Особенности работы по технологии творческого развития А.З. Рахимова в системе начального образования

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Вот уже десятилетия школа и научно-педагогическая мысль охвачены поиском путей повышения эффективности учебного процесса.

Перед современной школой встала задача формирования творческой личности.

Творческий человек умеет видеть необыкновенное в обычном; он знакомые явления и объекты рассматривает под новым углом зрения и обнаруживает в них новые свойства или применение их в новом качестве. Для творческой личности характерно и то, что она способна порождать, казалось бы, неожиданные идеи и решение проблем в самых неопределенных и тупиковых ситуациях.

В сентябре 1975 года при Башкирском государственном педагогическом институте, а ныне университете была организована общественная. Лаборатория педагогической психологии с целью изучения проблем массового формирования творческого мышления школьников в процессе их обычного, повседневного обучения. Это стало началом общественного движения за развивающее обучение, направленное на творческое развитие детей. Инициатором создания этой необычной исследовательской лаборатории и нового движения выступил кандидат психологических наук Ахмет Закиевич Рахимов. За его плечами была солидная научная школа доктора психологических наук, профессора Василия Васильевича Давыдова (1930–1998).

И вот позади около 30 лет, пройденных коллективом ученых-энтузиастов, объединившихся в лаборатории Рахимова. Этого времени вполне достаточно, чтобы подвести некоторые итоги, оценить результаты от многолетнего бескорыстного труда.

Сегодня уже по результатам конкурса, проведенного МО РФ официально признана научная школа профессора Рахимова А.З. по проблеме “Творческое развитие”.

Целью А.З. Рахимова было творческое развитие детей, т.е. сам ученик, а методология развивающегося обучения стала первичным средством достижения главной цели.

Главная задача системы – это формирование у человека творческого мышления, где выделяются три основных качества такого мышления: стремление к осмыслению происходящего (события, поступки, явления) – т.e. рефлексия, целостность охвата окружающего мира, критическое отношение к себе, к людям и обществу и т.д. Это основные черты: рефлексивность, целостность, критичность мышления являются системообразующими качествами в формировании самоуправляемой и саморазвиваемой личности.

Умение человека управлять самим собой – есть главный результат творческой деятельности человека.

Наш урок существенно отличается от обычной методики УД и он состоит из трех этапов, куда входят все четыре компонента учебной деятельности (УД).

1. Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи (УЗ) (вместо традиционной проверки домашнего задания) состоит из четырех элементов:

1) Проверка творческой домашней работы, что было задано на прошлом уроке. Обычно “наши” дети получают домашнее задание на трех уровнях:

а) уровень Госстандарта, т.е. знание программного материала и готовность воспроизвести его; этот уровень обязателен для всех учащихся;

б) задание на творческое применение (перенос) усвоенных способов, знаний, моделей – это полутворческий уровень;

в) задание на чистое творчество на базе полученных знаний и способов в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Например, изучив законы сложения чисел, ребенок с образным мышлением может сочинить сказку или, изучив многозначные слова, может выразить это в рисунках.

Качество выполнения домашнего задания проверяется до урока руководителями групп, работы оцениваются, выделяются наиболее яркие творческие исполнения и в начале урока от каждой группы демонстрируются самые интересные творческие работы.

Для выполнения обязательным является только задание первого уровня. Остальные два уровня являются добровольными и предлагаются для творческого развития, выполняются лишь на основе внутренних мотивов. Однако ученики, выполнившие задание творческого уровня могут не выполнять задание на репродукцию, т.е. на первом уровне, если считают, что это для них пустое дело.

По решению класса особо выдающиеся творческие работы принимаются в специальную копилку (сборник, альбом). Затем заносятся в “творческую книгу” (по методу И.П. Волкова). В этом году создали портфолио каждого ученика, где поместили и творческие работы учеников.

2) Второй элемент первого этапа – выравнивание знаний учащихся. Традиционная система никогда не может выравнить знания. Учащиеся класса неизбежно расслаиваются по успеваемости. Наша технология позволяет получить на этом отрезке урока эффект выравнивания и развития. Учитель заранее продумывает ключевые вопросы для групповой и индивидуальной работ, обеспечивающие выполнение, корректировку, дополнение заданий.

На этом этапе ученики повторяют не просто прошлый урок, но и активизируют все необходимые знания, которые нужны для дальнейшей познавательной деятельности. Здесь происходит выравнивание знаний учащихся, чтобы все они находились на одинаковой стартовой позиции. Тем самым гарантируется успешное движение всех учеников без отстающих.

Речь идет лишь о выравнивании программных знаний, а не личностных особенностей.

3) Посредством следующего логического ряда вопросов учитель подводит класс к ориентирам и мотивам ее изучения. Вводящим проблему является последний вопрос.

4) Завершающая часть этапа – самооценка школьниками своей работы за прошедшие 10 мин.

2. Операционально-исполнительский этап урока, заменивший собой традиционное объяснение новой темы. Основная задача технолога заключается здесь в профессиональном и точном разделении учебной задачи на составляющие ее элементарные, простейшие задания для того, чтобы всесторонне раскрыть внутреннюю структуру изучаемого понятия. Учащиеся в процессе умственно-практической деятельности постепенно, пошагово осваивают свойства объекта, графически моделируют их. На уроке используются индивидуальные и коллективные формы работы. Если на уроке выполнено 10 заданий, т.е. 10 шагов, то у каждого школьника будет 10 промежуточных оценок и одна итоговая.

Вот какими критериями самооценки мы пользуемся:

  • “5” – рефлексивный уровень усвоения материала (“проговаривание” его в уме);
  • “4” – вербальный уровень (только пересказ вслух соседу);
  • “3” – предметный уровень (проговаривание вслух с опорой на справочник).

Второй этап занимает 25–30 минут времени.

3. Рефлексивно-оценочный этап урока (вместо традиционного закрепления материала). Контрольно-оценочную функцию технология передает учащимся. На этом отрезке занятия школьники осмысливают материал и дают самооценку. Это завершающее действие складывается из поэтапной рефлексии и шаговых самооценок. Самоаттестация ученика на каждом уроке – обязательное требование подхода к обучению. Промежуточный и итоговый контроль и оценка, выравнивание знаний, пошаговый характер решения учебных задач, взаимообучение в группе гарантируют нам реализацию важнейшего педагогического правила – не расслаивать учеников на сильных и слабых.

При обучении по технологии творческого развития большое место отводится работе в подгруппах. Главная задача – научить детей учиться вместе, т.е. совершать совместную учебную деятельность по формуле Л.С. Выготского: “Научишься сам, когда поучишь другого”. Ученик должен почувствовать себя на уроке активным творцом, а не только пассивным исполнителем.

Я работаю по технологии творческого развития с 2003–2004 учебного года. Сейчас мои ученики в четвертом классе. С первого класса веду мониторинг результатов образовательного процесса. Развитие учеников проверяю в логической последовательности, диагностирую навыки письма и подготовки ребенка к школе. В начале первого класса двух моих учеников психолого-медицинская педагогическая комиссия рекомендовала перевести в коррекционный класс. По просьбе родителей они остались в классе. Благодаря этой технологии они занимаются вместе с остальными учениками. Один из них успевает на “4” и “5”, другой на “3”. В классе хорошая успеваемость. Качество знаний 78%.

Кроме того, я веду мониторинг познавательной деятельности учащихся, проверяю технику чтения, скорость письма и вычислений три раза в год, (сентябрь, декабрь, апрель). Результаты мониторинга развития каждого ученика трижды в год передается в Министерство образования и науки РТ.

Индивидуальное развитие учащихся прослеживается в тетрадях для творческих работ. В нем отражается не только уровень соответствия знаний учащихся требованиям программы, но и умение нестандартно мыслить, составлять задачи, сочинять сказки, стихи, басни, загадки по теме урока, иллюстрируя их красочными рисунками и подбирая к ним подходящие пословицы и поговорки. Творческие работы моих учеников опубликовались в газетах гимназии и города.

Завершая свое выступление, хочу сказать, что подготовка к уроку по технологии творческого развития А.З. Рахимова требует дополнительной работы, затрат сил и времени. Но несмотря на это, она оправдывает себя, так как ведет к устойчивому результату.