Особенности обучения звуко-буквенной структуре слова в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


3. Тема: Твоя первая книга. Букварь. Наша речь. (с. 8-9)
Короткие и длинные наклонные линии (с. 3–4)

Ключевые цели:

1) познакомить с понятием “речь”, формами речи;

2) учить правильно писать наклонные линии;

3) развивать речевые способности, мышление, логическую память.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

2. Подготовка к усвоению нового материала.

1) Повторить правила работы с учебными пособиями и школьными принадлежностями.

2) Беседа на тему: “Твоя первая книга. Букварь”.

– Что такое букварь?

– Дома вы листали “Букварь. Родное слово”.

Что интересного вы увидели в нем?

Без хвоста и головы
Перед тобою слово.
Хвост и голову пришей.
Пошел ты в школу первый раз
Принес его ты в первый класс.

   

К

В

А

   

(Букварь)

3. Изучение нового материала.

1) Работа с учебником “Букварь” (с. 8)

Составить рассказ по иллюстрации на тему: “Лесная школа”.

  • Назовите учеников лесной школы.
  • Кто является учителем в этой школе?
  • О чем может говорить учитель?
  • Внимательно ли слушают ученики своего учителя?

2) Формулирование учащимися тему урока

– Что мы сейчас с вами делали? (Мы говорили, отвечали на вопросы, составляли рассказ).

– Чтобы отвечать на вопросы, составлять рассказы, человек должен владеть речью. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (назвать тему урока). Тема урока: “Речь”.

Рекомендации: Обновленный школьный куррикулум (См.: Школьный куррикулум: I–IV кл.). М-во просвещения Республики Молдова. Национальный Совет по куррикулуму и оценке: К. Лумина, 2003 – 312 р.) выдвигает целевые установки начального обучения, которые исходят из идеала образования и общей политики школьной реформы. Первый класс – это этап накопления фундаментальных способностей, что предполагает стимулирование у учеников восприятия творческого потенциала, инициативности и воображения. В связи с этим важным структурным компонентом урока является формулирование учащимися темы урока. Учитель таким образом подбирает учебный материал и организует работу с ним, чтобы учащиеся, активизируя мыслительную деятельность, смогли самостоятельно сформулировать предназначенную для изучения тему.

– Цель урока: узнать, что такое речь, познакомиться с формами речи, ответить на вопрос: для чего необходима речь?

3) Изучение нового материала.

– Что такое речь? (Учитель выслушивает ответы детей, т.к. ранее об этом уже говорили; уточняет высказывания учеников: речь – это способность говорить, слушать, читать и писать).

– Когда вы отвечали на вопросы и составляли рассказ, то что вы делали? (Мы слушали и говорили).

Когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной формой речи. Слово “устная” происходит от слова “уста”, так раньше называли рот, губы, которые принимают участие в говорении.

– С какой формой речи вы познакомились? (Устной)

– Каковы признаки устной речи? (Устная речь – это когда мы говорим и слышим).

– То, что произносится устно, может быть записано в тетради, на доске, напечатано в книге, журнале, газете.

– Как называется форма речи, которая написана? (письменная) Назовите признаки письменной речи (письменная речь – это когда мы пишем и читаем).

4. Первичная проверка усвоения знаний.

1. Первичное закрепление изученного.

– Что такое речь?

– Назовите формы речи и их признаки. (Устная речь – это когда мы говорим и слышим, а письменная речь – это когда пишем и читаем).

2. Дидактическая игра “Узнай меня”. Физминутка.

Ученики должны узнать, к какой форме речи относится данное высказывание и выполнить соответствующее движение: если относится к устной речи – хлопнуть в ладоши, если к письменной речи – присесть на корточки:

Сказка “Колобок”, написанная в книге (письменная речь – ученикам нужно присесть).

Саша рассказывает сказку (устная речь – ученики должны хлопнуть в ладоши).

В газете опубликована интересная статья.

Дети пишут буквы.

Мама пишет бабушке письмо.

5. Закрепление изученного.

1. Работа в прописи (с. 3/4)

а) Учитель напоминает о правилах посадки во время письма.

б) Ученики обводят контуры фигур (с. 4) и выполняют штриховку, готовя руку к письму элементов букв.

в) Учитель объясняет, как правильно писать наклонные линии с закруглением вверху и внизу (с. 3).

Образец: пишем наклонную линию с закруглением вправо: начинаю писать сверху рабочей строки, опускаю вниз наклонную линию; не доходя до конца рабочей строки, закругляю вправо.

г) Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная помощь учителя.

2. Работа с учебником “Букварь” (с. 9).

а) Первичное чтение стихотворения И. Виеру “Букварь” учителем.

б) Анализ произведения.

  • О чем это стихотворение?
  • Что такое букварь?
  • С чем сравнивает автор букварь? (С солнцем)
  • Почему? (Солнце излучает свет, благодаря ему созревают плоды. А благодаря букварю мы научимся читать, трудиться)
  • Почему букварь назван мудрой книгой?

в) Чтение стихотворения учителем и анализ пословиц.

Вот букварь –

Подойди к доске,

 

Начало всех наук,

Возьми мелок,

 

Ведь слова

Напиши, пожалуйста, дружок,

 

Рождаются

Самые прекрасные слова:

 

Из букв.

Мама, школа, Родина моя.

 
   

В. Приходько “Вот букварь”.

Азбука – к мудрости ступенька.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Сперва аз да буки, а там и науки.
Грамота – второй язык.

г) Работа по уровням: читающие ученики читают стихотворения про себя, затем вслух, а нечитающие – составляют рассказ по иллюстрации; затем учитель проверяет и оценивает самостоятельную работу учащихся (словесное оценивание).

3. Физминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.

6. Итоги урока.

– Что вы узнали сегодня на уроке?

– Что такое речь?

– Для чего нужна речь? (Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и об окружающем мире).

– Назовите формы речи и их признаки.

13. Тема: Слоги. Моя семья. (с. 28–29)
Прямые линии с закруглением вверху и внизу.
Элементы букв (с. 13)

Ключевые цели:

1) познакомить со слогом, учить определять количество слогов в словах;

2) развивать память, внимание, логическое мышление;

3) воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Ход урока:

1. Оргмомент

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель! – К нам на урок пришел Колобок. Что мы можем сделать приятное для Колобка?

Дети: – Мы можем рассказать Колобку сказку про него, изменив концовку произведения.

Учитель: – Каждый будет говорить по одному предложению. (Ученики пересказывают сказку “Колобок” по картинкам – см. “Букварь”, стр. 26)

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (Повторение изученного).

– Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль).

– Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов).

– Что такое слово? (Слово – это сочетание звуков, которое имеет значение).

– Сколько слов в данном предложении? – Последнее слово в схеме разделено черточкой на части. Каждая такая часть называется слогом. Сегодня на уроке мы познакомимся со слогом, будем учиться определять количество слогов в словах по теме: “Моя семья”.

4. Изучение нового материала.

Рекомендации:

Обнаружить слог, познакомиться с делением слов на слоги удобнее всего в ситуации, когда ребенок неосознанно переходит на произнесение слова по слогам, а именно в дидактической игре “На стадионе”.

– Представьте, что сегодня вы всей семьей идете на хоккейный матч. А на этих матчах болельщики постоянно изучают русский язык. Не верите? Сейчас проверим. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы хоккеисты забили гол? (шайбу). Давайте и мы крикнем так, как кричат болельщики: [ша-йбу]. Болельщики кричат слово по слогам.

Слог – это звуки, произносимые одним выдыхательным толчком. (При произнесении слова по слогам нельзя говорить его так, как оно пишется. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова!)

– Теперь, когда захотите разделить слово на слоги, представьте себе, что вы болельщики и кричите это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

– Разделите на слоги слова: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра (ма-ма, па-па, ба-бу-шка, де-ду-шка, брат, се-стра).

Рекомендации: К сожалению, учителя нередко навязывают детям неверное деление на слоги, т.к. боятся, что правильное деление может помешать им в дальнейшем членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Ведь неправильное деление на слоги (ба-буш-ка вместо ба-бу-шка, сест-ра вместо се-стра) отучает детей доверять слуху в работе со звучащим словом. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог (см. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977): при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным.

6. Физкультминутка.

– Прохлопайте в ладоши столько раз, сколько слогов в словах: дом, квартира, семья, игрушки, посуда, одежда.

7. Первичное закрепление знаний.

1) Работа с учебником – стр. 28.

Составить по картинке рассказ о семье.

Примерный рассказ:

Семья

Наступил вечер. Вся семья в сборе. Папа читает газету. Мама увлеклась интересной книгой. Катя рассматривает картинки в книге, которую читает мама. Алеша играет с игрушками.

  • Составить схему предложения: Папа читает газету.
  • Разделить слова на слоги и составить схему в тетради для печатания.

2) Работа в прописи – письмо прямых линий с закруглением вверху и внизу и элементов букв (с. 13).

3) Чтение учителем отрывков из стихотворений (с. 29 из “Букваря”).

4) Чтение отрывков хорошо читающими учащимися. Нечитающие дети слушают и участвуют в беседе:

  • Что такое семья?
  • Кто является членом семьи?
  • Назовите членов вашей семьи.

8. Контроль и самопроверка знаний.

1) Чтение пословицы по учебнику (с. 29):
Вся семья вместе, так и душа на месте.

2) Знакомство с пословицами по теме: “Моя семья” и объяснение их смысла:
Всякий дом хозяином держится.
Мать кормит детей, как земля людей.
В семье разлад, так и дому не рад.

9. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что такое слог?

– Сколько слогов может быть в слове?

– Как узнать, сколько слогов в слове?

10. Информация о домашнем задании.

Поиграть с родителями в игру “На стадионе” (учимся делить слова на слоги).

Рис. 1 и Рис.2

Рис. 3 и Рис.4