Художественный текст, его образная природа. Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • донести идею произведения до каждого ребёнка через глубокий поэтапный разбор произведения и эмоциональное восприятие его содержания;
  • показать мастерство писателя в передаче эмоционального состояния главных героев через средства выразительности и изобразительности художественного слова;
  • учить выразительному чтению прозаического произведения;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • воспитывать любовь к ближнему;
  • воспитывать любовь к чтению – сопереживанию прочитанного.

Планируемый результат: достигнуть максимально чувственного восприятия услышанного-прочитанного; пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения.

План урока.

I. Орг. класса.

II. Изучение нового материала.

1. Проверка домашнего задания.

Цель: выявить уровень понимания сюжета произведения после первичного прочтения.

Игра “Блиц-турнир”.

(Учитель вызывает 5 – 10 человек к доске, задаёт вопросы детям, по-порядку. Не ответивший, выбывает из игры, а вопрос переходит следующему игроку.)

- С творчеством, какого писателя мы знакомимся?

- Какое произведение изучаем?

- Какое значение имеет автор и его произведение для нас с вами?

- Где происходят события?

- Если смотреть с вершины горы, чем казались крестьянские избы?

- Кто главный герой произведения?

- Любимое занятие деревенских мужиков?

- Верный помощник деда на охоте и дома?

- Почему собаку не кормят перед охотой?

- Какой работой был занят Емеля зимой?

- Почему Емеля в последнее время охотился редко?

- Какое оружие было у деда для охоты?

- Хорошо ли знал Емеля окрестные леса?

- Какую просьбу внука непременно должен был выполнить старый Емеля?

- Почему в еловом лесу не растёт трава, а землю устилает только мох, да папоротник?

- С чём сравнил автор бег оленя?

- Сколько дней бродил по лесу Емеля в поисках оленёнка?

- Что делала олениха, почувствовав охотника?

- Почему Емеля не убил оленёнка?

- Как выглядел оленёнок?

- Что вместо оленёнка добыл старый охотник?

- Почему рассказ деда развеселил Гришутку?

Итог.

2. Актуализация знаний.

*Повторение изученного материала.

- С помощью чего автор создает художественный образ действительности в произведении, образ главных героев, как ему удаётся пробудить в воображении читателя картины описываемых событий, получить эмоциональный отклик на происходящее?

- Как самое обыкновенное слово становится особенным, превращаясь в искусство?

(В арсенале писателя и поэта имеются особенные способы и средства художественной выразительности и изобразительности и тонкое восприятие окружающего мира, данное как талант, от природы.)

- Давайте вспомним, что это за способы и приемы, зная которые и обыкновенный человек, не обладающий особым талантом к искусству слова, может создать художественный образ увиденного?

(На доску вывешиваются таблички со скрытыми определениями.)

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы заглянем между строк, написанных автором. Попробуем найти те приёмы и средства, которые использовал Д. Н. Мамин – Сибиряк для построения художественного текста. Цель нашего исследования – особый язык автора, его художественный “почерк”.

Работа с текстом.

(Дети разделены на группы. Каждой группе предложено задание.)

1 группа.

Перечитайте абзацы, в которых описывается пейзаж месторасположения деревни Тычки.

Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие природу перевести в образ – переживание, соотнести её с переживаниями главного героя. Составьте картинный план.

2 группа.

Перечитайте абзацы, в которых описывается образ главных героев. Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие понять, как выглядят дед Емеля, Гришутка, Лыско; каков их внутренний мир, какие ценности имеются в их характерах. Составьте картинный план.

Почему, рассказывая об Емеле, писатель всё время вводит картины природы?

3 группа.

Перечитайте абзацы, в которых описывается момент выслеживания оленёнка. Какие чувства побуждают в вас слова автора. Составьте партитуру чувств. Как удаётся автору передать кульминацию событий.

4 группа.

Перечитайте абзацы в заключительной части.

Какие чувства в вас пробуждает этот отрывок? Составьте партитуру чувств. Как автору удалось достичь пробуждения в вас этих чувств?

Почему автор, завершая рассказ, не сообщает читателю судьбу мальчика и деда. Но, что в его словах даёт надежду на благополучный исход?

Итог.

(Выступление детей + комментарии учителя.)

III. Итог урока.

1. Обобщение по уроку.

- Какие особенности языка автора мы могли бы выделить после проведённого нами исследования произведения?

- автор использует всю совокупность средств художественной изобразительности и выразительности;

- произведение наполнено эмоциональной окрашенностью; добротой, нежностью, чувством прекрасного, живописно и лирично по содержанию;

- через авторский язык чувствуются его корни: описывается местность, хорошо знакомая автору; образ жизни в глухой удалённой деревне; поведение местных жителей, особенности их восприятия окружающего мира; особенности уральского языка.

- манера повествования и структура произведения (зачин или завязка, кульминация, развязка) похожи на сказку: “далеко-далеко… у самого леса…”, “…одиннадцатая избушка…”, “три дня ходил…, три ночи ночевал…”, “олень десятирогий, сказочный…”.

- прослеживается глубоко философский смысл произведения; добро побеждает…;

2. Дом. задание.

Написать мини-сочинение-рассуждение: “Какое значение имеет для деда Емели и Гришутки природа?”.