Эпиграф:
“И собака знает, что травой лечатся”.
“Кроме смерти, от всего вылечиться можно”. Народные поговорки
Задачи:
- закрепить полученные на предыдущих занятиях знания по подготовке к выживанию при любом походе в лес;
- научить использовать для выживания, в частности, для оказания первой медицинской помощи, растения нашей местности;
- воспитывать бережное, грамотное отношение к своему здоровью и жизни;
- воспитывать грамотно использовать окружающие природные средства;
- вырабатывать внимание, сосредоточенность;
- развивать речь учащихся;
- прививать интерес к изучению биологии (ботаники).
Метод: объяснительно-иллюстративный и частично поисковый.
Оборудование:
- Рюкзак со снаряжением и медицинской аптечкой;
- Кодировочные таблицы.
- Книга Телятьева В. В. “Целебные клады”.
- Гербарий с растениями а) пижма; б) кровохлебка; в) подорожник; г) шиповник.
- Поперечный распил ствола лиственницы.
- Поперечный распил ствола березы.
- Камедь.
- “Древняя книга”.
- Карточки с шифрованными названиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос.
Я завтра собираюсь сходить в лес, на речку Кадуйку. Начал сегодня собираться в этот поход, постарался взять с собой все самое необходимое, но при этом у меня получилось слишком много вещей, а ведь я иду в лес всего на полдня. Вспомнил, что вы уже изучили тему “Подготовка к выживанию в условиях автономии” и решил попросить вас помочь мне – выбрать из тех вещей, которые я принес в рюкзаке, самые-самые необходимые, которые всегда нужно иметь с собой при любом выходе в лес. Итак, я достаю вещи из рюкзака и раскладываю их на столе, а вы записываете себе в тетрадях только те, которые я должен обязательно взять завтра с собой. Из рюкзака достаю: а) нож; б) топор; в) тапочки; г) зонтик; д) спички в упаковке; е) кусок полиэтилена; ж) булавки; з) иголка; и) кипятильник; к) нитки; л) леска; м) зубная щетка; н) зубная паста; о) крючки рыболовные; п) бинокль; р) фонарик; с) мыло; т) грузила рыболовные; у) фотоаппарат.
Проверяем, что вы записали (правильные ответы подчеркнуты в тексте).
А теперь проверим, что я взял с собой в рюкзак из лекарственных средств. Вообще-то я сложил в свою походную аптечку всё, что мне попало под руку в доме. Надеюсь, что вы и здесь мне поможете – я буду доставать и называть вам лекарственные средства, а вы у себя в тетрадях запишете только те из них, которые обязательно должны быть у каждого из нас при любом выходе в лес. Достаю из рюкзака, показываю и называю лекарственные препараты: а) валидол; б) корвалол; в) марганцевокислый калий; г) вата; д) флакон с пенициллином; е) настойка йода; ж) анальгин; з) шприц одноразовый; и) таблетки тетрациклина; к) пипетка; л) бинт; м) таблетки ампициллина; н) пактоцид (средство для обеззараживания воды). Проверяем, что вы из предложенного мной записали ( правильные ответы в тексте подчеркнуты ). Выставляем оценки.
III. Объяснение нового материала.
Давайте откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока. Мы уже с вами говорили, что, оказавшись в условиях автономии (заблудились; сломался мотоцикл вдали от населенного пункта; перевернулась лодка, на которой вы сплавлялись; упал самолет, на котором вы летели и т. п.), самоспасение нужно начинать со спасения снаряжения, а затем оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Сегодня мы уже вспомнили с вами, что должно быть у каждого в рюкзаке при любом выходе в лес, на природу. Но ведь это самый минимум, эти лекарственные средства предназначены для оказания помощи только от незначительного числа болезней. Если мы с вами по тем или иным причинам окажемся в условиях автономного существования, то у нас могут возникнуть и такие болезни, от которых в нашей походной аптечке нет лекарственных средств. Как же быть в такой ситуации? Совершенно верно, мы ведь с вами живем в лесной зоне, и нас окружает огромное количество растений, многие из которых являются готовыми лекарственными средствами. Да и в нашем организме имеется определенное количество лекарств. Но мы с вами, современные люди, к сожалению, мало знаем, какие растения нашей местности от каких заболеваний и как используются.
Мне в руки случайно попала очень древняя книга по лечению болезней при помощи окружающих нас растений и собственного организма – ведь в древности не было аптек, и люди лечились природными средствами, они гораздо лучше нас знали, какие растения как можно использовать. Но в этой книге и болезни, и способы их лечения зашифрованы. Сейчас я раздам вам кодировочные таблицы и карточки с выписанными из книги шифровками, и мы вместе с вами узнаем, какие природные средства можно использовать для лечения тех или иных заболеваний. А затем запишем эту информацию в тетради.
Кодировочная таблица и правила пользования.
1ф7 | 2в8 | 9ч3 | 4пр | Ит5 | 6жэ | |
17ч | А | Б | В | Г | Д | Е |
26о | Ж | З | И,Й | К | Л | М |
38е | Н | О | П | Р | С | Т |
49р | У | Ф | Х | Ц | Щ | Ш |
5ва | Ъ,Ь | Ч | Ы | Э | Ю | Я |
Для кодировки информации используется одна из цифр или букв сначала по горизонтали, а затем по вертикали (так же, как при чтении – ведь мы читаем слева на право и сверху вниз), например:
Буква А может быть представлена как 11, 17, 71, фч и т. д. Одно слово от другого в тексте отделяется символом /.
Пример использования таблицы: выражение БОЛЕЗНЬ ИЗЛЕЧИМА в коде может выглядеть так:
81 23 56 67 22 78 15 / чо 86 52 61 ва 96 66 1ч
Раздаю детям кодировочные таблицы и карточки с закодированными заданиями.
КАРТОЧКА № 1. 43 11 78 83 22 77 16 32 37 56 65 55 54 61 67/: 52 96 53 68/ 33 88 51 23 48 83 12 78 32 46 71. (Ответ - ранозаживляющее: лист подорожника).
КАРТОЧКА № 2. 42 48 83 37 ве 23 ие 68 фч 13 17 чч ио чо 31 71 иа тр эч 61/:
А) по ре ве 37 23 99 то жч вч 46 11/ 52 61 46 17 48 те 63 91 67 фе 78 17 65 ;
Б) то 32 53 68 / 42 пе 71 93 36 чч 35;
В) 33 95 56 75 рр 11/ 41 ре чо вч 7ч/ 51 83 12 ич 6ч 91 32 4о ф7/ “ич ж1 57 фр 64 42 36 фе/ 68 7ч 81 17 по.
(Ответ – кровоостанавливающее: а) кровохлебка лекарственная; б) лист крапивы; в) пыльца гриба дождевика – “дедушкин табак”).
КАРТОЧКА № 3. фр вч 3о чч 7ч иа тр эч 67/ 66 32 46 пе 83 27 88 91/:
А) 58 83 21 ие эе 3ч 67 фе 78 7ч эв/ 53 то ив 18 17;
Б) 53 6о ве ио 7ч/ чр 3ч ве 36 78 чв 39/ тч э1 ре 61 31 фа эч 31.
(Ответ – убивающее микробов: а) собственная слюна; б) смола хвойных деревьев).
КАРТОЧКА № 4. 33 ре чо/ 4ч ве 52 83 ч7 73 35 99/ 21 ве ио жа 39/: А) 31 5ч ча 3р 71 68 фв/ во фч 3е 11 39/ ро фр те 68 11/ жр чо 3е 83 97 фе 36 42 71;
Б) 67 58 же фа/ ие чч эч фо 32 61/ эа пч ве 51 3а/ 87 пе фр 53 78 36 ро 92.
(Ответ – при головных болях: а) вдыхать запах куста шиповника; б) есть свежие ягоды брусники).
КАРТОЧКА № 5. 88 63/ чо 22 76 83 41 92/:31 67 эе 43 жа 73 46 77/ вч 61 43 67 те 6е ча.
(Ответ – от изжоги: “ветрянка” бересты.)
КАРТОЧКА № 6. 28 63/ 86 фр в7 18 83 ч2/ вч 23 ио 36/: 46 7ч 66 ж1 51 фа.
(Ответ – от зубной боли: камедь.)
КАРТОЧКА № 7. “52 36 99 88 ре фч 51 по 17”/ 73 фч/ 47 фр 2ч ф7 34/: те эч пе фч/ 32 26/ ф9 39 71.
(Ответ – “лихорадка” на губах: сера из уха).
КАРТОЧКА № 8. 38 43 92/ эе жч 48 62 32 вв 67 53 46 8е 6о/ 88 фо 2е пч 61/:
А) 62 ве 25 71;
Б) 47 52 36 фе 11.
(Ответ – при термическом ожоге: а) моча; б) глина).
КАРТОЧКА № 9. 33 48 чо/ 85 32 п8 жа 3р/ 32/ 78 17 48 ча 37 ф1 94/:
А) пр 91 67 эе/ 64 92 33 28 37 1е чо п2 71;
Б) “вч фр 62 ф1 4ч 71”/ то ч6 53 68 37 61 78 13 32 рр ча.
(Ответ – при чирях и нарывах: а) цвет шиповника; б) “бумага” лиственницы).
КАРТОЧКА№ 10. 38 43 92/ пе ф1 ие 53 68 ре в8 36 5е ж8 37 61/ 12 67 то фр 51 42 ф7/:
А) че п3 28 в7 ро 88 37 95 чо/ 53 и2 8е 92/ 8ч 67 ре 61 8о ч5;
Б) 42 83 пе 71/ ва э1 4е 67 жо 19 34 92;
В) ч8 36 72 66 71/ ве 81 ча 42 78 83 97 61 78 фе 17 6в.
(Ответ – при расстройстве желудка: а) пробковый слой березы; б) кора черемухи; в) пижма обыкновенная).
КАРТОЧКА № 11. чч/ 42 17 вв эч 53 68 31 6ч/ 5е 61 ре 57 жч ва 73 35 чр/ ие п8 67 5ч 58 6е ч1/:
А) вч 8е э5 43 95 эр фе 9о 42/ 46 ре 83 чч 17 37 в8/ ро 4е ф7 ие фе ча 32;
Б) п3 в8 5ч 23 ич 61 13 57 пе 83 ф3/ 8о 28 52 в3 6е чо 58 6е ча 36.
(Ответ – в качестве сердечных средств: а) боярышник кроваво-красный; б) рододендрон золотистый).
Дети работают с карточками и кодировочными таблицами – каждый расшифровывает свою карточку и записывает расшифровку в свою тетрадь. После того, как все закончили работу с карточками, я называю по порядку номера карточек, а кто данную карточку расшифровывал – диктует полученный результат для записи всему классу. Я же при этом демонстрирую всему классу растения из гербария или поперечный распил ствола дерева, или показываю рисунок растения из книги Телятьева В. В. На доске записываю только названия лекарственных препаратов. И обязательно даю комментарий, как пользоваться тем или иным лекарством.
IV. Закрепление.
Зачитываю с доски название лекарственного растения или препарата, а дети с места отвечают, от какого заболевания им можно лечиться.
V. Итог урока.
Мы на сегодняшнем уроке с вашей помощью расшифровали закодированные в “древней” книге названия лекарственных средств, которые нас окружают или даже имеются в нас. И теперь в случае необходимости сможем ими воспользоваться. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового.
VI. Домашнее задание.
Дома необходимо прочитать конспект. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь народные лекарственные средства в окружающей нас природе. И тогда на следующем уроке вы поделитесь с нами теми рецептами, которые узнаете у своих родителей.
VII. Список использованной литературы.
- Автономное существование в природных условиях. Библиотечка “ВЗ”, ж. Военные знания, №1, 1992.
- Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск: Южно – Уральское книжное издательство, 1996.
- Лежнева М. Г.- составитель. Календарь 2003 “Народная медицина”, Кострома, ООО “ТЕТРА К”, 2002.
- Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т., Фролов М. П., Петров С. Б., Вихорева Т. С. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Издательство АСТ, 1996.
- Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук В. Н, Кузнецов М. И. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., “Дрофа”. “Издательство ДИК”, 2000.
- Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2005.
- Телятьев В. В. Целебные клады. Растения, продукты животного и минерального происхождения Центральной Сибири и их лечебные свойства. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991.
- Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно – патриотической направленности. ж. Воспитание школьников № 10, 2002.