Организация работы учащихся по созданию банка медиаресурсов гимназии

Разделы: Информатика


Многообразие инновационных преобразований, проводимых сегодня в школах, представляет ряд одновременно проводимых исследований. Один из аспектов такой исследовательской деятельности в современной школе – исследования учащихся, сопровождающиеся получением новых знаний, развитием их творческих способностей.

В нашем понимании исследовательской деятельности мы придерживаемся позиции, что учение вообще есть “совместное исследование, проводимое учителем и учеником”. Таким образом, мы создаем гипотико-проективную модель по формированию развивающей среды для учащихся. Именно нами задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции.

При этом приходится решать непростую задачу нахождения баланса между соблюдением научной традиции и новизной, неординарностью и жизненностью постановки вопроса. Решение такой проблемы создает не менее, а более сложную, чем для учеников, творческую проблему для самого учителя. Самое важное здесь – не столько проложить и отработать “работающий” путь в своей педагогической деятельности и зафиксировать его, сколько постоянно расшатывать и отвергать устоявшиеся наработки, ломать стереотипы, искать новое в уже известном и находить известное в совершенно новом.

Основа успеха реализации исследовательской деятельности учащихся в нашей работе состоит в построении педагогического процесса, нацеленного на приобретение жизненных навыков, обеспечивающих личный рост и индивидуальное развитие, межличностных навыков, самоопределение участников. Этот процесс реализуется в 5-ти аспектах: личностном, деятельностном, общественном, культурном, профессиональном.

Личностный аспект состоит в осознании обучения как развития собственной личности. Тематика работ, предлагаемых учащимся, будучи ограничена информационной спецификой этой деятельности, оставляет тем не менее большую свободу для самостоятельного выбора темы старшеклассником. Можно привести пример с работой Игоря Кушнарева – выпускника 2004г. Во время собеседования с учителем были пересмотрены более 15 тем. В итоге долгих поисков ученик предложил разработать виртуальную экскурсию по гимназии. В своей работе он полностью реализовал знание программы, не входящей в обязательный минимум по информатике.

Деятельностный аспект подразумевает, что обучение возникает из опыта продуктивной деятельности, где затем и используются результаты этого обучения. В организации работы вне уроков не предусмотрено никаких специальных курсов для ребят, которые целенаправленно работали бы на одну узкую тему. Но в каждой рабочей группе имеются ребята с различным опытом работы, кроме того, есть возможность получения консультаций и у более старших или более опытных в этом вопросе учеников гимназии внутри группы. В случае новых тем или проблем учителя организуют специальные консультации. Как правило, такие межвозрастные консультации и взаимообучение приносят пользу не только тому, кто спрашивает, но и тому, кто передает свой опыт. Например, разрабатывая сайт гимназии, в одну группу объединились ребята из 9, 10 и 11 классов. Получился творческий коллектив, который жалел лишь об одном – мало времени для поиска оптимальных решений. В итоге споров и взаимообучения в Интернете наш сайт довольно полно и компактно представляет всю информацию о гимназии. А Сергей Дудоладов, ученик 10 в класса, решил продолжить эту работу и полностью реализовать все идеи группы в дальнейшей работе.

Общественный аспект обучения состоит в значении деятельности и ее осмысления для социального окружения. В нашем случае продукты деятельности ребят открываются к свободному доступу пользователей. Фактически их труд – это настоящая работа со всеми ее радостями и огорчениями. Она подразумевает настоящую ответственность за результаты своего труда. И здесь основная функция нас, учителей – не пойти по простому пути, заменив усилия ребят своими профессиональными возможностями. Здесь хотелось бы представить работу Терентьева Димы, ученика 9 класса. Он попробовал создать электронный журнал, чтобы облегчить работу классного руководителя и учителей-предметников по ведению этой документации. Конечно, программа отличается от бумажного аналога, но то, что многие элементы автоматизированы, делает эту работу довольно перспективной. Дима планирует продолжить работу и в 10 классе.

Культурологический аспект нашей деятельности состоит в его связях с традициями и линиями развития в различных культурных областях. Этот аспект проявляется через работу с преподавателями различных предметов в процессе подготовки программных продуктов. Так, например, Батракова Татьяна, выпускница гимназии, 2 года (10–11 кл.) под руководством учителей изо и МХК вела исследовательскую работу по творчеству Ван Гога. Результаты этой работы она представила в форме мультимедийного продукта

Профессиональный аспект обучения. Это наиболее важная характеристика обучения старшеклассников. Реализация и совершенствование профессиональных навыков в области компьютерных технологий, интеграция с другими областями знаний открывают перед ребятами широкие возможности. Действительно, компьютер стирает возрастные границы, обладает всеми чертами умного собеседника. Работая над своими проектами (большими и маленькими), ребята стали лучше ориентироваться и в той области знаний, которой посвящена работа, более критично относиться к получаемой по этой теме информации, они учатся четче структурировать информацию в виде схем, таблиц, диаграмм и т.д. Замечательно, что такая работа для ребят стала поводом для более глубокого самообразования. Довольно показательный пример – работа Оськиной Юли, ученицы 11 а класса гуманитарной направленности. Для своей работы она выбрала очень объемную и непростую даже для взрослого задачу – разработать электронную поддержку теоретической части курса информатики 7–9 классов.

Такое отношение и сотрудничество учителей и учеников ведет к тому, что обучение: становится волнующим процессом открытия, вызывает заинтересованность учеников в исследованиях разного уровня, способствует тому, чтобы ученик был самим собой и принимал себя таким, какой он есть, ведет к саморазвитию и самореализации. Кроме того, ученик отбирает информацию и опыт из своего непосредственного и широкого окружения.

Самое главное ощущение, которое испытывают дети после того, как выпустят в жизнь свои программы – ощущение нужности, ценности в мире сверстников и взрослых.