Эпиграф:
“Обучение рисованию, как это давно признано в образованных странах, составляет столь важный предмет для развития в детях способности наблюдать и размышлять, что ему должно быть отведено в школе одинаковое место с другими предметами. Так ребенок будет шире и многосторонней знакомиться с реальной действительностью, изучая ее, и в то же время привыкать к правильному восприятию искусства…”
П. П. Чистяков.
Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, а также логику изучения тем и общую дозировку времени на их изучение. Программа определяет научную и духовную ценностную направленность преподавания предмета, дает оценки событий и фактов. В программе определяется структура учебного материала, расположение его по годам обучения и внутри каждого года. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащихся – один из критериев успешности и эффективности процесса обучения.
Поскольку обучение ведется в соответствии с определенными программами, мы с вами и будем сегодня говорить об …см.приложение 1 слайд.
Авторские программы и требования, предъявляемые к ним.
2 слайд.
Цель любого образования –
научить любить красоту.
Платон
3 слайд.
Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая – так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, – только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай. Цицерон.
Мы с вами обучаем детей изобразительному искусству, в школе – это во многом игра, импровизация, но одновременно мы решаем очень важные задачи: духовно и творчески развить личность, привить любовь к искусству, воспитать грамотного зрителя. Ведь …
4 слайд.
“…Художник – это только часть художественной культуры народа. Вторая, не менее существенная – Зритель…. Художником, поэтом станет только один из тысячи. Зрителем должен стать каждый.
Кто взрастит зрителя? Учитель! Только Учитель!”. Б. М. Неменский.
5 слайд.
В художественной педагогике в настоящее время предполагается комплексный подход к интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла. Звучат идеи интеграции базового общего и дополнительного образования на единой основе миропонимания через искусство, что позволит на всем протяжении обучения получать подготовку в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями, интересами, уровнем художественного и интеллектуального развития. Интеграция всех видов искусства предполагает общий методологический подход, единство целей, задач, принципов, разнообразие путей реализации на основе специфики каждого вида искусства.
Основные формы реализации содержания учебного предмета фиксируются в соответствующих учебных программах.
Прежде чем говорить о требованиях к самим программам, давайте вспомним что, в свою очередь, требуют от нас при усвоении программных знаний, умений и навыков учащимися и каких успехов достигнуть в результате обучения. Итак,
Содержание образовательной области “Искусство”: (содержание и структуру предметов образовательной области “Искусство” определяет концепция содержания образовательной области “искусство”.
В эту область входят:
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Мировая художественная культура
Содержание образования (учебного предмета)является компонентом учебного процесса, его нельзя рассматривать изолированно. Учебный предмет может быть сконструирован только в логике процесса обучения.
Учебный предмет – это средство передачи содержания образования с помощью педагогической инструментовки.
А формы реализации содержания учебного предмета фиксируются в соответствующих учебных программах.
6 слайд.
Исходя из природы искусства и его воздействия на развивающуюся личность ребенка, концепция содержания образовательной области “искусство” так определяет цели и задачи преподавания:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ
Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
- освоение знаний об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве; ознакомление с выдающимися произведениями русской и зарубежной художественной культуры;
- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
- формирование устойчивого интереса к искусству, к художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
7 слайд.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
- овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.
8 слайд.
Программы определяют, что…
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
9 слайд.
уметь
- применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;
- определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для эстетической оценки явлений окружающего мира;
- при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;
- художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);
- средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
10слайд.
Итак, мы уже сказали, что…
Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, а также логику изучения тем и общую дозировку времени на их изучение.
11 слайд.
Выяснили, что учебные программы…
Фиксируют содержание и основные формы реализации содержания учебного предмета.
При составлении программ используют следующие разделы:
12 слайд.
При выборе такой программы для преподавания предмета “Изобразительное искусство” в школе не требуется дополнительной экспертной оценки.
Они приобретают статус программы федерального уровня (например, программы по изобразительному искусству В. И. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и др.).
13 слайд.
- Авторские учебные программы с учетом требований примерной программы могут следовать иной логике построения учебного предмета, отражать собственные подходы автора к рассмотрению тех или иных теорий, выражать авторскую точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь рецензии ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов.
- Важно учесть концепцию и задачи образовательного учреждения, в котором будут реализовываться выбранная программа, желания и возможности детей, а также материально-технические условия реализации программы.
- При наличии рецензий программы утверждаются пед.советом
14 слайд.
можно по разному выстроить логику и структуру изучения предмета, создав вариативную авторскую программу, однако в любом случае она должна отвечать следующим критериям:
Критерии, которым должна отвечать авторская программа:
- Научность
- Доступность
- Наличие Учебно-методический аппарата
15 слайд.
Научность содержания:
- изложение научных основ учебной дисциплины;
- корректность введения научных понятий;
- строгость приводимых доказательств соблюдение общепринятой научной терминологии и символики;
- раскрытие научных понятий в соответствии с достижениями современной науки;
- учет исторических аспектов возникновения и развития базовой для учебной дисциплины науки
- наличие мировоззренческих обобщений, направленных на формирование научной картины мира
- прикладная направленность предлагаемого материала.
16 слайд.
Доступность содержания:
- соответствие учебного материал примерной программе,
- посильность учебного материала учащимся данного возраста,
- учет их психолого-педагогических особенностей;
- соответствие учебного материала предшествующей подготовке и уровню развития учащихся;
- дифференцированность теоретического и практического материала для достижения лучших результатов обучения;
- четкость формулировок определений, задач и т. д.;
- ясность, точность и лаконизм изложения
17 слайд.
Учебно-методический аппарат:
- систематичность, логичность и последовательность изложения материала соблюдение преемственности, уровневая и профильная дифференциация; использование передового опыта; воспитательный и образовательный характер учебного курса;
- направленность учебного материала на развитие творческих способностей учащихся и навыков самообразования; формирование интереса учащихся к предмету и его практическому применению; межпредметные связи;
- методическая ценность иллюстративного, справочного материала и других средств обучения;
- наличие средств организации самостоятельной учебной деятельности учащихся (структурирование учебного материала: обязательный, дополнительный и т. д.;
- вопросы для самоконтроля; указания по работе с книгой и т. д.
18 слайд.
Содержание программ по предмету “Изобразительное искусство” должно строится с учетом психолого-физиологических возрастных особенностей учащихся, которые нужно учитывать на разных периодах обучения, при решении воспитательных и образовательных задач.
- Важно учесть концепцию и задачи образовательного учреждения, в котором будут реализовываться выбранная программа, желания и возможности детей, а также материально-технические условия реализации программы.
19 слайд.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования России 3 июня 2003 года и изложены в письме Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02^84/16.
20 слайд.
Содержание образовательных программ должно соответствовать
- —достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- —определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);
- современным образовательным технологиям,
которые отражены в: принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности,
результативности); формах и методах обучения
(активных методах дистанционного обучения,
дифференцированного обучения, занятиях,
конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и
т.д.); методах контроля и управления
образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
21 слайд.
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
- —создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- —приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- —профилактику асоциального поведения;
- —создание условий для социального, культурного
и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности
ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; - —интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- —укрепление психического и физического здоровья;
- —взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
22 слайд.
Цели и задачи образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Образовательная программа должна включать следующие структурные элементы: (т.е. содержать определенные разделы)
- Титульный лист.
- Пояснительную записку. . (+ требования к знаниям и умениям учащихся)
- Учебно-тематический план
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Список рекомендуемой литературы.
Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе (учебники и уч.пособия)
23 слайд.
Титульный лист.
- наименование образовательного учреждения, согласно Устава МОУ;
- где, когда и кем утверждена образовательная
программа; (утверждается педсоветом или метод
советом за
подписью и печатью директора школы) - название образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана программа;
- срок реализации программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) образовательной программы;
- название города, населенного пункта;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
24 слайд.
Пояснительная записка.
- направленность образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи образовательной программы;
- отличительные особенности данной программы от уже существующих;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки; (требования к знаниям и умениям учащихся)
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
25 слайд.
Учебно-тематический план.
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
26 слайд.
Содержание образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
27слайд.
Методическое обеспечение программы включает в себя описание:
- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
28 слайд.
Список литературы. Об авторе.
29 слайд.Заключение.
Стремительно летит время, одни ценности приходят на смену другим, и все это находит отражение как в изобразительном искусстве, так и в восприятии этого искусства детьми. Только творчество педагога, его постоянное стремление совершенствовать учебный процесс сориентирует его в выборе методической системы.
“Профессиональная пригодность к педагогической деятельности – это прежде всего желание к постижению ее мудростей, это готовность к постоянному совершенствованию этой деятельности”. В. А. Сластенин.