ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воплощает в себя новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики.
Основа программы – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно.
Занятия построены в виде игры – путешествия по сказочным странам (в гости к краскам, к кисточкам, к палочкам и т.д.). Основная цель этих превращений в веселую игру занятий – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Постепенно дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности, которые предстают перед ними в виде трех сказочных братьев: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Три формы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная) фактически являются основой творчества. Переход от игровой формы их осознания к научной будет происходить постепенно.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – постижение ребенком духовного содержания искусства, его образного языка и возможностей различных, художественных материалов.
Обучение делится на три этапа. Через цветовую беспредметную живопись, а затем линию и форму нужно перейти вместе с детьми к построению предметной композиции.
I ЭТАП
4-летний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность. Занятия лучше начать с развития у детей чувства цвета.
Задачи I этапа:
- помочь ребенку найти свое понимание цвета и научиться с его помощью выражать свои эмоции и чувства;
- формировать художественно-творческую активность ребенка;
- духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость, воспитывать мир чувств ребенка.
II ЭТАП
В 5 лет у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности.
Задачи II этапа:
- обратить внимание детей на линию как основное выразительное средство;
- развить умение выбирать нужные изобразительные средства для создания того или иного образа;
- развить художественно-творческие способности ребенка, его наблюдательность;
- учить видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное.
III ЭТАП
В 6 лет возникает тяга к предметному рисованию, к детализации в рисунке.
Задачи III этапа:
- развить стремление ребенка к созданию образов;
- учить строить предметные композиции, постигать законы композиции;
- учить видеть деятельность трех Братьев Мастеров - Изображения, Украшения и Постройки, как в самостоятельном их проявлении, так и в единстве;
- учить выражать свое отношение к тому, что человек строит, украшает и изображает;
- воспитывать чуткого к искусству, грамотного зрителя.
КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
Обучение строится на следующих принципах:
- единство и постепенность погружения в мир искусства;
- сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и в произведениях живописи;
- доступность и простота изучаемого.
Средства обучения:
Главное, не вести работу одними и теми же материалами, а постоянно менять их, развивая умения работать всеми, используя разнообразные техники:
- работа с бумагой (бумагопластика), с пластилином (барельеф), с палочками (граттаж), с природными материалами (монотипия), с тушью (кляксография), со свечкой (графика).
- рисование ладошкой, пальцами, поролоном, кисточками.
- зрительный ряд (иллюстрации картин художников, скульптур зданий архитектуры и т.д.);
- магнитозаписи и т.д.
Методы работы:
- беседа;
- пересказ;
- наблюдения;
- объяснение с демонстрацией;
- предварительное разъяснение.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ “УРОКИ ИСКУССТВА”
ЛИТЕРАТУРА
- Никологорская О. “Волшебные краски”, М, АСТ пресс, 1997 г.
- Мосин И.Г. “Рисование” (в 2-х частях), Ектеринбург, У-Фактория, 2004 г.
- Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство” (в 2х частях), М, АСТ, 1998 г.
- Смит А., Тетчелл Д. “Энциклопедия рисования”, М, РОСМЭН, 2000 г.
- Комарова Т.С. “Рисование для детей среднего дошкольного возраста”, М, АСТ, 2000 г.
- Максимова Н.М., Колобова Т.Г. “Аппликация для детей старшего дошкольного возраста”, М, АСТ 1998 г.
- Куревина О.А., Селезнева Г.Е. “Путешествие в прекрасное” (в 3-х ч.), М, Баласс,1999 г.
- Васильева-Гангус Л. “Уроки занимательного труда”, М, Педагогика, 1987 г.
- Коротеева Е.И. “Искусство и ты”, М, Просвещение, 1997 г.
- Неменский Б.М. “Искусство вокруг нас”, М, Просвещение, 2005 г.
- Ищенко И. “Моя первая книжка о красках”, LINKA-PRESS, 1994 г.
- Нерсесова О.И. “Сказки про краски”, М, Малыш, 1990 г.
- Никологорская О.А., Маркус Л.И. “Излечивает гнев и заполняет время” (о графике), журнал “Сделай сам” №3, 1990 г.
- Михайлова Н. “Рисование дошкольников – процесс или результат”, журнал “Дошкольное воспитание” №4, 1994 г.
- Кий А.И., Мальцев Н.В., Козлев В.Н. и др. “ Мы входим в мир прекрасного”, Санкт-Петербург, 1995 г.
- Столяров Б.А. “По залам Русского музея”, Санкт-Петербург, 1993 г.
- Мигаль Б.Г. “Цвет в природе и изобразительном искусстве”, Санкт-Петербург, 1993 г.
- Мигаль Б.Г. “Линия и форма в природе и изобразительном искусстве”, Санкт-Петербург, 1993 г.
- Рева Н.Д. “Детский рисунок. Материалы и техника”, Санкт-Петербург, 1994 г.
- Желли Т. “Ной, научи нас рисовать животных”, Цицеро, Рудомино, 1992 г.