Формирование субъекта через моделирование игровой деятельности

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Дело не в том, что ребенок большую часть времени занят игрой, а в том, что именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике. Эти изменения имеют непреходящее значение и подготавливают ребенка к новой, более высокой ступени развития.

Выдающийся теоретик и исследователь игровой деятельности Д.Б.Эльконин как одно из главных положений концепции игры рассматривал ее социальную природу. Он считал, что игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Его исследования проводились в 60-70-е годы ХХ века. С тех пор в обществе, в отношениях между людьми, в условиях жизни детей произошли значительные изменения, что, разумеется, не могли не отразиться на игре.

Как отмечают родители и воспитатели, за последние 10 лет дети стали меньше играть. Особенно, в сюжетно-ролевые игры, которые являются основной единицей развернутой формы игровой деятельности. Эту ситуацию подтверждают результаты исследования, проведенные Центром социологии образования в подготовительных группах детских садов Москвы. В ходе индивидуальной беседы дети отвечали на следующие вопросы: Какие игры ты знаешь? Во что любишь играть? Можно ли нарушать правила игры? Что будет, если играющий нарушит правила? Исследователи в основном выясняли характер игр – в соответствии с принятой типологией: ролевые игры, подвижные игры с правилами, игры-драматизации, настольно-печатные игры. Результаты ответов, их анализ дали достаточно полную картину. Первое место занимают традиционные подвижные игры с правилами – 45%. Второе место – 25% - ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию у девочек вышли традиционные “дочки-матери” - 6,5% и современная разновидность этой игры, “кукла Барби” - 5%. У мальчиков наиболее популярны игры в машинки – 5%. Третье место занимают настольные и спортивные игры – 17%. Четвертую самую малочисленную (12%) группу составили игры-драматизации. А 4% детей вообще не назвали ни одной игры.

О чем свидетельствуют результаты этой статистики? Наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры отстают почти в два раза, к тому же весьма однообразные и ограниченные по тематике. Практически отсутствуют игры на “профессиональные сюжеты”. Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых.

Показательны ответы детей еще на один вопрос: “Что будет, если играющий нарушит правила игры? ”. При развитой форме игровой деятельности были бы получены ответы: “Игра не получится” или “Будет неинтересно”. Однако большинство – 62% - связали нарушение правил с какими-либо “санкциями” со стороны окружающих: “Директор выгонит из сада”, “Арестуют”, “Оштрафуют”, “Прибьют”, “Посадят в тюрьму”; 14% - о чисто игровых санкциях со стороны сверстников: “Выгонят из игры”, “Заставят водить”, “Не будут больше играть”. И только 5% детей ответили с позиции развитой игровой деятельности: “Игра не начнется, не получится” или “Придется объяснить еще раз”.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что отношение дошкольников к игре существенно изменилось: уходит ее суть, то есть осознанное и ответственное поведение играющего.

Одной из причин такой ситуации можно считать метод “прямого копирования” школьного обучения в детском саду. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка считалось умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая “готовность” не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Д.Б.Эльконин в своих исследованиях доказывает: если ребенок свой дошкольный возраст проживет в полноценной игровой деятельности, то адаптация его к школьной жизни пройдет намного успешнее.

Практика и исследования многих педагогов и психологов показывают, что развитую форму игровой деятельности можно сформировать, если четко выстроить стратегию и тактику поведения взрослого в совместной игре с детьми на разных этапах дошкольного детства. В формировании игры можно выделить три этапа:

- усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями;

- усвоение ролевого поведения;

- усвоение способов построения сюжета.

Значит, нам надо попытаться смоделировать игровую деятельность по этапам ее развития в условиях детского сада. Для этого нужно решить следующую учебную задачу:

  1. Какой должна быть игра на разных этапах дошкольного детства?
  2. Какова собственно деятельность воспитателя по организации игры детей?
  Форма организации деятельности Характер игровых действий Выполне-ние роли Развитие сюжета Условие предметной среды Особенности взаимодействия со взрослыми
Старшая и подготовительная группа Взаимодействие в группе Отображение отношения между людьми Не только роли, но и замысел игры проговариваться до начала игры Совместное самостоятельное сюжето-сложение Предметы - заместители Взрослый активизирует воображение, повышает инициативу
Средняя группа Ролевое взаимодействие Взаимосвязанные действия, отображающие функции людей Роли называются и распределяются Самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию Условное игровое пространство (сюжетные игрушки заместители) Поддержка детской творческой инициативы
Младшая группа Индивидуальная игра Отдельные действия Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет удерживается только с помощью взрослого Яркие, объемные игрушки Взрослый выступает как образец действия

Заключение: Игра – это практически единственная область, где ребенок может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре он учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает, и учится действовать правильно. Таким образом, игровая деятельность в дошкольном возрасте выступает как деятельность, на основе которой у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным показателем готовности к школьному обучению. Исходя из этой концепции, мы попробовали сделать сравнительный анализ уровня сформированности игровой деятельности ребенка к моменту поступления в школу и уровня сформированности учебной деятельности к концу первого года обучения. В детском саду уровень сформированности игровой деятельности измеряется по методике Дьяченко, в которой отражены следующие компоненты: мотив игры, сюжет игры, ролевые взаимодействия детей в игре, игровые действия и предметы, игры с правилами. Учебная деятельность в школе отслеживается по следующим параметрам: учебная мотивация, целеполагание, учебные действия, действия контроля, действие оценки по методике Репкиной, Заика.

Если сравнить результаты отслеживания, то можно с уверенностью сделать следующий вывод (см. приложение 1):

  1. Дети, у которых уровень сформированности игровой деятельности был более высокий, гораздо легче и быстрее адаптируются к школьной жизни, чем дети, у которых низкий уровень
  2. Дети с высоким уровнем сформированности игровой деятельности успешнее усваивают учебный материал

Эти выводы по итогам наших наблюдений подтверждают следующие заключения отечественной психологии (Л.С.Выготский, Д.Б.Эьконин, А.Н.Леонтьев):

  1. В результате формирования игровой деятельности происходит первый отрыв от чисто наглядного, эмпирического мышления в сторону логического, теоретического (Ребенок может общаться с окружающими не только в связи с непосредственно воспринимаемыми предметами, но и по поводу представляемых, мыслимых предметов).
  2. Второе следствие – перестройка интересов и потребностей ребенка. Ролевая игра создает благоприятные условия для подчинения непосредственных побуждений и мимолетных желаний более высоким мотивам. Появляется осознание роли учителя, его общественной функции – учить детей, осознание своей общественной функции – учиться. На этой основе возникает само желание учиться.
  3. Игры с правилами способствуют развитию произвольного поведения, что является немаловажным условием безболезненной адаптации к школьной жизни.
  4. В процессе игровой деятельности вычленяются отдельные действия и операции, овладение которыми представляет собой особую задачу. Благодаря этому формируется оценка своих возможностей по практическому осуществлению той или иной задачи. “Могу” и “не могу” начинают мотивироваться наличием или отсутствием необходимых умений. К концу дошкольного возраста у детей заложен фундамент для формирования самооценки, одного из компонентов учебной деятельности. Так как программа “Развитие” Венгер, по которой работает наш детский сад, и программа развивающего обучения системы Эльконина-Давыдова, по которой работает школа, основываются на деятельностный подход к обучению, главная цель нашей работы – это формирование субъекта игровой деятельности в дошкольном возрасте и субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте.