Цели урока:
- продолжение работы по формированию у учащихся умения решать задачи основных типов;
- развитие интереса и уважения к предмету, расширение кругозора учащихся;
- привитие интереса к историческим памятникам культуры своего города.
Оборудование:
компьютеры, диск с презентацией, карта г. Бийска, прайс-листы с ценами и зарплатами 1900 г. в г. Бийске, печатный материал с заданием на каждого ученика, сигнальные карточки.
План урока
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему и содержание материала, который будет рассмотрен на уроке. Это задачи на нахождение части от целого и целого по его части, задачи на нахождение площади, на составление уравнения, на “движение”. В ходе урока необходимы будут умения выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями.
Ребята, нажимая на кнопку на компьютере, будут путешествовать по улицам старого города, а карта города поможет лучше ориентироваться.
Il. Устный счёт.
Ребята решают по индивидуальным карточкам устные примеры.
Карточка №1.
Кто был основателем города на слиянии рек Бии и Катуни?
50+40 | 30+70 | 100-70 | 100-80 | 67-23 |
:30 | :10 | •3 | :4 | :11 |
•50 | •15 | -18 | •14 | •25 |
-100 | -150 | :36 | -67 | -19 |
______ | _____ | _____ | _____ | _____ |
28-М, 151-О, 50-П, 63-К, 72-А, 54-Г, 0-Ё, 2-Т, 93-С, 38-Д, 5-Н,
3-Р, 67-У, 81-I, 59-В.
(Пётр I)
III. Путешестнвие.
- Указом, писанным 29 февраля 1708 г. Пётр I повелевал “в незамедлительном времени на реках Бии и Катуни в пристойном месте построить острог со всякими крепостями”.
18 июня 1709 г. был построен Бикатунский острог. (Рисунок1)
-Но в 1709 г. крепость оказалась преградой на пути у джунгар и была сожжена.
Решите задачу устно:
Джунгарское войко насчитывало 3000 человек, а охрана крепости 200 человек.
- Какую часть составили, оборонявшие крепость?
- Во сколько раз войско неприятеля было больше?
В 1718 году Бикатунский острог восстановлен и в 1732 году переименован в Бийскую крепость.
Задача: Новая Бийская крепость на правом берегу Бии “деревянная, длиною 37 сажен(=80м), поперёк 28 сажен (=60м), по углам 4 башни, под ними 4 казармы, в стенах двое проезжих ворот…” (Рисунок2) . Какую площадь занимала Бийская крепость?
- Как находится площадь? (Умножением длины на ширину)
Задача: Если учесть, что площадь крепости составляла площади современного Бийска, то какова площадь Бийска сейчас?
- Как называется такой тип задачи? (Нахождение целого по его части).
- Как найти целое по его части в данной задаче? (480:1•75=360000м)
- Границы государства отодвинулись в район Кош-Агача. Бийск утратил оборонительные функции и стал центром развивающейся торговли. Главной улицей города стала улица Успенская (Рисунок3) , названная так в честь той иконы, что принесли на берега Бии первопроходцы и создатели города. Ныне улица Советская.
- Старо-Успенская церковь (Рисунок4) - первое каменное здание Бийской крепости. В народе именовалась Казачьей.
- Торговая улица (Рисунок5), впоследствии улица графа Л. Н. Толстого.
- В первой половине XIX века “инородцы” были первыми поселенцами на окраинной улице, называемой Татарской (Рисунок6) . Из всех татар, составляющих часть от всего населения города, наиболее известен купец 1-ой гильдии Н. И. Ассанов. (Рисунок7) . Население города в это время состояло из 5152 человек.
- Как прикидкой можно определить, сколько татар жило на тот момент в городе?
(51525100 чел., тогда 5100:10051 (татарин), один из них Н. И. Ассанов)
- Н. И. Ассанов из Бийска в Монголию вывозил серебро, бумажные ткани, сукно, железные, медные и чугунные изделия, галантерейные товары, юфть, посуду, конфеты, соль, муку, пшено, пряники и т. д. Из Монголии – шёлк, шерсть, шкурки сурка, лисы, соболя, баранов, коз, быков, лошадей…Все, имеющиеся в зоопарках лошади Пржеальского (Рисунок 8), являются потомками вывезенных Ассановым из Монголии.
- В особняке Ассанова (Рисунок 9) в настоящее время находится Бийский Краеведческий музей им. В. В. Бианки
- Вообще самый первый каменный дом в г. Бийске был построен купцом Гилёвым в 1874 году. Деревянные здания в городе часто горели. Среди купцов пошла мода на каменные здания. Красавцы-особняки начали заполнять город.
- Бийские купцы при строительстве зданий использовали кирпич (Рисунок10), который при покупке бросали на 5 саженей (1 сажень=2м). Для этого нанимали специального человека – “амбала”. Поскольку в ходе проверки кирпич бросали, то в знак его высокого качества кирпич стали называть “бросовым”.
Переведите 5 сажен в метры. (10м)
- Говорят, что Второвский пассаж (Рисунок 11) – точная копия казино в Ницце. Построил его купец Н. П. Фирсов (Рисунок12).
- Особняк купца Васенева (Рисунок 13). Купец А. Васенев (Рисунок14) в 1877 г. с первым караваном из Китая привёз чай, знаменитые китайские шёлк и вазы.
- Бывший дом купца Мезенцева (ныне Главпочтамт) (Рисунок15).
- Крупнейшие предприниматели г. Бийска, уроженцы с. Венец Ковровского уезда Владимирской губернии, купцы 1-ой гильдии А. Ф. и Е. Г. Морозовы (Рисунок16).
Задача: По свидетельству податной инспекции в 1903 году, имущество Морозовых составляло стоимости всей городской недвижимости в 11 848 тыс. рублей.
Определите стоимость недвижимости Морозовых.
- Как называется такой тип задачи? (Нахождение части от целого).
- Как найти часть от целого в данной задаче? (11484:8•1=1481 тыс. рублей)
- На основной части России выпекали в основном хлеб из ржаной муки. Пшеницу тогда ещё мало выращивали, и белая мука была привозная, хлеб из неё стоил дорого. Недаром говорили: “Матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеничка по выбору”. Наш край (Рисунок17) всегда был урожайным на дорогую пшеничку.
- В навигацию 1892 года А. Ф. Морозов вывез в Тобольскую губернию на своих пароходах (Рисунок18) около 480 тыс. пудов хлеба, получив от этой операции 397 тыс. рублей прибыли.
- Чтобы вывозить муку и другие товары, нужны были мешки. Братья Бородины открывают одно из крупнейших в городе предприятий – льнопрядильную фабрику для изготовления мешков (Рисунок19).
Задача: Учитывая, что в 1 мешок входило 3 пуда, рассчитайте, сколько купцу Морозову потребовалось мешков для вывоза хлеба в Тобольскую губернию.
- Какое действие поможет нам произвести расчёт? (Деление).
- Так сколько же потребовалось мешков? (160 тыс. мешков).
- Задача: Первые четыре парохода Морозова имели скорость 20 вёрст в час (?21км/ч).
- Путь от Бийска до Тобольска составлял 2448 км. Сколько времени длилась поездка туда и обратно, если скорость течения реки 3 км/ч?
- Как называется такой тип задачи? (Задача на “движение”).
- Как находится время? (Нужно путь разделить на скорость).
- Какова будет скорость парохода по течению реки? (21+3=24км/ч).
- Какова будет скорость парохода против течения реки? (21-3=18км/ч).
- Чему будет равно время, пройденное пароходами по течению реки? (2448:24=102ч)
- Чему будет равно время, пройденное пароходами против течения? (136ч).
- Чему равно время, потраченное на всю поездку? (238ч).
- Как это время выразить в сутках? (238:24=9(ост. 22)).
- Как записать ответ в виде смешанного числа? (10суток)
- Хлебные товары, сливочное масло из Бийска вывозили в Англию и Германию. В 1910 году из Бийска было отправлено 250 тыс. пудов сливочного масла. (Рисунок 21).
- В 1870 году образовалась Казанка (наш микрорайон). Названа так в честь Казанской иконы Божьей матери.
- Бийские купцы, имея большую прибыль, вкладывали деньги в благотворительность, строили школы, библиотеки, электростанцию. В 1911 году купец Ф. Доброхотов построил на Казанке Казанское приходское училище (Рисунок 22).
Задача: В Казанском приходском училище на первом этаже занимались мальчики, а на втором – девочки. В январе 1916 года девочек училось на 80 больше, чем мальчиков. Всего в училище обучалось 350 человек. Сколько мальчиков и сколько девочек обучалось в училище?
- Как называется такой тип задачи? (Задача на составление уравнения).
- Что спрашивается в задаче?
- Какую величину удобнее взять за x? (Количество мальчиков).
- Сколько было девочек? (x+80).
- Имея ключевое слово “всего”, как составим уравнение? (x+x+80=350).
Самостоятельно решается задача, проверяется с помощью слайда. (135 мальчиков, 215 девочек).
- В 1875 г. открылось мужское приходское училище (Рисунок23), плата за обучение составляла 65000 рублей в год.
- Посмотрите на прайс-листы с ценами и размерами зарплат на 1900 год. Многие ли могли позволить себе обучение своих детей?
- В 1880 г. открылась Николаевская женская гимназия (Рисунок24).
- В 1911 г. во всех школах города обучалось не более 2000 человек, хотя детей школьного возраста насчитывалось более 6000.
- Какая часть детей была вне школы? .
-Народный дом (ныне Драмтеатр) (Рисунок 25) построен на деньги, завещенные купцом Копыловым (Рисунок 26). Вершит здание купол, похожий на шлем русского богатыря.
-Воробьёвка (Рисунок 27). Дальняя западная часть Заречья. Здесь предприимчивый крестьянин из Пермской губернии некто Воробьёв в конце XIX века построил кожевенный завод (ныне улица Кожзаводская)
-Мочище (Рисунок 28). Название оз. Мочище (Рисунок 29) отражало занятие обитателей этих мест. Они мочили в озере коноплю и выделывали из неё верёвки.
Карточка 2. Решив примеры, вы узнаете фамилию человека, который изобрёл крутильную машину, выставленную на Парижской выставке.
А | Т | Б | Н |
И | У | Р |
(Батурин)
- Город осваивал левобережье. В 1911 году пришлось пустить два парома. В 1934 г. построили понтонный мост.
Ответ примера назовёт год, когда два берега реки соединились мостом:
351:27 + 78•25 = (1963г.)
Карточка 3. Решив примеры, вы узнаете, в каком году был пущен первый трамвай (Рисунок30) в г. Бийске:
(1960г)
Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы не только познакомились с историей нашего города, но и увидели практическое применение математики в жизни.
Задачи, каких типов помогали нам в путешествии?
IV. Домашнее задание.
Задача 1. Зная, что в 1 пуде 16 кг, переведите в тонны следующие цифры:
480 тыс. пудов хлеба, вывезенные в 1892 г. купцом Морозовым в Тобольскую губернию;
250 тыс. пудов сливочного масла, вывезенного из Бийска в 1910 г. лейпцигскими и лондонскими фирмами.
Задача 2. “Пятый” и “Шестой” пароходы Морозова имели скорость 30 вёрст в часи (?32км/ч). Зная, что путь из Бийска в Тобольск равен 2448 км, а скорость течения реки 3 км/ч, рассчитайте, сколько времени длилась поездка туда и обратно. (Сравните ответ с ответом задачи, решённой в классе).
Задача 3. Решив примеры, вы узнаете фамилию человека (наследника купчихи
Морозовой), который первым в нашем городе купил автомобиль.
А
К
Х
Н
И
1 | ||||
Литература:
- История Сибири. Т. 1,Т.3, Л. 1968.
- С.Ю.Исупов. Бийск: острог, крепость, город. Бийск, 1999.
- Летопись города Бийска. Барнаул, 1971.
- Э.П.Шмойлов. Бийск вчера и сегодня. Барнаул, 1974.
- Э.П.Шмойлов. Бийск. Очерки истории города. Бийск, 1993.
- Город Бийск. Краеведческий вестник. №1, №3, 1997.
- Энциклопедия купеческих родов. 100 лет русского предпринимательства. М. 1995.
- Б.Х.Кадиков. Н.И.Ассанов – купец, меценат, просветитель. Краеведческий вестник №9. 1999.
- В.Н.Третьяков. Бийские купцы Морозовы. Краеведческий вестник №10.2000.
- Бийские градоначальники. Бийск. 2002.
- Фонды Бийского краеведческого музея им. В.В.Бианки.