3. Тема: Твоя первая книга. Букварь. Наша
речь. (с. 8-9)
Короткие и длинные наклонные линии (с. 3–4)
Ключевые цели:
1) познакомить с понятием “речь”, формами речи;
2) учить правильно писать наклонные линии;
3) развивать речевые способности, мышление, логическую память.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
2. Подготовка к усвоению нового материала.
1) Повторить правила работы с учебными пособиями и школьными принадлежностями.
2) Беседа на тему: “Твоя первая книга. Букварь”.
– Что такое букварь?
– Дома вы листали “Букварь. Родное слово”.
Что интересного вы увидели в нем?
Без хвоста и головы
Перед тобою слово.
Хвост и голову пришей.
Пошел ты в школу первый раз
Принес его ты в первый класс.
К |
В |
А |
(Букварь) |
3. Изучение нового материала.
1) Работа с учебником “Букварь” (с. 8)
Составить рассказ по иллюстрации на тему: “Лесная школа”.
- Назовите учеников лесной школы.
- Кто является учителем в этой школе?
- О чем может говорить учитель?
- Внимательно ли слушают ученики своего учителя?
2) Формулирование учащимися тему урока
– Что мы сейчас с вами делали? (Мы говорили, отвечали на вопросы, составляли рассказ).
– Чтобы отвечать на вопросы, составлять рассказы, человек должен владеть речью. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (назвать тему урока). Тема урока: “Речь”.
Рекомендации: Обновленный школьный куррикулум (См.: Школьный куррикулум: I–IV кл.). М-во просвещения Республики Молдова. Национальный Совет по куррикулуму и оценке: К. Лумина, 2003 – 312 р.) выдвигает целевые установки начального обучения, которые исходят из идеала образования и общей политики школьной реформы. Первый класс – это этап накопления фундаментальных способностей, что предполагает стимулирование у учеников восприятия творческого потенциала, инициативности и воображения. В связи с этим важным структурным компонентом урока является формулирование учащимися темы урока. Учитель таким образом подбирает учебный материал и организует работу с ним, чтобы учащиеся, активизируя мыслительную деятельность, смогли самостоятельно сформулировать предназначенную для изучения тему.
– Цель урока: узнать, что такое речь, познакомиться с формами речи, ответить на вопрос: для чего необходима речь?
3) Изучение нового материала.
– Что такое речь? (Учитель выслушивает ответы детей, т.к. ранее об этом уже говорили; уточняет высказывания учеников: речь – это способность говорить, слушать, читать и писать).
– Когда вы отвечали на вопросы и составляли рассказ, то что вы делали? (Мы слушали и говорили).
Когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной формой речи. Слово “устная” происходит от слова “уста”, так раньше называли рот, губы, которые принимают участие в говорении.
– С какой формой речи вы познакомились? (Устной)
– Каковы признаки устной речи? (Устная речь – это когда мы говорим и слышим).
– То, что произносится устно, может быть записано в тетради, на доске, напечатано в книге, журнале, газете.
– Как называется форма речи, которая написана? (письменная) Назовите признаки письменной речи (письменная речь – это когда мы пишем и читаем).
4. Первичная проверка усвоения знаний.
1. Первичное закрепление изученного.
– Что такое речь?
– Назовите формы речи и их признаки. (Устная речь – это когда мы говорим и слышим, а письменная речь – это когда пишем и читаем).
2. Дидактическая игра “Узнай меня”. Физминутка.
Ученики должны узнать, к какой форме речи относится данное высказывание и выполнить соответствующее движение: если относится к устной речи – хлопнуть в ладоши, если к письменной речи – присесть на корточки:
Сказка “Колобок”, написанная в книге (письменная речь – ученикам нужно присесть).
Саша рассказывает сказку (устная речь – ученики должны хлопнуть в ладоши).
В газете опубликована интересная статья.
Дети пишут буквы.
Мама пишет бабушке письмо.
5. Закрепление изученного.
1. Работа в прописи (с. 3/4)
а) Учитель напоминает о правилах посадки во время письма.
б) Ученики обводят контуры фигур (с. 4) и выполняют штриховку, готовя руку к письму элементов букв.
в) Учитель объясняет, как правильно писать наклонные линии с закруглением вверху и внизу (с. 3).
Образец: пишем наклонную линию с закруглением вправо: начинаю писать сверху рабочей строки, опускаю вниз наклонную линию; не доходя до конца рабочей строки, закругляю вправо.
г) Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная помощь учителя.
2. Работа с учебником “Букварь” (с. 9).
а) Первичное чтение стихотворения И. Виеру “Букварь” учителем.
б) Анализ произведения.
- О чем это стихотворение?
- Что такое букварь?
- С чем сравнивает автор букварь? (С солнцем)
- Почему? (Солнце излучает свет, благодаря ему созревают плоды. А благодаря букварю мы научимся читать, трудиться)
- Почему букварь назван мудрой книгой?
в) Чтение стихотворения учителем и анализ пословиц.
Вот букварь – |
Подойди к доске, |
|
Начало всех наук, |
Возьми мелок, |
|
Ведь слова |
Напиши, пожалуйста, дружок, |
|
Рождаются |
Самые прекрасные слова: |
|
Из букв. |
Мама, школа, Родина моя. |
|
В. Приходько “Вот букварь”. |
Азбука – к мудрости ступенька.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Сперва аз да буки, а там и науки.
Грамота – второй язык.
г) Работа по уровням: читающие ученики читают стихотворения про себя, затем вслух, а нечитающие – составляют рассказ по иллюстрации; затем учитель проверяет и оценивает самостоятельную работу учащихся (словесное оценивание).
3. Физминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья
в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает
росу.
Плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
6. Итоги урока.
– Что вы узнали сегодня на уроке?
– Что такое речь?
– Для чего нужна речь? (Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и об окружающем мире).
– Назовите формы речи и их признаки.
13. Тема: Слоги. Моя семья. (с. 28–29)
Прямые линии с закруглением вверху и внизу.
Элементы букв (с. 13)
Ключевые цели:
1) познакомить со слогом, учить определять количество слогов в словах;
2) развивать память, внимание, логическое мышление;
3) воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Ход урока:
1. Оргмомент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель! – К нам на урок пришел Колобок. Что мы можем сделать приятное для Колобка?
Дети: – Мы можем рассказать Колобку сказку про него, изменив концовку произведения.
Учитель: – Каждый будет говорить по одному предложению. (Ученики пересказывают сказку “Колобок” по картинкам – см. “Букварь”, стр. 26)
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
(Повторение изученного).– Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль).
– Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов).
– Что такое слово? (Слово – это сочетание звуков, которое имеет значение).
– Сколько слов в данном предложении? – Последнее слово в схеме разделено черточкой на части. Каждая такая часть называется слогом. Сегодня на уроке мы познакомимся со слогом, будем учиться определять количество слогов в словах по теме: “Моя семья”.
4. Изучение нового материала.
Рекомендации:
Обнаружить слог, познакомиться с делением слов на слоги удобнее всего в ситуации, когда ребенок неосознанно переходит на произнесение слова по слогам, а именно в дидактической игре “На стадионе”.
– Представьте, что сегодня вы всей семьей идете на хоккейный матч. А на этих матчах болельщики постоянно изучают русский язык. Не верите? Сейчас проверим. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы хоккеисты забили гол? (шайбу). Давайте и мы крикнем так, как кричат болельщики: [ша-йбу]. Болельщики кричат слово по слогам.
Слог – это звуки, произносимые одним выдыхательным толчком. (При произнесении слова по слогам нельзя говорить его так, как оно пишется. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова!)
– Теперь, когда захотите разделить слово на слоги, представьте себе, что вы болельщики и кричите это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.
5. Первичная проверка усвоения знаний.
– Разделите на слоги слова: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра (ма-ма, па-па, ба-бу-шка, де-ду-шка, брат, се-стра).
Рекомендации: К сожалению, учителя нередко навязывают детям неверное деление на слоги, т.к. боятся, что правильное деление может помешать им в дальнейшем членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Ведь неправильное деление на слоги (ба-буш-ка вместо ба-бу-шка, сест-ра вместо се-стра) отучает детей доверять слуху в работе со звучащим словом. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог (см. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977): при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным.
6. Физкультминутка.
– Прохлопайте в ладоши столько раз, сколько слогов в словах: дом, квартира, семья, игрушки, посуда, одежда.
7. Первичное закрепление знаний.
1) Работа с учебником – стр. 28.
Составить по картинке рассказ о семье.
Примерный рассказ:
Семья
Наступил вечер. Вся семья в сборе. Папа читает газету. Мама увлеклась интересной книгой. Катя рассматривает картинки в книге, которую читает мама. Алеша играет с игрушками.
- Составить схему предложения: Папа читает газету.
- Разделить слова на слоги и составить схему в тетради для печатания.
2) Работа в прописи – письмо прямых линий с закруглением вверху и внизу и элементов букв (с. 13).
3) Чтение учителем отрывков из стихотворений (с. 29 из “Букваря”).
4) Чтение отрывков хорошо читающими учащимися. Нечитающие дети слушают и участвуют в беседе:
- Что такое семья?
- Кто является членом семьи?
- Назовите членов вашей семьи.
8. Контроль и самопроверка знаний.
1) Чтение пословицы по учебнику (с. 29):
Вся семья вместе, так и душа на месте.
2) Знакомство с пословицами по теме:
“Моя семья” и объяснение их смысла:
Всякий дом хозяином держится.
Мать кормит детей, как земля людей.
В семье разлад, так и дому не рад.
9. Подведение итогов урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что такое слог?
– Сколько слогов может быть в слове?
– Как узнать, сколько слогов в слове?
10. Информация о домашнем задании.
Поиграть с родителями в игру “На стадионе” (учимся делить слова на слоги).