования ИКТ на уроках:
На данном уроке ИКТ использовались на следующих этапах:
- Закрепления и систематизация новых знаний. (ММК “Естествознание”);
- подведения итогов урока;
- объяснения домашнего задания. (Программа “Пазлы”).
Использование на первом этапе видео роликов, схем позволило одновременно активно усваивать учебный материал детям с различными видами модальности: аудиалам, визуалам и кинестетикам и сократить время изучения данной темы.
Работая с ММК “Естествознание”, дети могли выбрать задание посильного уровня, самостоятельно осуществить проверку его выполнения (получить звуковую и зрительную оценку), что способствовало индивидуализации учебного процесса и созданию на уроке ситуации успешности для каждого ученика.
Использование программы “Пазлы” сделало выбор и выполнение домашнего задания увлекательным, творческим и повысило мотивацию к изучению темы.
Использование ММК на уроке в целом позволило:
- повысить мотивацию к изучению темы, активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать у учащихся продуктивные творческие функции, все психические процессы;
- разместить большой объем информации на одном слайде, но осуществлять вывод этой информации постепенно, используя эффекты анимации не перегружая восприятие ребенка (звуковые и видео-приложения, различные схемы и рубрики).