Урок физики по теме: "Явление тяготения. Сила тяжести"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий (всемирное тяготение, сила тяжести), фактов (исторический материал), законов (закон всемирного тяготения) и применению полученных знаний в разнообразных ситуациях;
  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках изучаемой темы.

Задачи урока:

  1. содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;
  2. развивать умения учащихся, необходимых в работе с разными источниками информации”: поиск, сбор и обработка информации, хранение;
  3. передавать содержание информации соответственно поставленной цели в форме презентации;
  4. развивать коммуникативные навыки общения;
  5. инициировать рефлексию учащихся по поводу своего субъективного опыта.

Оборудование урока:

  • Мультимедийные программы “Физика-7”, “Физика – 9”, Министерство образования и науки Республики Казахстан, разработчик ТОО “Просвещение – Казахстан”
  • Физика и астрономия: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / Р. Башарулы, У. Токбергенова, Д. Казахбаева. – Алматы: Атамура, 2003.
  • Раздаточный материал, разработанный учителем.
  • Оборудование для эксперимента: динамометр, набор грузов.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Этап применения знаний и способов деятельности. Мыслительная разминка

Задачи:

1. Повышение уровня осмысления учащимися изученного материала и глубины его усвоения;

2. Развитие у учащихся умений самостоятельного применения знаний в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.

- Учитель осуществляет проверку знаний и умений учащихся.

- Положительные результаты деятельности учащихся оцениваются с помощью баллов и заносятся ими в оценочный лист.

Учащиеся выполняют задания

1задание. Мозговая атака.

(работа в группах)

1 Как по изменению скорости тел при их взаимодействии судят о массе этих тел?

2. Матрос прыгает с тяжело нагруженной баржи на причал. Почему движение баржи в сторону, противоположную прыжку, незаметно? А если матрос прыгает из лодки, будет ли движение лодки заметно? Почему?

4. Барон Мюнхгаузен рассказывал, как он однажды разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка, заметив, что он не допрыгивает до противоположного берега, он в воздухе повернул обратно и опустился на тот берег, с которого он прыгал.

Почему это не возможно?

2 задание. Решение задач

(самостоятельная деятельность учащихся с учетом возможностей каждого)

3 задание

1. Займите места за мониторами. Откройте программу “Физика 7”, глава Движение и силы, * Сила. Выполните тест к данному параграфу. Время работы 5 минут. Результаты теста занесите в оценочный лист – количество набранных %.

2. Займитесь расчетами. Решение задачи (работа у доски).

3. Результат проставьте в оценочный лист

4. Закройте программу.

Займите свои места.

(самостоятельная работа, выполнение теста).

2. 2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

Задачи:

- обеспечить мотивацию учения;

- включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

- актуализировать опорные знания и способы деятельности учащихся.

1. Учитель демонстрирует видео сюжет (“Физика 9, медиа-объект №6 “Ньютон и гравитация”), во время просмотра которого учащимся необходимо определить ключевые слова сюжета и раскрыть их физический смысл.

2. Определить тему урока.

3. Обучение учащихся целеполаганию.

На доске появляется перечень вопросов:

- О чем говорит закон Всемирного тяготения?

- Какое соотношение между силой тяжести, действующей на тело, и его массой?

- Чему равна постоянная величина g? Почему эту величину называют ускорением свободного падения?

- Одинаковы ли будут значения массы и силы тяжести, действующих на одно и то же тело на полюсе и экваторе?

- Почему притяжение тел на Луне меньше, чем на Земле?

1. Диалоговое общение. Учащиеся определяют ключевые слова и дают определения физическим величинам, опираясь на знания полученные детьми из курса “Естествознания”, 5 класс

Физический смысл понятия гравитация учащиеся получают, работая со словарем “Физика -9, словарь”.

2. Совместно с учителем определяется тема урока

3. Учащиеся определяют учебные задачи урока.

3. Этап изучения нового материала.

Задачи:

- развитие умений анализировать познавательные объекты, выделять главное (текст определение понятий, видео-материалы и др. );

- развитие умений учащихся, необходимых в работе с разными источниками информации”: поиск, сбор и обработка информации;

- активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части содержания в целое, классификация и систематизация изучаемого материала;

- развитие коммуникативных навыков общения.

1. Организация деятельности учащихся по изучению нового материала.

- Работа учащихся осуществляется в группах.

- Используется мультимедийная программа Физика – 9, раздел “Гравитационные явления”, &38 39,40; медиообъекты раздел “Гравитационные явления”, разделы “Словарь”, “Биография”

- Каждая группа получает путеводитель (отчет работы группы, приложение № )

- учитель выполняет роль координатора

1. Определение состава (плана) действий каждого члена группы.

2. Изучение алгоритма работы каждым участником группы.

Алгоритм работы групп:

- Изучите алгоритм работы группы. Займите места за мониторами

- Откройте программу “Физика 9”, раздел “Гравитационные явления

- В процессе работы вы можете пользоваться с содержанием разделов “Электронный учебник”, “Словарь”,

“Биография”, “Медиа-объекты” -- Ознакомьтесь с темой изучаемого вопроса, откройте указанные параграфы электронного учебника для работы. (путеводитель группы или отчет группы о результатах работы группы, приложение № )

- Просканируйте текст указанного параграфа, определите объект работы.каждого члена группы:

- поиск ответов на вопросы, указанных в отчете о результатах работы (работа с электронным учебником)

- работа с разделами программы - “ Словарь”, “Биография”

- работа с медиаобъектами

- Каждый член группы работает самостоятельно в течение 4 минут и результаты своих наработок заносит в таблицу

- Обмен мнениями между членами группы, систематизация изученного материала, подготовка представления своей работы – 6 минут.

- Распечатка материала для класса.

- Выступление спикера группы -2 минуты.

4. Этап первичной проверки знаний и закрепления учебного материала

Задачи:

- установить правильность и осознанность учащимися изученного материала.

1. Создание условий для представления каждой группы своей работы (активное слушание, активное включение в деятельность).

2. Осуществление первичного закрепления учебного материала (работа с учебными вопросами, определяющими учебные задачи урока).

3. Экспериментальное подтверждение справедливости прямо пропорциональной зависимости между силой тяжести и массой тела.

Используя инструкцию учителя учащиеся выполняют экспериментальное задание.

4. Разбор алгоритма решения задач по данной теме урока (1 уровень)

1. Спикер группы представляет результаты своей работы (презентация работы).

2. Диалоговое общение.

(форма общения: вопрос - ответ).

3. За правильные ответы ученик получает дополнительные баллы.

3. Экспериментальная работа:

- с помощью динамометра учащиеся измеряют значение силы тяжести и соответственно массу тела, заполняют таблицу полученных измерений.

2. Совместно с учителем на доске строят график полученной зависимости (учащиеся строят в тетраде).

3. Учащиеся описывают полученный график, делая вывод о том что полученная зависимость является прямо пропорциональная и коэффициент есть величина постояннаяе.

4. Осмысление алгоритма решения задач по данной теме урока.

Разбор задач упр. 5 (3,1)

5. Этап применения знаний.

Задача:

- Организовать деятельность учащихся по применению знаний в новой ситуации.

1. Постановка проблемы: одинакова ли сила тяжести на планетах солнечной системы.

Учитель предлагает уч-ся рассмотреть вопрос о силе тяжести на других планетах Солнечной системы.

Организуется работа учащихся с учебником “Физика -7”:

- анализ рисунка 85 на стр. 110:

- изучив рисунок, учащиеся делают вывод о значении силы тяжести и постойной величины (ускорения свободного падения)

- сканирование текста - стр. 110, абзац 2,3.

- ответы на вопросы учителя, заполнение таблицы (сбор материала для творческого сборника по астрономии).

6. Этап информации о домашнем задании.

Задача:

- понимание учащимися содержания и способов выполнения

1. Домашнее задание

& 38,39 Упр. 15 (1,3), 16 (3).

2. Выявление затруднений, коррекция.

1 Устранение выявленных затруднений совместно с учителем.
7. Этап подведения итогов учебного занятия.

Задача:

Дать качественную оценку работы класса и учащихся.

Работа с оценочными листами. Самооценка своей деятельности.
8. Этап рефлексии.

Задача:

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своей и своего субъективного опыта.

- Какое значение для вас знания и умения, полученные на данном уроке?

- Что вызвало наибольшую трудность:

а) изучение материала

б) систематизация знаний?

- Как ты оцениваешь полученные результаты?

Анализ своей позиции в принятии учебного материала, усвоении способов и средств, способствующие выполнению учебных действий.

Приложение