Проект концепции по формированию мотивации младших школьников к профильному обучению на основе внеклассного чтения

Разделы: Начальная школа


Тема: Формирование мотивации младших школьников к профильному обучению на основе внеклассного чтения.

Актуальность: Современному обществу требуются люди с аналитическим умом и с творческим потенциалом.

Цель: Создание вариативной учебной программы по внеклассному чтению с учетом психологических особенностей детей.

Гипотеза: Если я определю правильное направление, если я создам условия для творческого развития, то моделью моего выпускника станет личность, подготовленная к профильному обучению в среднем звене.

Сроки и этапы работы: 4 года

1 год: 1 этап - анализ готовности детей к обучению;
- психолого – педагогическая диагностика;
2 – 3 год: 2 этап - апробация проекта вариативного обучения чтению
(по циклам – четверть);
4 год: 3 этап - коррекция;
- кружковые занятия по интересам и способностям;
- модель профилировано подготовленного выпускника;

Условия реализации: финансовая и материально – техническая оснащенность программы:

  • ТСО - телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, персональный компьютер, учебные фильмы;
  • наглядность – книги, картины, иллюстрации;
  • концелярские товары – бумага, краски, кисти…;
  • спонсорство, родительский взнос, меценатство;

Методика работы:

  1. диагностика;
  2. мониторинг учебного процесса;
  3. анализ;
  4. коррекция;
  5. дифференциация;
  6. интеграция;
  7. профилирование;

Форма контроля и оценки:

  • наблюдение;
  • беседы;
  • тестирование;
  • контрольные задания;

Прогноз ожидаемых результатов:

  • повышение уровня качества чтения;
  • определение направленного развития личности;
  • формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности;
  • активизация мотивации к обучению;
  • создание модели выпускника младшего школьника с профилированной подготовкой;

Форма представления результатов работы:

  • создание вариативной учебной программы по внеклассному чтению;
  • разработка методических рекомендаций по интегрированию уроков чтения и внеклассного чтения;

Схема

Проект педагогической Концепции по формированию мотивации младших школьников к профильному обучению на основе внеклассного чтения

Тема: Формирование мотивации младших школьников к профильному обучению на основе внеклассного чтения.

Актуальность: Современному обществу требуются люди с аналитическим умом и творческим потенциалом.

Цель: Воспитание грамотного читателя с творческим, аналитическим мышлением.

Идея: Создание вариативной учебной программы по внеклассному чтению с учетом психологических особенностей детей.

Гипотеза: Если я определю правильно направление, если я создам условия для творческого развития, то моделью моего выпускника станет личность, подготовленная к профильному обучению в среднем звене.

Литературное чтение – количество часов, содержание литературного чтения по учебному плану.

Внеклассное чтение – список, область (художественная, научно-популярная, научная) и объем литературных произведений по классам.

Анализ, диагностика:

Анализ – отслеживание техники чтения (способ, правильность, беглость, осознанность), определение доминирующей области литературы (востребованной).

Диагностика – определение психологом уровня развития логического, образного мышления с помощью тестирования, анкетирования (по рисункам, сочинениям, с помощью игр).

Вариативная учебная программа.

Учебный процесс по циклам (полугодие) – определение области литературы, количество, объем литературных произведений.

Характеристика циклов обучения:

Аналитические задания – (межпредметная интеграция) классификация по видам, по отрядам (природоведение), создание схем, алгоритмов, логических задач (математика).

Творческие задания – сочинение загадок, рассказов, сказок, стихов (литературное чтение).

Сроки и задачи:

1 год: 1 этап – анализ;

- диагностика – деятельность психолога (фиксация уровня совершенствования ребенка по своему профилю или же мена направления или же по двум направлениям);

2-3 год: 2 этап – апробация;

4 год: 3 этап – коррекция (учебного плана, часов, темы, содержания), кружковые занятия;

Методика:

- Диагностика;

- Мониторинг деятельности (контроль техники чтения в начале, в середине и в конце года, контроль прочитанной литературы, область литературы и.т.д.);

- Анализ (объем выполненной работы);

- Коррекция (по степени объема и сложности);

- Дифференциация (по уровню формирования учащегося);

- Интеграция (межпредметная связь);

- Профилирование (склонности к предмету);

Формы деятельности:

- Исследование (н-р: из ряда кошачьих);

- Информатизация (использование компьютера, компьютерных программ, печатание докладов и.т.д.);

- Конструирование;

- Проектирование;

- Аргументация (защита);

- Творчество;

Контроль и оценка:

- Наблюдение (мониторинг);

- Беседы;

- Анкетирование;

- Тестирование;

- Контрольные задания;

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня качества чтения;

- Определение направленного развития личности детей;

- Формирование способностей детей к аналитическому, творческому самовыражению личности;

- Активизация мотивации к обучению;

- Создание модели выпускника с профилированной подготовкой;

- Утверждение вариативной учебной программы по внеклассному чтению;

- Разработка методических рекомендаций по интегрированию уроков чтения и внеклассного чтения;