Программа предшкольной подготовки неорганизованных детей в условиях специальных групп на базе ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Вопрос о подготовке детей к школе,  об обучении шестилеток в принципе не нов. Имеется и соответствующий научный материал, и опыт работы, обобщенный  в годы советской власти Академией образования. Об обязательном обучении дошкольников 5 – 6  лет говорилось еще в довоенные годы, тогда же создавались  «нулевые классы» при школах, «подготовительные к школе группы» при детских садах.

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года признана необходимость обеспечения  равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.

Главная цель сегодня – обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.

Для реализации этой цели Федеральной целевой программой развития образования был предусмотрен проект «Разработка и апробация моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения».

В связи с этим  остро встает проблема  разноподготовленности детей, приходящих в школу из детского сада и семьи,  и необходимости разработки вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей старшего дошкольного возраста в условиях специальных групп предшкольного образования на базе ДОУ.

Данная программа нацелена на  предшкольное  образование детей, не посещающих детские сады.

Цель программы: Создать условия для выравнивания стартовых  возможностей  неорганизованных детей перед поступлением  в школу  за счет организации  специальных групп предшкольного образования на базе детского сада.

Задачи:

  1. Приобщить ребенка к жизни в группе, к новому распорядку дня, среде, привить вкус к различным видам деятельности, научить оценивать результат своего труда.
  2. Помочь ребенку привыкнуть к коллективу, научить устанавливать дружеские взаимоотношения с другими детьми, сотрудничать с ними, совместно строить планы и доводить их до конца, придумывать игры и вместе играть.
  3. Научить учиться, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.

Основные положения  программы:

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании… Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по «поурочной» школьной системе, а проходить в режиме детсадовских занятий, предусматривающих наряду с обучением время для игровой, театрализованной, конструктивной, изобразительной, музыкальной и других видов детской деятельности.

Готовность ребенка к школе определяется всегда факторами его развития, или набором ключевых компетентностей.

Поэтому нам представляется работа по предшкольной подготовке детей, не посещающих детский сад,  в следующем ракурсе: развитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей  через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности.

Модель предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад, в условиях специальных групп предшкольного образования

Набор начальных ключевых и начальных специальных (допредметных) компетентностей будущего школьника

Пути и средства формирования заданных компетентностей

Формы организации детей, способствующие развитию заданных компетентностей

Начальная здоровьесберегающая компетентность

(готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья)

  • соблюдение личной гигиены, культуры питания, самообслуживание
  • соблюдение правил безопасного поведения в быту, в разных видах деятельности и ситуациях
  • разумного поведения в непредвиденных ситуациях

 

Начальная личностно-социальная компетентность

(готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми)

  • коммуникативность
  • самостоятельность и ответственность
  • способность проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между  «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен»
  • организованность
  • саморегуляция, самоконтроль поведения
  • интерес к социуму и культуре
  • соблюдение и использование культуры общения и культуры поведения со сверстниками и взрослыми
  • организация совместной деятельности, сотрудничества

Начальная учебно-познавательная компетентность

(готовность решать задачи, связанные с освоением содержания образования)

  • восприятие
  • внимание
  • память,  навык смыслового запоминания информации
  • мышление
  • установление причинно-следственных связей, осуществление переноса в новые условия, самостоятельная творческая активность,
  • воображение
  • проявление познавательного интереса и любознательности, стремление овладеть новыми источниками информации
  • элементарная учебная деятельность (умение слушать и слышать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата)
  • развитая мелкая моторика (тонкие движения рук, важные для овладения письмом, рисованием и т.д.)

Начальные специальные (допредметные) компетентности

  • начальная речевая компетентность

( адекватное понимание  речи на слух, элементарный филологический анализ речи и пр.)

  • начальная литературная компетентность (восприятие, анализ и интерпритация соответствующих возрастным возможностям литературных произведений)
  • начальная математическая компетентность (выделение изменений, связей и зависимостей групп предметов, чисел, величин; воссоздание геометрических фигур и силуэтов)
  • начальная экологическая компетентность
  • начальная художественная компетентность (художественное восприятие и интерпретация произведений искусства разных жанров и видов

 

Игровые и проблемные ситуации,  чтение, рассматривание иллюстраций, выполнение правил личной гигиены и самообслуживание в повседневной жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игротренинги, дидактические игры на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, экспериментирование, моделирование
логические задачи и задания, обыгрывание  проблемных ситуаций,
интеллектуальные и развивающие игры и задания

рисование, ( в т.ч. по точкам, штриховка); использование лабиринтов, вырезывание; лепка; нанизывание; игры с мелким конструктором, мелкой мозаикой; пальчиковая гимнастика, массаж рук и пр.

 

 

 

 

 

 

чтение воспитателем, рассказывание, стихи (слушание и заучивание) разгадывание ребусов, литературные КВНы и викторины, инсценирование, по необходимости – занятия с логопедом

интегрирование  заданной компетентности в игровую, продуктивную и пр. виды детской деятельности

Изобразительная, музыкальная, театральная деятельность, рассматривание картин, слушание музыкальных произведений, чтение

 

Подвижные игры – с правилами и сюжетные, физкультурные досуги и праздники, туристические мероприятия, прогулки, беседы,

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, строительные игры, игровое конструирование, ручной труд, театрализованная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация сюжетно-тематических дней, состоящих из частей:

  • интеллектуально-речевой
  • продуктивной
  • физкультурно-музыкальной
  • свободной деятельности

Предполагаемый состав предшкольной группы: дети с разным уровнем социального развития, разновозрастная группа.

В предшколе предполагается присутствие детей  трех уровней:

  • слабо подготовленные дети (те, с которыми никто не занимался ранее),
  • средне подготовленные дети (те, с которыми  время от времени занимались родители),
  • хорошо подготовленные дети (те, с которыми занимались специалисты в кружках или на дому).

В этих условиях в структуре каждого дня посещения ребенком  специальной группы предшкольного образования должно быть отведено место для индивидуальных занятий и предусмотрены методы и приемы дифференцированного подхода к детям. Перспективный план занятий с четкими целями, структурой,  дидактическим материалом  в данном случае неприемлем, так как его компоненты  должны выстраиваться на основе глубокого анализа знаний, умений и навыков конкретных детей.  Данная программа  может представить  лишь примерный план распределения сюжетно-дидактических тем.

 Особенности работы по  программе предшкольной подготовки детей в условиях специальных групп предшкольного образования:

1. Программа реализуется в режиме группы выходного дня  - 1 раз в неделю, по субботам.

2. Структура дня:

  • 3 занятия по 25 минут – для детей от 5 до 6 лет,
  • 3 занятия по 30 минут – для детей от 6 до 7 лет,
  • занятия объединены сюжетно-дидактической темой,
  • дифференцированный подход к детям с разной степенью подготовленности осуществляется за счет заданий и раздаточного развивающего материала  разной степени сложности, но единого сюжетного содержания, а также за счет  игровых ролей,
  • между занятиями перерыв 20 минут.

Примерное распределение видов детской деятельности в течение дня:

  • создание условий для работы по сюжетно-дидактической теме (предварительно),
  • зачин сюжетно-дидактической игры, чтение,
  • интеллектуально-речевая часть (1-е  занятие),
  • перерыв (самостоятельное проигрывание детьми материала, индивидуальная работа),
  • продуктивная часть (2-е  занятие),
  • перерыв (обыгрывание сделанного в продуктивной части, индивидуальная работа),
  • физкультурно-музыкальная часть (3-е  занятие),
  • самостоятельное продолжение игры, индивидуальная работа

3. Программа допускает присутствие на занятиях родителей: действия воспитателя с детьми при этом будут являться образцом для дальнейших занятий родителей с детьми дома. В течение недели желательно, чтобы родители закрепили, расширили знания детей по данной теме.

4. Предполагаются домашние задания, например, по сюжетно-дидактической теме  «Дом»: ввести в обязанность детей дома накрывать стол для всей семьи, перечислить виды столов (кухонный, письменный, компьютерный, стол-тумба, разделочный, журнальный, стол-книжка) , виды шкафов и пр.

Примерный план распределения учебного материала одного дня по сюжетно-дидактической теме «Дом»

Интеллектуально-речевая часть

Продуктивная часть

Физкультурно-музыкальная часть

Чтение.

Распределение ролей.

Игровая ситуация – встречаем гостей, накрываем стол (посуда – классификация, счет по количеству гостей); Расстановка мебели для гостей (величина, ориентировка в пространстве); Предметы домашнего обихода; Продукты питания; Помогаем дома; Семейный бюджет

На выбор педагога:

  • украшение скатерти кружевами (рисование завитков по точкам),
  •   аппликация «Красивая скатерть»,
  • лепка «Посуда»,
  • роспись лепной посуды

Игры-эстафеты типа «Кто быстрее расставит игрушки по полочкам»; «Накроет стол» («Уберет со стола»); подвижные игры типа «Бездомный заяц»; концерт для гостей; музыкально-дидактические и хороводные игры; дискотека и пр.