Цели:
- Обобщить знания учащихся о воде; рассмотреть аномальные свойства воды; круговорот воды в природе; значение и сохранение чистоты воды.
- Воспитывать культуру общения, эстетичность.
- Развивать навыки публичных выступлений.
Эпиграф
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. (Антуан де Сент-Экзюпери “Планета людей”)
(Мелодии природы – фрагмент видеофильма)
Ведущий 1: Шла до войны на экранах кинотеатров веселая кинокомедия “Волга-Волга”, и был в ней кадр, когда неунывающий водовоз распевал, подстегивая лошадей:
(на сцене появляется водовоз и поет)
Водовоз:
Удивительный вопрос:
Почему я водовоз?
Потому что без воды
И не туды, и не сюды!
Ведущий 1: Зрители улыбались, отдельные слова песенки даже стали поговоркой. В этой песенке скрыт глубочайший подтекст, ибо вода для жизни – вещество номер один.
(Фрагмент видеофильма “Удивительная планета Земля”).
Ведущий 2: Посмотрите вокруг. Океан, покрывающий нашу Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, - и это вода. Бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественные и нежные краски небосвода при восходе солнца. Эта привычная и всегда необыкновенная симфония цвета связана с рассеиванием и поглощением солнечного света водяными парами в атмосфере. Вода – это великий художник природы.
Горные цепи сложены гигантскими толщами сотен различных горных пород, и геологи знают, что большинство из них созданы величайшим строителем природы – водой!
Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь – вода.
Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода.
Ведущий 1: Попробуем себе представить, как бы выглядела наша земля исчезни с неё внезапно вода. Мрачные зияющие “глазницы” морских и океанических впадин, покрытые толстым слоем солей, некогда растворённых в воде. Пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы разрушились, бы ведь в их состав входит большое количество воды. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мёртвой Земле. И безоблачное небо необычного цвета. Давайте разберёмся: что же собой представляет вода?
(На сцене ученик Степан, читает параграф о воде в учебнике химии)
Степан: Ох! Устал, и пить что-то хочется. Попью-ка я водички…Вот целый кувшин воды. Но какой-то он странный.
(открывает кувшин, появляется Су анасы – водяная)
Степан: Ой, Су анасы!
(исполняется танец водяной)
Су анасы: Я Су анасы. Ты мой господин. Приказывай, я исполню любое твоё желание
Степан: У нас сегодня внеклассное мероприятие, мне нужно рассказать про воду. Ты поможешь мне?
Су анасы: Твоё желание будет исполнено, мой господин. Про воду я знаю всё. Иди смело на вечер и слушай меня.
(смена сцены, выходит учитель, Су анасы прячется)
Учитель: Костыльков, расскажи всё, что ты знаешь о воде.
Степан: (повторяет за Су анасы) Вода, О высокочтимый учитель, самое нужное вещество на Земле. Арабская пословица говорит: где вода иссякла, там и страна приходит в упадок. Туркмены любят говорить: вода дороже алмаза.
Учитель: Костыльков, ты как-то странно отвечаешь. Построй свой ответ, как я вас учила: состав вещества, как его доказать, физические и химические свойства, значение воды.
Степан: (повторяет за Су анасы) Да простит меня высокочтимый учитель, я постараюсь исправить свои ошибки. Вода - один из четвёртых элементов, из которых состоит всё сущее.
Учитель: Как? Разве вода-элемент? Сколько элементов известно тебе?
Степан: 110! (начинает говорить Су анасы и он опять повторяет) О, высокочтимый учитель, мне известно четыре элемента: вода, огонь, воздух, земля.
Учитель: Что с тобой Костыльков, уж не заболел ли ты?
Степан: Нет, здоров.
Учитель: (замечает Су анасы) Ага! Откуда же берётся вода, по-твоему!
Степан: (за Су анасы) Ещё в XVII веке, монах Кирхер, тот что изобрёл зажигательное стекло, объяснил, что вся вода проходит через всю Землю в большом канале. На Северном полюсе вода втекает в этот канал, а у Южного вытекает. По подземным потокам вода попадает в колодцы.
Учитель: Значит, мы каждый день умываемся морской водой, которая течёт по каналу от Северного полюса? Откуда у тебя такие устаревшие данные о воде?
Степан: (за Су анасы) А разве ты не знаешь, что мне три тысячи лет?
Учитель: Ой Су анасы! Так вот кто рассказал нам о взглядах древних на воду! Проходи сюда, садись и будь нашей гостьей.
А теперь, давайте поговорим о воде с современной точки зрения.
(вбегает Вовочка)
Вовочка: Мне сказали, что здесь происходит что-то интересное. Су анасы, уважаемая, я сегодня чисто случайно попал в химическую лабораторию и кое-что успел нахимичить! Вот смотри.
Су анасы: Прочесть, что здесь написано выше моих сил. Быть может, ты смеёшься надо мной.
Вовочка: Нет я не шучу. Здесь сделана запись, но её нужно проявить.
(опыт: “Проявление надписи”)
Ведущий 2: Короткая запись Н2О, а, сколько трудов положено учёными разных стран ради того, что бы установить состав воды! Француз А.Л.Лавуазье пропустил водяные пары через раскалённый ружейный ствол и разложил воду на составные элементы водород и кислород. Тем самым он впервые доказал что вода - сложное вещество.
Су анасы: Значит, неправ Аристотель утверждавший, что вода-элемент?
Ведущий 2: Нет, уважаемая Су анасы, вода состоит из двух элементов и является сложным веществом. Англичане Кавендиш и Пристли синтезировали воду, сжигая водород в кислороде, тем самым они подтвердили состав воды.
Су анасы: Водород горит в кислороде. А почему вода не горит?
Ведущий 2: Вода является сама продуктом горения – оксидом водорода. Послушай, что расскажут наши ребята о воде. Вода - привычное для нас вещество. И в то же время, сколько в нем необычного!
Ученик 1: Чистая вода - бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, кипит при температуре 100оС (при давлении 1 атм.), замерзает при 0оС, её максимальная плотность (при 4оС) равна 1г/см3. Вода - привычное для нас вещество. И в тоже время, сколько в нём необычного! Свойства воды не подчиняются общим закономерностям
Ученик 2: (аномалия 1-ая) Согласно своей относительной молекулярной массе вода должна быть газом, как её ближайшие родственники сероводород и селеноводород, теллуроводород
(демонстрация таблицы) Вода же плавится и кипит при значительно более высоких температурах. Эту аномалию можно объяснит тем, что молекулы воды способны соединяться друг с другом. Атом кислорода одной молекулы воды притягивает атом водорода другой. Связь между молекулами воды называется водородной (таблица). За счёт неё молекулы связываются друг с другом и образуют целые группы молекул. Это затрудняет испарение воды, а, следовательно, повышает температуру плавления и кипения.
Ученик 3: (аномалия 2-ая) Вода - единственное вещество, которое при затвердении расширяется. Поэтому плотность льда меньше плотности жидкой воды. Вот почему лёд плавает на поверхности воды. Один кубический дециметр воды при 4оС имеет массу 1000 г, а кубический дециметр льда- 916г,т.е замёрзшая вода увеличивает свой объём на одну десятую часть. Эту аномалию воды можно объяснить тем, что понижением температуры увеличивается число водородных связей между её молекулами. Это приводит к такому расположению молекул воды относительно друг друга, при котором образуются пустоты между молекулами. Кристаллическая решётка льда имеет ажурное строение (демонстрация крист. ршётки) Попробуем вообразить, как выглядел бы мир, если бы вода обладала, нормальными свойствами лёд был бы, как и полагается твёрдому веществу плотнее жидкой воды. Зимой образовавшийся сверху лёд, как более плотный, тонул бы, непрерывно опускаясь на дно водоёма. Летом же лёд, защищённый толщей воды, не смог бы растаять. Постепенно все озёра, пруды, реки, ручьи превращались бы в гигантские ледяные гроты. Промёрзли бы моря, океаны. Наш прекрасный цветущий мир был бы сплошной ледяной пустыней, кое-где покрытой тоненьким слоем талой воды. Чудесной аномалией обладает наше удивительное вещество! Благодаря ей, наши водоёмы, которые в сильные морозы защищены ледяной крышей, полны жизни.
Ученик 4: (аномалия3-я) Самое привычное для нас состояние воды - жидкое. Однако из того, что температура кипения воды – её аномалия, следует что в условиях нашей земли жидкое и твёрдое состояние - так же аномалия. Нормальным должно быть только газообразное состояние. Самое обычное свойство воды оказывается необычным и удивительным, если как следует с ним познакомиться и хорошо разобраться
Ученик 5: (аномалия 4-ая) Наличие водородных связей между молекулами затрудняет испарение воды, поэтому у неё очень высокая температура испарения.
(появляется Вовочка)
Вовочка: Я опять побывал в химической лаборатории и успел прихватить… Ой, да это обычный носовой платок! Уничтожу- ка я следы своего хулиганства.
(опыт горение платка)
Ничего не получается я пропал! Делаю ноги!
Ученик 5: Нет ни одного вещества, у которого бы удельная теплота испарения была бы больше, чем у воды. Метеорологи подсчитали, что Солнце испаряет на Земле 1 миллиард тонн воды за минуту. Энергия Солнца, поднятая с водяным паром вверх, неминуемо должна выделяться обратно. Каждую минуту водяной пар отдаёт атмосфере Земли огромное количество энергии 2,2x1018Дж. Столько энергии за то же время могли бы выработать 40 мин электростанций, но по миллиону киловатт каждая. Эта энергия переходит в тепловую, нагревая воздух. Это та энергия, которая переносит сотни миллиардов тонн воды по воздуху в облаках и орошает дождями всю поверхность Земли, за счёт неё дуют ветры, возникают бури, рождаются штормы и ураганы.
Ученик 6: (аномалия 5-я) В кристаллах льда, как и в жидкой воде, каждая молекула воды связана водородными с четырьмя соседними. Поэтому при плавлении льда приходится затрачивать большую энергию. Вода имеет высокую температуру плавления. Удельная теплота плавления льда 335 Дж на 1 г. Когда наступает зима, образуется лёд, вода отдает энергию, поглощенную при плавлении льда, обратно, подогревая Землю и воздух. 1 л воды, превращаясь в лед, подогревает на 1°С 250 тыс. литров воздуха. Это смягчает переход к суровой зиме, сильным морозам. Именно благодаря этому замечательному свойству воды на нашей планете существует осень и весна.
Ученик 7: (аномалия 6-я) У воды самое высокое поверхностное натяжение из всех жидкостей, кроме ртути. Поверхность воды всегда затянута тончайшей пленкой из молекул, прочно соединенных водородными связями. Водная пленка выдерживает значительные давления.
(появляется Вовочка)
Вовочка: Что ни говори, а если б не это самое натяжение, не видать бы мне мыльных пузырей как своих ушей.
(опыт: “мыльные пузыри”)
Учитель: (уводит за руку)
Вовочка, ты опять нарушаешь ход мероприятия.
Ученик 7: Силы поверхностного натяжения заставляют воду подниматься из глубины почвы и питать растения. Вода сама поднимается вверх по капиллярным сосудам стволов деревьев и стеблям трав.
Ученик 8: (аномалия 7-я) Вода самое распространенное вещество на Земле, и в то же время мы вправе сказать, что на Земле нет чистой воды. Все, что мы называем водой, - растворы тех или иных веществ в воде. Вода - один из лучших растворителей. В ней растворены газы атмосферного воздуха: азот, кислород, углекислый газ, аргон, и другие. Растворенные в воде соли придают ей приятный вкус. В воде некоторых источников содержится большое количество растворенных веществ, и она имеет целебные свойства. Это минеральная вода.
Ведущий 1: Не менее интересны и химические свойства воды. Вот, к примеру, натрий…
Натрий: Милая Вода, а в Вашем присутствии я просто таю!
(подает руку Воде)
Щелочь: А я расцветаю.
Водород: А я улетаю! (шарик в руке)
(Выводит Медь)
Медь: Ой! Ой! Что за нежности?! Лично я к этой красавице безразлична.
Ведущий1:А вот два брата - основный оксид и кислотный оксид…
Основный оксид Na2O: Честь имею оксид натрия! (протягивает руку Воде)
Вода: Вода!
Щёлочь: И снова я!
Кислотный оксид P2O5: Уважаемая вода, несмотря на родство, я более именит, чем мой брат - оксид фосфора пятый, к вашим услугам!
Вода: Очень приятно! Я польщена таким знакомством!
Кислота: Ну, вот и я образовалась, Пойду, пощекочу шустреньким металлам нервы!
Ведущий 2: А теперь поговорим о значении воды.
Су анасы: А можно я? Вода очень нужное вещество, без него нет жизни. Помню, в 523 году непобедимое войско шаха Калебида переходило через Ливийскую пустыню. Никакой противник не мог противостоять этому войску. Но в пустыне без воды погибли все 50 тыс. воинов.
Степан: Ещё бы! Человек не может прожить без воды и трёх дней. Удивительно, что сам человек состоит на 65% из воды. Больше всего воды содержится в мозге - 81%
Су анасы: Одна вода в твоём мозге, Стёпушка!
Ведущий 2: Живые организмы не могут существовать без воды. Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения. Тело медузы состоит из воды на 99,9%. Огурцы, салат содержат 95% воды, помидоры, морковь - 90% Сложнейшие реакции в растительных и животных организмах протекают в водной среде, например, процесс пищеварения требует в сутки не менее 9-10 л воды.
Ученик 9: Неоценимая роль воды в сохранении здоровья человека. В средние века, например, люди, совсем не уделяли внимания личной гигиене: не умывались, не мылись. Это было одной из причин распространения эпидемий чумы, оспы, холеры, брюшного тифа и других ужасных заболеваний. Теперь эта проблема решена.
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться , нырять, кувыркаться.
В ушате, корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
В ванне и в бане,
Всегда и везде - вечная слава воде!
Ученик10: Запасы воды на земном шаре огромны и исчисляются примерно в 1460000 км3. Однако из них 1370000км3 приходится на моря и океаны, около 60 млн км3 на подземные, главным образом солоноватые воды и всего лишь около 30,5 млн км3 составляют пресные воды. К тому же почти все запасы пресной воды (97%) сосредоточены в горных ледниках и полярных шапках, которые находятся в отдалённых суровых малолюдных просторах Земли и практически не используются человеком. В реках, озёрах, почве находится лишь 0,06% всех водных ресурсов земного шара.
Ученик11: Общий годовой сток всех рек мира составляет 37 300км3, включая около 1500 км3 воды, получаемой от таяния ледников. Казалось бы, и этого количества воды вполне достаточно для удовлетворения потребностей населения, которое ежегодно расходует около 8000км3воды. Однако, водные ресурсы по распределены крайне не равномерно. Это обусловлено неравномерным выпадением осадков. Есть обширные области, где остро ощущается недостаток воды: например, в Нубийской пустыне дожди не выпадают десятилетиями. Нехватку воды на сегодняшний день испытывают не только засушливые зоны, но и большинство промышленно развитых стран.
Ученик12: Одним из вариантов решения проблемы водного голода может быть эффективная очистка сточных вод и их повторное использование. Изысканиями гидрогеологов обнаружены гигантские подземные линзы пресных вод. Только в нашей стране можно добывать в год около 220 км3 артезианских вод. Есть ещё вариант решения проблемы обеспечения водой населения и промышленности - использование арктических и антарктических ледовых материков. Практически неограниченное количество пресной воды можно получить путём опреснения солёной воды Мирового океана, а также подземной минерализованной воды. Такое удивительное вещество, как вода, достойно особого внимания и бережного отношения!
Вода:
Течёт речка лугами,
Течёт речка лесами,
Над её берегами
Ивняк нависает
На песок, к переправам,
Опускаются птицы,
Чтоб побегать, поплавать
И водицы напиться.
Вьётся речка, струиться.
Мох вокруг да морошка.
Вместе с речкой змеиться,
Вьётся стёжка-дорожка,
Все изгибы изломы
За водой повторяет,
То темна, словно омут,
То под солнцем сияет.
Речка в реку вольётся,
Тройка станет дорогой
И пылит и несётся
За водою широкой.
Море реку приветит,
Разнесёт по раздолью,
Синим светом осветит,
Подсолит своей солью.
А дорога вкруг моря
Ляжет с кучи на кучу
Даже в этом просторе
Их ничто не разлучит.
(А.Я.Яшин “Речка и тройка”)
Ведущий2: Вот и подошла к концу наша встреча с веществом номер один - водой! В подготовке и проведении постановки принимали участие:
- Авторская группа (встают и кивают)
- Режиссёрская группа (встают и кивают)
- Группа оформителей (кивают)
Ведущий: - Техническая группа…
- Наши уважаемые артисты…
- Спонсоры постановки в лице директора школы Смирнова Э.Н.
- Продюсер и директор проекта учитель химии Попова Л.Н.
- Вели программу:
Ведущий1: (фамилия ученика)
Ведущий2: И (фамилия ученика)
Ведущий1: До свидания дорогие друзья, до новых встреч.