Существует проблема адаптации к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. В рамках “Школы будущего первоклассника” “Лицея № 3” г. Норильска, логопедической службой разработана программа, позволяющая преодолеть речевые и психофизиологические нарушения, которые могут препятствовать дальнейшему успешному обучению.
Программа логопедической работы рассчитана на детей в возрасте 6–7 лет. Данная работа направлена на преодоление у будущих первоклассников речевых и психофизиологических нарушений путем проведения фронтальных логопедических занятий. В основе всех логопедических занятий лежит комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с логопедом. Система фронтальных занятий отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу положены комплексность и игровые приемы. Таким образом, соблюдается принцип коррекционной направленности при соблюдении трех задач:
- Коррекционное воспитание;
- Коррекционное развитие;
- Коррекционное обучение.
Цель курса – всесторонне подготовить ребенка к учебе. Этому способствуют:
- развитие всех компонентов речи;
- формирование навыка звукослогового анализа и синтеза, для пропедевтики дисграфии, обусловленной ФФН;
- развитие познавательных процессов;
- развитие творческих способностей детей;
- воспитание нравственно-эстетических чувств.
Продолжительность образовательного процесса – 6 месяцев, с ноября по апрель. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сюжетно- тематическая организация занятий и разнообразие в формах учебного материала способствуют развитию речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Схема построения занятий отличатся от общепринятой:
- в оргмомент включаются релаксационные и психофические упражнении, логоритмика и кинезиологические упражнения;
- в ходе занятий предусматриваются артикуляционные, голосовые, дыхательные, физические упражнения;
- на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи, что является предупреждением дисграфии, обусловленной лексико-грамматическими нарушениями; многие темы занятий посвящены национально-региональному компоненту.
- физические паузы несут дополнительную речевую нагрузку, т.к. обусловлены темой занятия.
Данная система фронтальных занятий учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики и грамматики, семантики и просодии.
Практическая реализация данной программы в течение двух лет в условиях “Лицея №3” г. Норильска позволила сформировать у будущих первоклассников навыки звукослогового анализа слова, , отработать четкое осмысленное произношение слов сложной слоговой структуры, а также повысить мотивацию к обучению в лицее.
Ниже приведен сравнительный анализ общей готовности к обучению в начале работы “Школы будущего первоклассника” (ноябрь 2005 г.) и по окончанию подготовки (апрель 2006 г.). Как видно из указанных диаграмм, за период подготовки на 80% снизилось количество учащихся с низкой подготовкой и на треть увеличилось количество учащихся со средним уровнем подготовки. В итоге, общее количество детей с уровнем подготовки, достаточным для дальнейшего успешного обучения (средний и высокий уровни) возросло с 60,9% до 78,3%.
-
Содержание курса
Базой для овладения письмом и чтением являются достаточно сформированные у ребенка к концу дошкольного возраста основные компоненты устной речи: звукопроизношение, фонематические процессы, просодическая сторона речи, лексический запас и грамматический строй.
Данная программа состоит из нескольких частей:
1 часть: “Развитие фонематического слуха”. Если к концу дошкольного детства фонетико-фонематическое недоразвитие речи не было сформировано или работа по развитию фонематических процессов проводилась в недостаточном объеме, то в начале обучения ребенка грамоте могут возникнуть серьезные проблемы, например, затруднения в формировании звукобуквенного анализа и синтеза.
Основная задача первого этапа коррекционной работы – сформировать у детей полноценные представления о звуковом составе слова. Работа по данной теме проводится на каждом занятии, включая особенно эффективные упражнения с использованием различных видов символики, шифровок.
2 часть: “Работа над слоговой структурой слова”. Причины возникновения нарушений чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой-либо отдельной стороны речи. одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой структуры слов. Этот дефект выражается в трудностях произношения слов сложного слогового характера: перестановка слогов, пропуски или добавление слогов, звуков. Задача второго этапа – устранение нарушений слоговой структуры слова, воздействуя на все компоненты речевой системы. В основу работы положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Система работы – один тип слоговой структуры слова на первом логопедическом занятии изучается, на втором – закрепляется и отрабатывается.
3 часть: “Формирование лексико-грамматического строя речи”. Уже на первом этапе работы включаются задания по формированию лексического запаса и грамматического строя языка. Работа над словом начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Затем целесообразно соединять слова-предметы и слова-признаки, слова-предметы и слова-действия в словосочетания, в простые нераспространенные предложения. Постепенно предложения “наращиваются” и анализируются. Задача 3 части – формирование правильной речи. Дифференциация понятий “слово” и “предложение”.
Все упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего дети овладевают способностью наблюдать, сравнивать, осмыслять и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.
Учебно-тематический план занятий в
рамках реализации программы
дошкольного образования (подготовительный
уровень)
Учитель-логопед Северилова И.В.
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Цели |
1 | Введение. Узнавание неречевых звуков. | 1 | Развитие способности различать направление звуков; слухового внимания. Провести экспресс-диагностику по сформированности фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи. |
2 | Звуки и буквы. | 1 | Развитие компонентов речевой деятельности. совершенствование общей и артикуляторной моторики. |
3 | Различение слов, близких по звуковому составу. | 1 | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, просодической стороны речи. Учить давать полный ответ на поставленный вопрос. |
4 | Дифференциация слогов. | 1 | Научить различать оппозиционные слоги, развивать слуховую память, внимание. |
5 | Дифференциация фонем. (“Цирк” лексическая тема). | 1 | Учить различать фонемы родного языка, связывая с мелкой моторикой и кинезиологические упражнения. Совершенствование артикуляторной моторики. |
6 | Звуковой анализ. | 2 | Формирование и развитие элементарного звукового анализа. развитие слухового и зрительного внимания. совершенствование общей и мелкой моторики. |
7 | Гласные звуки и буквы. (Занятие по познавательному развитию – природа Красноярского края.) | 1 | Развитие восприятия, памяти и мышления. Развитие компонентов речевой деятельности. Формирование мотиваций обучения. |
8 | Двухсложные слова из открытых слогов. | Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами: при образовании и.сущ.мн.ч. и.п., р.п. Расширить и активизировать словарь. | |
9 | Трехсложные слова из открытых слогов | 1 | Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. Упражнять в слоговом синтезе. Расширять и активизировать словарный запас. |
10 | Односложные слова из закрытого слога. (Интегрированное логоритмическое занятие.) | 1 | Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа: мак, дом. Обучить звуковому анализу по Гальперину. развивать слуховое внимание. |
11 | Двухсложные слова с закрытым слогом. | 1 | Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. Формировать навыки звукового синтеза. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать мелкую моторику. |
12 | Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова. (Познавательная викторина по развитию речи, экологии Красноярского края.) | 1 | Учить четко произносить слова слоговой структуры слова 5-го типа; при образовании и.сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Учить составлять простое предложение. |
13 | Двухсложные слова из закрытых слогов. | 1 | Учить четко произносить слова слоговой структуры слова 6-го типа. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. Расширять и активизировать словарный запас. |
14 | Трехсложные слова с закрытым слогом. | 1 | Учить четко произносить слова типа: голосок, кукует. Расширять и активизировать глагольный словарь. |
15 | Трехсложные слова со стечением согласных. | 1 | Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа, выделять заданный слог из слова. Развитие неречевых процессов. |
16 | Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. | 1 | Учить четко произносить слова типа: матрешка, тропинка. Развитие неречевых процессов. |
17 | Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова. (“Части тела” -лексическая тема) | 1 | Учить четко произносить слова типа: клад,
град. Расширять и активизировать словарный запас. Формирование мотивации обучения. |
18 | Двухсложные слова с двумя стечениями согласных. | 1 | Развивать умение подбирать слова по заданной схеме слова, накопление в памяти слоговых образов. Развитие зрительной памяти. |
19 | Четырехсложные слова с двумя стечениями согласных. (“Зоопарк”, животные Красноярского края” – лексическая тема). | 1 | Учить четко произносить слова типа: кукуруза, детеныши. Учить составлять с данными слова простое нераспространенное предложение. Расширять и активизировать словарный запас. |
20 | Слова-предметы. (“Предметы быта жителей тундры”) |
1 | Отработка представлений о живых и неживых предметах. Упражнять в словоизменении. Работать над составлением предложений. |
21 | Слова-признаки. (Деловая игра типа “Что? Где? Когда?”) | 1 | Уточнение понятий о словах-признаках. Отрабатывать умения составлять словосочетания, предложения. |
22 | Слова-действия. | 1 | Практическое овладение грамматическими категориями глагола. Расширение глагольного словаря. |
23 | Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 | Провести экспресс-обследование по сформированности фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи. |
24 | Итоговый логопедический праздник | 1 |
ИТОГО ЧАСОВ: 25 час.
Использованная литература
- Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина “Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на 1 этапе обучения”, Воронеж, ТЦ “Учитель”, 2001 г.
- Н.С.Четверушкина “Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5–7 лет”, Москва, 2001 г.
- Н.Ю.Григоренко “Гласные звуки и буквы”, Москва, 2003 г.
- М.Ю.Гаврикова “Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками”, Волгоград: Издательство “Панорама”, 2006 г.
- “Логопедия в школе: практический опыт” – под редакцией В.С.Кукушина, Москва-Ростов-на-Дону: Издательский центр “МарТ”, 2004 г.
- Р.И.Лалаева, Л.В.Венидиктова “Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников” , Санкт-Петербург, Издательство “Союз”, 2001 г.
- И.Л.Калинина “Учим детей читать и писать”, Москва, Издательство “Флинта”, 2001 г.
- З.Е.Агранович “ Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей”, Санкт-Петербург, Издательство “Детство-Пресс”, 2000 г.
- Е.А.Пожиленко “Волшебный мир звуков и слов”, Москва, Издательство “Владос”, 2001 г.
- Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова “Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи”, Москва, творческий Цент “Сфера”, 2000 г.
- З.А.Репина, В.И.Буйко “Уроки логопедии”, Екатеринбург, Издательство “ЛИТУР”, 1999 г.