Вопрос о подготовке детей к школе, об обучении шестилеток в принципе не нов. Имеется и соответствующий научный материал, и опыт работы, обобщенный в годы советской власти Академией образования. Об обязательном обучении дошкольников 5 – 6 лет говорилось еще в довоенные годы, тогда же создавались «нулевые классы» при школах, «подготовительные к школе группы» при детских садах.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.
Главная цель сегодня – обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.
Для реализации этой цели Федеральной целевой программой развития образования был предусмотрен проект «Разработка и апробация моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения».
В связи с этим остро встает проблема разноподготовленности детей, приходящих в школу из детского сада и семьи, и необходимости разработки вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей старшего дошкольного возраста в условиях специальных групп предшкольного образования на базе ДОУ.
Данная программа нацелена на предшкольное образование детей, не посещающих детские сады.
Цель программы: Создать условия для выравнивания стартовых возможностей неорганизованных детей перед поступлением в школу за счет организации специальных групп предшкольного образования на базе детского сада.
Задачи:
- Приобщить ребенка к жизни в группе, к новому распорядку дня, среде, привить вкус к различным видам деятельности, научить оценивать результат своего труда.
- Помочь ребенку привыкнуть к коллективу, научить устанавливать дружеские взаимоотношения с другими детьми, сотрудничать с ними, совместно строить планы и доводить их до конца, придумывать игры и вместе играть.
- Научить учиться, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
Основные положения программы:
Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании… Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по «поурочной» школьной системе, а проходить в режиме детсадовских занятий, предусматривающих наряду с обучением время для игровой, театрализованной, конструктивной, изобразительной, музыкальной и других видов детской деятельности.
Готовность ребенка к школе определяется всегда факторами его развития, или набором ключевых компетентностей.
Поэтому нам представляется работа по предшкольной подготовке детей, не посещающих детский сад, в следующем ракурсе: развитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности.
Модель предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад, в условиях специальных групп предшкольного образования
Набор начальных ключевых и начальных специальных (допредметных) компетентностей будущего школьника |
Пути и средства формирования заданных компетентностей |
Формы организации детей, способствующие развитию заданных компетентностей |
Начальная здоровьесберегающая компетентность (готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья)
Начальная личностно-социальная компетентность (готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми)
Начальная учебно-познавательная компетентность (готовность решать задачи, связанные с освоением содержания образования)
Начальные специальные (допредметные) компетентности
( адекватное понимание речи на слух, элементарный филологический анализ речи и пр.)
|
Игровые и проблемные ситуации, чтение, рассматривание иллюстраций, выполнение правил личной гигиены и самообслуживание в повседневной жизни
Игротренинги, дидактические игры на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, экспериментирование, моделирование рисование, ( в т.ч. по точкам, штриховка); использование лабиринтов, вырезывание; лепка; нанизывание; игры с мелким конструктором, мелкой мозаикой; пальчиковая гимнастика, массаж рук и пр.
чтение воспитателем, рассказывание, стихи (слушание и заучивание) разгадывание ребусов, литературные КВНы и викторины, инсценирование, по необходимости – занятия с логопедом интегрирование заданной компетентности в игровую, продуктивную и пр. виды детской деятельности Изобразительная, музыкальная, театральная деятельность, рассматривание картин, слушание музыкальных произведений, чтение |
Подвижные игры – с правилами и сюжетные, физкультурные досуги и праздники, туристические мероприятия, прогулки, беседы,
Сюжетно-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, строительные игры, игровое конструирование, ручной труд, театрализованная деятельность
Организация сюжетно-тематических дней, состоящих из частей:
|
Предполагаемый состав предшкольной группы: дети с разным уровнем социального развития, разновозрастная группа.
В предшколе предполагается присутствие детей трех уровней:
- слабо подготовленные дети (те, с которыми никто не занимался ранее),
- средне подготовленные дети (те, с которыми время от времени занимались родители),
- хорошо подготовленные дети (те, с которыми занимались специалисты в кружках или на дому).
В этих условиях в структуре каждого дня посещения ребенком специальной группы предшкольного образования должно быть отведено место для индивидуальных занятий и предусмотрены методы и приемы дифференцированного подхода к детям. Перспективный план занятий с четкими целями, структурой, дидактическим материалом в данном случае неприемлем, так как его компоненты должны выстраиваться на основе глубокого анализа знаний, умений и навыков конкретных детей. Данная программа может представить лишь примерный план распределения сюжетно-дидактических тем.
Особенности работы по программе предшкольной подготовки детей в условиях специальных групп предшкольного образования:
1. Программа реализуется в режиме группы выходного дня - 1 раз в неделю, по субботам.
2. Структура дня:
- 3 занятия по 25 минут – для детей от 5 до 6 лет,
- 3 занятия по 30 минут – для детей от 6 до 7 лет,
- занятия объединены сюжетно-дидактической темой,
- дифференцированный подход к детям с разной степенью подготовленности осуществляется за счет заданий и раздаточного развивающего материала разной степени сложности, но единого сюжетного содержания, а также за счет игровых ролей,
- между занятиями перерыв 20 минут.
Примерное распределение видов детской деятельности в течение дня:
- создание условий для работы по сюжетно-дидактической теме (предварительно),
- зачин сюжетно-дидактической игры, чтение,
- интеллектуально-речевая часть (1-е занятие),
- перерыв (самостоятельное проигрывание детьми материала, индивидуальная работа),
- продуктивная часть (2-е занятие),
- перерыв (обыгрывание сделанного в продуктивной части, индивидуальная работа),
- физкультурно-музыкальная часть (3-е занятие),
- самостоятельное продолжение игры, индивидуальная работа
3. Программа допускает присутствие на занятиях родителей: действия воспитателя с детьми при этом будут являться образцом для дальнейших занятий родителей с детьми дома. В течение недели желательно, чтобы родители закрепили, расширили знания детей по данной теме.
4. Предполагаются домашние задания, например, по сюжетно-дидактической теме «Дом»: ввести в обязанность детей дома накрывать стол для всей семьи, перечислить виды столов (кухонный, письменный, компьютерный, стол-тумба, разделочный, журнальный, стол-книжка) , виды шкафов и пр.
Примерный план распределения учебного материала одного дня по сюжетно-дидактической теме «Дом»
Интеллектуально-речевая часть |
Продуктивная часть |
Физкультурно-музыкальная часть |
Чтение. Распределение ролей. Игровая ситуация – встречаем гостей, накрываем стол (посуда – классификация, счет по количеству гостей); Расстановка мебели для гостей (величина, ориентировка в пространстве); Предметы домашнего обихода; Продукты питания; Помогаем дома; Семейный бюджет |
На выбор педагога:
|
Игры-эстафеты типа «Кто быстрее расставит игрушки по полочкам»; «Накроет стол» («Уберет со стола»); подвижные игры типа «Бездомный заяц»; концерт для гостей; музыкально-дидактические и хороводные игры; дискотека и пр. |