Цели урока:
- показать тесную взаимосвязь музыки и живописи на примере творчества Курмангазы и С. Романова,
- развивать навык слушать и видеть, сопоставлять услышанное с произведениями живописи;
- воспитывать любовь к национальному искусству.
Зрительный ряд: портрет Курмангазы, раскладка о творчестве композитора, раскладка о казахских народных музыкальных инструментах, репродукции графических рисунков серии “Жизнь и творчество Курмангазы” С.Романова, репродукция картины “Кокпар” К.Тельжанова.
Видеоряд: видеоклипы “Сары-Арка”, “Кокпар”.
Музыкальный ряд: аудиозапись кюя Курмангазы “Сары-Арка” в домбровом и оркестровом исполнении; кюй “Аман бол шешем, аман бол”, “Аксак киик” Курмангазы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя музыки.
Мы с вами на протяжении нескольких уроков говорили о связи музыки и живописи русских и казахских художников и композиторов. Пытались вскрыть их внутреннюю, творческую и жизненную связь. Такая связь существует, разумеется, между всеми искусствами. И это естественно: ведь искусство возникает не на пустом месте, не из одного лишь произвольного воображения творцов. Оно рождается из единого источника и вырастает на единой почве. Источник этот и почва эта - жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и композитора, и художника. Поэтому-то мы и находим так много общего между различными видами искусствами, хотя в каждом из них это общее выражается разными средствами, в разных формах по-разному воздействует на нас.
3. Опрос учащихся по вопросам учителя
Учитель. А сейчас вспомним, с какими произведениями живописи мы уже познакомились?
Дети. “Гитарист” Тропинин, “Троица” А.Рублев, “Богатыри” В.Васнецов ,рис.”Аксак киик” С. Романов.
Учитель. А с какими музыкальными произведениями прослеживается связь?
Дети. “На заре ты ее не буди” А.Варламов, литургия Св. И. Злотоуста П.Чайковского, “Богатырская” симфония №2 А.Бородин, кюй “Аксак киик” Курмангазы.
Учитель. Что общего между музыкой и живописью?
Дети. термины: тональность, колорит, красочность полотен, музыкальность сочинений.
Учитель. Что отличает фотографию от живописи?
Дети. живопись передает движение, а фото показывает только миг.
Учитель. Какие слова сказал итальянский художник Микеланджело о живописи?
Дети. “Хорошая живопись - это музыка, это мелодия”.
Учитель. Каким взглядом мы пытаемся рассмотреть картины?
Дети. “ слушающим” взглядом.
Тест “Найдите соответствия”
Найдите соответствия | и сделайте соединения. | Ключ к тесту |
В. Васнецов | 1---… 1. Сары-Арка. | 1 - 9 |
К. Тельжанов | 2---… 2. Гитарист | 2 - 12 |
А. Рублев | 3---… 3. Утро стрелецкой казни | 3 - 10 |
С. Романов | 4---… 4. Весна. Большая вода | 4 - 11 |
В. Тропинин | 5---… 5. Грачи прилетели | 5 - 2 |
С. Романов | 6---… 6. Тройка | 6 - 1 |
В. Суриков | 7---… 7. Протодьякон | 7 - 3 |
И. Левитан | 8---… 8. Вечерний звон | 8 - 4 |
В. Перов | 9---… 9. Богатыри | 9 - 6 |
А. Саврасов | 10---… 10. Троица | 10 - 5 |
И. Левитан | 11---… 11. Аксак киик | 11 - 8 |
И. Репин | 12---… 12. Кокпар | 12 - 7 |
В. Васнецов | 13---… 13. Мусоргский | 13 - 14 |
И. Репин | 14---… 14. Алёнушка | 14 - 13 |
4. Объяснение нового материала. Сегодня, ребята, вы глубже познакомитесь с творчеством казахского народного композитора Курмангазы.
Жил он ещё в XIX веке. Родился Курмангазы в нынешней Уральской области в семье батрака Сагырбая. С раннего детства он познал нелегкий труд пастуха. В зной и непогоду, изо дня в день пас байский скот и только на закате солнца переступал порог родной юрты. Единственной отрадой ребенка была самодельная домбра, с которой он никогда не расставался. От своей матери Алки, Курмангазы унаследовал незаурядные музыкальные способности. Журчание горного ручья и песни птиц, свист ветра и раскаты грома, наигрыш одинокой пастушьей сыбызгы и голос вечернего аула - эта звуковая политра родного края имела для него особый смысл. Он слышал мир слухом музыканта, и каждое явление окружающей жизни представлялось в его сознании в музыкальных образах, которые он стремился передать в мелодиях и ритмах своей домбры. Однажды аул Курмангазы посетил знаменитый в то время кюйши Узак. Заметив одаренного мальчика, Узак становится его учителем. У Курмангазы был бунтарский, непримиримый характер, но в народе его очень уважали.
В 18-летнем возрасте Курмангазы решил покинуть родной аул и начать нелегкую жизнь странствующего музыканта. Судьба не баловала Курмангазы, он всю жизнь был изгнанником в своей стране. Человек неукратимого бунтарского нрава, Курмангазы постоянно находился в непримиримом конфликте с властями, которые за строптивость приклеили ему ярлык конокрада и под этим предлогом сажали его в тюрьму, из которой Курмангазы как правило убегал, и начинались странствия по родным степям - до следующей отсидки. Разъезжая по необъятной степи, встречаясь с множеством людей, играя им кюи седой старины и современные кюи, показывал свое виртуозное исполнительское мастерство, Курмангазы завоевывает признание, приобретает популярность в народе. Увиденное и перечувствованное отразилось в ряде кюев.
Учитель. Давайте вспомним, а что такое кюй?
Дети.. Кюй - инструментальная пьеса, исполняемая народным музыкантом на кобызе, домбре или сыбызгы.
Учитель. А какие вы помните кюи Курмангазы?
Дети. “Кишкентай” - “Младший”, “Аман бол, шешем, аман бол” - “Будь жива мама, будь жива”, “Сары-Арка” - “Золотая степь”, “Аксак киик” - “Хромая сайга”
Учитель. “Сары-Арка” - гениальный кюй. Восхищенный поразительными картинами бескрайних просторов, он создает эту музыку. Как вы думаете, какой должна быть музыка этого кюя?
Дети. Ответы учащихся
Учитель. Он должен исполняться на одном инструменте или нескольких?
Дети. Ответы учащихся
Учитель. О чем должна петь мелодия кюя?
Дети. О красоте степи.
“Необъятно велика казахская степь. Кто только не побывал в ней, кто не проходил по ее неоглядным просторам! - Прошел Коркыт, легендарный отец музыки; Асан-печальник, тронувший камни горестным плачем; Кобланды во главе своих доблестных воинов. Все побывали здесь и остались жить в песнях народа. И ты - ныне безвестный и бесприютный, останешься жить в памяти народа. Пусть безлюден сейчас твой путь - ветер расскажет о тебе потомкам”. Так “поет” Курмангазы в кюе “Сары-Арка”. Сейчас “Сары-Арка” можно услышать не только в сольном домбровом исполнении, как написал Курмангазы, но и в различных ансамблевых и оркестровых вариантах. Особенно ярко и впечатляюще звучит кюй в исполнении Государственного оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы.
Слушание кюя “Сары-Арка” в домбровом и оркестровом исполнении. (аудиозапись)
В “Сары-Арке” чувствуется боевое начало, переданное в образе лихой скачки и победной песни, жизнеутверждающей силы. Все нарастающая сила и захватывающая слушателя энергия этого кюя свидетельствует о мощи композиторского воображения, способного создать картины подобной ярости. Кюй отличается светлой, жизнеутверждающей музыкой.
6. Слово учителя изобразительного искусства.
На доске иллюстрации работ художника С.Романова.
“Кайран Шешем” С. Романов”
“Кази Жан” С. Романов
Глубокое содержание этого кюя отразилось в рисунке заслуженного деятеля искусств Казахстана Сахи Романова, графика, живописца. Им написана серия графических рисунков “Жизнь и творчество Курмангазы”, включающая более 15 графических листов. Художник, избрав образ Курмангазы центром композиций, вводит в каждый лист сюжет его кюев. Так родились лучшие рисунки.
“Кайран Шешем” (О, моя мать) связан с образом матери, мужественной Алки. (Курмангазы посвятил ей кюй “Кайран Шешем”, “Аман бол шешем, Аман бол” - “Будь жива, мама, будь жива”.
Взяв за основу содержание кюя, художник создает образ, в котором он воплощает и свои воспоминания, уносящие его в родной аул. В этом листе нет динамики, свойственной мелодии, но есть глубокое и нежное чувство. Художник нарисовал простую казашку с вязанкой хвороста за спиной. Он постарался передать грусть и усталость на ее лице.
Учитель музыки. Слушание кюя “Аман бол шешем, Аман бол”, анализ на соответствие характера музыки и характера картины.
Учитель. Какие использованы средства выразительности в музыке для передачи образа?
Учитель изо. Следующий рисунок - “Кози Жан” (“О, мой Кази” ) - посвящен сыну, вернувшись из тюрьмы, Курмангазы застал семью в полной нищете, а сына - больным. Художник изображает композитора, крепко прижимающим к груди сына. Он стремился к яркому изображению чувств. Рисуя профиль Курмангазы, художник усиливает характерность черт. Лицо его, волевое и страстное, по выразительности сравнимо с лицом героев легенд и преданий.
Рассмотрим следующую работу “Аксак киик” (“Хромая сайга”) - о раненом и искалеченном животном.
Учитель музыки. Слушание кюя “Аксак киик”, анализ произведений по вопросам учителя
Учитель. Какими средствами выразительности композитор передает “хромоту” раненого животного?
Дети. Слышится пунктирный ритм, жалобные интонации в музыке.
Учитель изо.
Рисунок “Сары-Арка" наиболее выразителен в этом цикле, полон динамики.
Использование плоскости листа для передачи огромного безграничного пространства пейзажа. Важную роль в пластическом решении играет штрих. Он чаще всего резок, угловат, но четко рисует форму. Пространство листа организуется так, что дается ощущение простора степи, по которой свободно гуляет ветер, уносясь в след убегающим табунам.
Просмотр и слушание видеоклипа “Сары-Арка”.
7. Слово учителя музыки.
Обратите внимание на картину “Кокпар” К. Тельжанова.
У казахов весну встречают на джайляу, где поднялись сочные травы, и чабаны отгоняют отары на летние пастбища. В это время проходят народные праздники. Кокпар - это казахская народная игра. Согласно правилам игры, состязающиеся собираются вокруг козла, пытаясь отобрать его друг у друга. Когда одному из них удается завладеть им, он мчится к финишу, остальные пытаются на ходу отнять у него добычу. Игра заканчивается тем, что победитель бросает козла в заранее намеченный двор, где затем проходит “Той” - праздник. В национальных играх отчетливо читаются черты характера народа и его многовековая история. Так и в народном конном спорте казахов проявляется ловкость, удаль, темперамент, стойкость и упорство в борьбе - качества, уважаемые в старину и сохранившие свою ценность и в наше время.
Просмотр видео фрагмента игры “Кокпар”.
Учитель. Какой кюй тут больше подходит по настроению картины?
Дети. “Сары-Арка” Курмангазы.
8. Слово учителя изобразительного искусства на фоне звучания кюя “Сары-Арка” Курмангазы. Просмотр и комментарий картины “Кокпар”.
В картине художник показывает завершающий и, вместе с тем кульминационный момент скачки, когда победитель, завладев добычей и огрев нагайкой коня, старавшегося помешать ему противника, с восторженным криком прорывается вперед. В облаках сизой пыли мелькают копыта лошадей, их лоснящиеся от пыли бока, разгоряченные лица наездников.
9. Обобщение урока.
Кюй “Сары-Арка” - главное произведение Курмангазы . Это песня о родной земле, о ее необъятном просторе и красоте. Мелодия бурная и стремительная, повествует о народной жизни, о том лучшем и героическом, что заложено в народный характер. Курмангазы воплотил в звуках своей любимой домбры голос казахского народа, голос степи.
Кюй “Сары-Арка” вызывает чувство гордости за национальную музыкальную культуру.
10.Кроссворд “Курмангазы”.
11.Вокально-интонационные упр. Исполнение песни по выбору учителя.
12. Итоги. Выставление оценок.
13. Домашнее задание: составить кроссворд по пройденной теме.
Кроссворд
1. Инструментальная пьеса, исполняемая на домбре, кобызе, сыбызги.
2. Кем был в детстве Курмангазы?
3. С каким инструментом никогда не расставался Курмангазы?
4. Кто автор серии рисунков о Курмангазы?
5. Имя матери Курмангазы.
6. Чьи интересы отстаивал композитор?
7. Какое животное изображено на рисунке С. Романова?
8. Народная казахская игра.
9. Имя народного музыканта-кюйши, учителя композитора.
10. Знаменитый кюй Курмангазы.
Ответы.
1. кюй
2. пастух
3. домбра
4. Романов
5. Алка
6. народа
7. сайгак
8. кокпар
9. Узак
10.Сары-Арка.