Цель урока:
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий (всемирное тяготение, сила тяжести), фактов (исторический материал), законов (закон всемирного тяготения) и применению полученных знаний в разнообразных ситуациях;
- организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках изучаемой темы.
Задачи урока:
- содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;
- развивать умения учащихся, необходимых в работе с разными источниками информации”: поиск, сбор и обработка информации, хранение;
- передавать содержание информации соответственно поставленной цели в форме презентации;
- развивать коммуникативные навыки общения;
- инициировать рефлексию учащихся по поводу своего субъективного опыта.
Оборудование урока:
- Мультимедийные программы “Физика-7”, “Физика – 9”, Министерство образования и науки Республики Казахстан, разработчик ТОО “Просвещение – Казахстан”
- Физика и астрономия: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / Р. Башарулы, У. Токбергенова, Д. Казахбаева. – Алматы: Атамура, 2003.
- Раздаточный материал, разработанный учителем.
- Оборудование для эксперимента: динамометр, набор грузов.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Этап применения знаний и способов деятельности. | Мыслительная разминка Задачи: 1. Повышение уровня осмысления учащимися изученного материала и глубины его усвоения; 2. Развитие у учащихся умений самостоятельного применения знаний в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля. - Учитель осуществляет проверку знаний и умений учащихся. - Положительные результаты деятельности учащихся оцениваются с помощью баллов и заносятся ими в оценочный лист. |
Учащиеся выполняют задания 1задание. Мозговая атака. (работа в группах) 1 Как по изменению скорости тел при их взаимодействии судят о массе этих тел? 2. Матрос прыгает с тяжело нагруженной баржи на причал. Почему движение баржи в сторону, противоположную прыжку, незаметно? А если матрос прыгает из лодки, будет ли движение лодки заметно? Почему? 4. Барон Мюнхгаузен рассказывал, как он однажды разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка, заметив, что он не допрыгивает до противоположного берега, он в воздухе повернул обратно и опустился на тот берег, с которого он прыгал. Почему это не возможно? 2 задание. Решение задач (самостоятельная деятельность учащихся с учетом возможностей каждого) 3 задание 1. Займите места за мониторами. Откройте программу “Физика 7”, глава Движение и силы, * Сила. Выполните тест к данному параграфу. Время работы 5 минут. Результаты теста занесите в оценочный лист – количество набранных %. 2. Займитесь расчетами. Решение задачи (работа у доски). 3. Результат проставьте в оценочный лист 4. Закройте программу. Займите свои места. (самостоятельная работа, выполнение теста). |
2. | 2. Этап актуализации субъективного
опыта учащихся Задачи: - обеспечить мотивацию учения; - включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; - актуализировать опорные знания и способы деятельности учащихся. |
1. Учитель демонстрирует видео сюжет
(“Физика 9, медиа-объект №6 “Ньютон и
гравитация”), во время просмотра которого
учащимся необходимо определить ключевые слова
сюжета и раскрыть их физический смысл. 2. Определить тему урока. 3. Обучение учащихся целеполаганию. На доске появляется перечень вопросов: - О чем говорит закон Всемирного тяготения? - Какое соотношение между силой тяжести, действующей на тело, и его массой? - Чему равна постоянная величина g? Почему эту величину называют ускорением свободного падения? - Одинаковы ли будут значения массы и силы тяжести, действующих на одно и то же тело на полюсе и экваторе? - Почему притяжение тел на Луне меньше, чем на Земле? |
1. Диалоговое общение. Учащиеся
определяют ключевые слова и дают определения
физическим величинам, опираясь на знания
полученные детьми из курса “Естествознания”, 5
класс Физический смысл понятия гравитация учащиеся получают, работая со словарем “Физика -9, словарь”. 2. Совместно с учителем определяется тема урока 3. Учащиеся определяют учебные задачи урока. |
3. | Этап изучения нового материала. Задачи: - развитие умений анализировать познавательные объекты, выделять главное (текст определение понятий, видео-материалы и др. ); - развитие умений учащихся, необходимых в работе с разными источниками информации”: поиск, сбор и обработка информации; - активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части содержания в целое, классификация и систематизация изучаемого материала; - развитие коммуникативных навыков общения. |
1. Организация деятельности учащихся по
изучению нового материала. - Работа учащихся осуществляется в группах. - Используется мультимедийная программа Физика – 9, раздел “Гравитационные явления”, &38 39,40; медиообъекты раздел “Гравитационные явления”, разделы “Словарь”, “Биография” - Каждая группа получает путеводитель (отчет работы группы, приложение № ) - учитель выполняет роль координатора |
1. Определение состава (плана) действий
каждого члена группы. 2. Изучение алгоритма работы каждым участником группы. Алгоритм работы групп: - Изучите алгоритм работы группы. Займите места за мониторами - Откройте программу “Физика 9”, раздел “Гравитационные явления - В процессе работы вы можете пользоваться с содержанием разделов “Электронный учебник”, “Словарь”, “Биография”, “Медиа-объекты” -- Ознакомьтесь с темой изучаемого вопроса, откройте указанные параграфы электронного учебника для работы. (путеводитель группы или отчет группы о результатах работы группы, приложение № ) - Просканируйте текст указанного параграфа, определите объект работы.каждого члена группы: - поиск ответов на вопросы, указанных в отчете о результатах работы (работа с электронным учебником) - работа с разделами программы - “ Словарь”, “Биография” - работа с медиаобъектами - Каждый член группы работает самостоятельно в течение 4 минут и результаты своих наработок заносит в таблицу - Обмен мнениями между членами группы, систематизация изученного материала, подготовка представления своей работы – 6 минут. - Распечатка материала для класса. - Выступление спикера группы -2 минуты. |
4. | Этап первичной проверки знаний и
закрепления учебного материала Задачи: - установить правильность и осознанность учащимися изученного материала. |
1. Создание условий для представления
каждой группы своей работы (активное слушание,
активное включение в деятельность). 2. Осуществление первичного закрепления учебного материала (работа с учебными вопросами, определяющими учебные задачи урока). 3. Экспериментальное подтверждение справедливости прямо пропорциональной зависимости между силой тяжести и массой тела. Используя инструкцию учителя учащиеся выполняют экспериментальное задание. 4. Разбор алгоритма решения задач по данной теме урока (1 уровень) |
1. Спикер группы представляет
результаты своей работы (презентация работы). 2. Диалоговое общение. (форма общения: вопрос - ответ). 3. За правильные ответы ученик получает дополнительные баллы. 3. Экспериментальная работа: - с помощью динамометра учащиеся измеряют значение силы тяжести и соответственно массу тела, заполняют таблицу полученных измерений. 2. Совместно с учителем на доске строят график полученной зависимости (учащиеся строят в тетраде). 3. Учащиеся описывают полученный график, делая вывод о том что полученная зависимость является прямо пропорциональная и коэффициент есть величина постояннаяе. 4. Осмысление алгоритма решения задач по данной теме урока. Разбор задач упр. 5 (3,1) |
5. | Этап применения знаний. Задача: - Организовать деятельность учащихся по применению знаний в новой ситуации. |
1. Постановка проблемы: одинакова ли
сила тяжести на планетах солнечной системы. Учитель предлагает уч-ся рассмотреть вопрос о силе тяжести на других планетах Солнечной системы. |
Организуется работа учащихся с
учебником “Физика -7”: - анализ рисунка 85 на стр. 110: - изучив рисунок, учащиеся делают вывод о значении силы тяжести и постойной величины (ускорения свободного падения) - сканирование текста - стр. 110, абзац 2,3. - ответы на вопросы учителя, заполнение таблицы (сбор материала для творческого сборника по астрономии). |
6. | Этап информации о домашнем задании. Задача: - понимание учащимися содержания и способов выполнения |
1. Домашнее задание & 38,39 Упр. 15 (1,3), 16 (3). 2. Выявление затруднений, коррекция. |
1 Устранение выявленных затруднений совместно с учителем. |
7. | Этап подведения итогов учебного
занятия. Задача: Дать качественную оценку работы класса и учащихся. |
Работа с оценочными листами. | Самооценка своей деятельности. |
8. | Этап рефлексии. Задача: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своей и своего субъективного опыта. |
- Какое значение для вас знания и умения,
полученные на данном уроке? - Что вызвало наибольшую трудность: а) изучение материала б) систематизация знаний? - Как ты оцениваешь полученные результаты? |
Анализ своей позиции в принятии учебного материала, усвоении способов и средств, способствующие выполнению учебных действий. |