Цель урока: систематизировать и закрепить знания по данной теме.
Оборудование и материалы:
- Кодоскоп.
- Модели простых фигур.
- Экран (список учащихся).
- Карточки на столах.
- Листочки для самостоятельных работ.
- Таблицы.
ХОД УРОКА
I. Домашнее задание.
п. 121 – п. 126, У. 14, У. 21
II. Цель урока.
Проверить знание формул площадей простых фигур и умение пользоваться этими формулами при решении задач. У нас с вами “Урок-зачет”. Каждый из вас получает оценку по данной теме.
III. Знакомство с планом урока.
IV. Повторение теоретических вопросов.
1. Какая фигура называется простой?
2. Назовите и покажите простые фигуры?
3. Перечислите свойства плоских фигур.
4. Как находятся площади простых фигур?
5. А что такое площадь?
6. Перечислите единицы измерения площадей.
V. С. Р. № 1.
Я показываю модель плоской фигуры, а вы записываете формулу, по которой вычисляется ее площадь (один из учеников у доски – ответы закрыты).
1. (прямоугольник).
2. (квадрат).
3. (треугольник).
4. (параллелограмм).
5. (трапеция).
Взаимопроверка: учащиеся сверяют свои ответы с ответами на доске.
Собираются листочки, ассистент выставляет оценки в экран.
VI. Историческая справка.
А кто такой Герон Александрийский? Да, один из выдающихся математиков-энциклопедистов. Годы его жизни точно неизвестны (одни утверждают 3 век до н.э., другие – I век до н.э.). Герон написал ряд книг для инженеров, архитекторов. Наиболее важным геометрическим сочинением Герона является его “Метрика”. Там дана формула, а также ее доказательство, для вычисления площади неравностороннего треугольника, которая была известна еще Архимеду, но ныне называется формулой Герона. Запишите на доске эту формулу.
.
Посмотрите на экране результаты с.р. №1.
VII. С. Р. № 2.
Все формулы имеют большое практическое применение в жизни. И вот вы сейчас покажете свое умение применять данные формулы при решении практических задач. Я читаю задачу, рисунок показываю через кодоскоп, а вы применяете нужную формулу, делаете вычисления и записываете ответы.
1). Кодоскоп (фигура – прямоугольник, указаны размеры).
Подсчитайте, сколько м2 линолеума пошло на покрытие нашего школьного коридора, если его длина 20 м, а ширина 3 м.
2). Кодоскоп (фигура – квадрат).
Найдите площадь земельного участка квадратной формы со стороной 10 м.
3). Кодоскоп (фигура – параллелограмм).
Найдите площадь металлической пластинки, ее размеры указаны на чертеже.
4). и 5). Кодоскоп (фигуры – треугольник, трапеция).
Перед вами шаблоны деревянных заготовок. Одна в форме треугольника, другая в форме трапеции. Найдите площади заготовок.
Взаимопроверка: Ответы проецируются через кодоскоп.
Собираются листочки, ассистент выставляет оценки в оценочный лист.
VIII. Устная работа.
Пока ассистент выставляет оценки в экран, устно рассказать решение двух первых задач и ответить на дополнительные вопросы к ним.
1. Ученик рассказывает план решения первой задачи.
Дополнительный вопрос:
Сколько денег нужно уплатить за линолеум, если 1 м2 стоит
50000 р.: (р).
Учитель: Представьте, какие это деньги. Напрашивается вывод: надо беречь то, что мы имеем.
2. Ученик рассказывает план решения второй задачи.
Дополнительный вопрос:
А как иначе называется данная единица? (100 м2 = 1 а = 1 сотка).
Учитель: Вы должны знать, что за земельные участки собирается налог. В год за 1 м2 земли надо заплатить 10 рублей. Каков земельный налог с этого земельного участка? (10 р · 100 = 1000 р).
А много это или мало?
Посмотрите на экране результаты с.р. №2.
IX. С. Р. № 3.
А сейчас покажите свои знания в решении более сложных задач, когда плоская фигура состоит из нескольких простых фигур. Посмотрите на задачу-подсказку (чертеж на доске). Решаем задачу.
У вас на столах карточки с 6-ю заданиями. Вы
выбираете пять любых. Можете не показывать ход
решения, важен конечный результат. Ответы
выделять.
Образец карточки.
Самопроверка: Ответы проецируются через кодоскоп. Собираем листочки, ассистент выставляет оценки в экран.
X. Учитель: Те, кто сдают экзамен по геометрии, наверно обратили внимание в 16 билете на вопрос:
“Вычислите площадь пластинки, имеющей форму неправильного пятиугольника”.
Перед вами образец такой пластинки.
Вопрос: Как же определить площадь данной пластины?
Ученик: рассказывает план вычисления площади.
Посмотрите в экране результаты с.р. №3.
XI. Подведение итогов.
Учитель называет по экрану итоговую оценку за урок, ученики выставляют оценки в дневники.
Вывод: В практической деятельности часто приходится находить площади фигур. И с задачами такого характера вы будете встречаться и на уроках биологии, географии, физики, технологии. Поэтому, если кто-то из вас неуверенно знает формулы, подучите пожалуйста.